Приложение к Адаптированной
основной общеобразовательной
программе обучающихся с ОВЗ
(интеллектуальные нарушения)
МОУ «Мятлевская СОШ им.А.Ф. Иванова»
Программа
учебного предмета
«Речь и альтернативная
коммуникация»
1 - 4 классы
вариант 2
1
Программа учебного предмета «Речь и альтернативная
коммуникация»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
1 – 4 классы
Оглавление
1.Пояснительная записка
3
2.Общая характеристика учебного предмета
4
3. Место учебного предмета
5
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
5-7
5.Содержание учебного предмета
7-9
6.Тематическое планирование учебного предмета
10-14
7.Материально-техническое обеспечение учебного предмета
14
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
учебного
предмета
«РЕЧЬ
И
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
КОММУНИКАЦИЯ» разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП)
на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
Адаптированная основная общеобразовательная программа МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»;
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.
Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева.
Цель изучения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:
формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных
ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Задачи изучения предмета:
формировать у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию
с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления,
поддержания и завершения контакта
знакомить с альтернативными средствами коммуникации;
активизировать коммуникативные (невербальные, вербальные) средства для
развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым
доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия;
формировать доступные (включая альтернативные) средства коммуникации
взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
развивать ручную и мелкую моторики;
обучать умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по
словесной инструкции в конкретной ситуации;
формировать элементарные графомоторные умения;
развивать слуховое внимание и слуховое восприятие;
формировать интерес к чтению взрослыми коротких текстов с иллюстрациями.
3
2.
Общая характеристика учебного предмета с учетом
особенностей его
освоения обучающимися
Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной
коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными
компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощь
взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и
потребность в общении с окружающими людьми.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных
возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем
использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически
значимых для ребенка ситуациях.
Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании
специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств
коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до
вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет
формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей,
моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.
Реализация содержания учебного предмета в дополнительном классе позволит
подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с
учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими
взрослыми.
Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в
соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью понимают, обращенную к ним речь
взрослого, в конкретной ситуации взаимодействия. Ответные коммуникативные
проявления могут быть как невербальными (взгляд, улыбка, контакт глаза в глаза, жест,
рука-в-руке, предметные действия и т.д.), так и вербальными в виде отдельных звуков,
слов и элементарной фразы.
Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с
множественными нарушениями в развитии ограниченно понимают обращенную к ним
речь взрослого в конкретной ситуации, а невербальные средства общения используют
фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с
множественными нарушениями в развитии, реагируют непроизвольно, или
эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания
обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является
динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от
непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств
коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письмо.
4
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в образовательную
область «Язык и речевая практика» учебного плана МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф.
Иванова».
На изучение предмета «Речь и альтернативные коммуникации» отводится:
в 1 классе 99 часов, 3 часа в неделю;
во 2 классе 102 часа, 3 часа в неделю;
в 3 классе 68 часов, 2 часа в неделю;
в 4 классе 68 часов, 2 часа в неделю.
4.ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета «РЕЧЬ И
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»:
адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на
обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия;
устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым,
потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную
ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств
общения;
эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь
знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,
зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого
в конкретной коммуникативной ситуации,
интерес к взаимодействию со знакомым взрослым.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная
коммуникация».
Предметными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация»
является формирование следующих умений:
Понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира
и деятельность человека.
Уметь самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в
учебных и коммуникативных целях.
Понимать обращенную речь, понимать смысл рисунков, фотографий, пиктограммы,
другие графические знаки.
Уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом,
коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь
устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
Уметь вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и
вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации.
Использовать предметы, жесты, взгляд, шумовые, голосовые, речеподражательные
реакции для выражения индивидуальных потребностей.
Понимать смысл узнаваемых слов.
Узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо
известных предметов и действий.
Использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.
Узнавать и различать образы графем (букв).
5
Копировать с образца отдельные буквы, слоги, слова.
Знать и называть слова, символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо»,
«пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа»,
«бабушка», «я», «ты», «учитель»;
-уметь употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть
руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «учитель», знать
символы или жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да»,
«нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты»;
Уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных
ситуациях: «здравствуйте» «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет»,
«туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа» «бабушка» , «я», «ты».
Чтение:
Неречевые звуки:
-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти
источников);
-уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;
-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух
источников).
Речевые звуки:
-уметь имитировать неречевые звуки речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит
комар, р – рычит собака, у –воет волк);
-уметь имитировать речевые звуки с изменением силы звучания. Элементарная
артикуляционная гимнастика;
-уметь определять принадлежность имитационных речевых звуков конкретному человеку;
-уметь различать неречевые и речевые звуки.
Буквы и звуки.
- уметь узнавать, конструировать и выделять букву;
- уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки.
Слово:
-уметь условно – графически фиксировать 2-3слова с последующим «чтением» их
вразбивку;
-уметь условно – графически фиксировать слово с последующим «чтением» с помощью
учителя.
Предложение:
-уметь условно – графически фиксировать заданные предложения с последующим
«чтением»;
-уметь подбирать одно из двух близких по содержанию предложение к заданной картинке
с последующим «чтением» предложения по условно-графическому изображению;
- уметь делить предложение, состоящее из двух слов, условно-графически фиксировать и
«читать» его;
-уметь составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам;
-уметь условно – графически фиксировать предложение с последующим «чтением» с
помощью учителя.
-уметь составлять предложения из трѐх слов по сюжетным картинкам и условнографически изображать с последующим «чтением» бегло и отдельными словами;
-уметь составлять предложения из трѐх слов по двум предметным картинкам и условнографически изображать с подстановкой различных слов- действий с последующим
«чтением» предложения бегло и отдельными словами.
Слог:
-уметь делить слова (2 слога, 3 слога) на слоги самостоятельно;
-уметь делить слова (2 слога, 3 слога) на слоги с помощью учителя.
6
Письмо:
- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме,
положение карандаша, альбома);
-знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме,
положение альбома, карандаша).
Выполнение упражнений для кистей и пальцев рук:
- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук;
- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук с помощью взрослых.
Ориентировка на листе бумаги:
-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги;
-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги с помощью учителя.
Обводка фигур по шаблону, трафарету:
-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием,
дорисовыванием до какого-либо предмета;
-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием.
Обводка фигур по контуру:
-уметь обводить фигуры по контуру (пунктирным линиям ( - - -);
-уметь обводить фигуры по контуру (сплошная линия).
Ориентировка в рабочей строке:
-уметь ориентироваться в рабочей строке (верхняя линия, нижняя линия), (начало,
середина, конец);
- уметь ориентироваться в рабочей строке.
5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И альтернативная
коммуникация»
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное
имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе
внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом,
предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая еѐ звуком (словом,
предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом
(предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную
тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции
(очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение
внимания звучащим предметом; выражение удовольствия
(неудовольствия),
благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,
предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие
(прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение
согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов
7
с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая
картинка,
пиктограмма).
Выражение
согласия
(несогласия),
удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с
напечатанными
словами.
Выражение
согласия
(несогласия),
удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание
вопросов. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия),
благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов, приветствие (прощание). Выражение согласия (несогласия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д.. Выражение своих
желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание. Выражение своих
желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием
компьютера.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имѐн членов семьи, учащихся
класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и
др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на
предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число,
количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь
слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа,
дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имѐн членов семьи (учащихся
класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние
(употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия
предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма
и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние
(употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
8
Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять,
второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых
предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по
содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по
серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа
о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями
(фотографии, рисунки).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Сообщение имѐн членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)
посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Использование
графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического
изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать,
спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения для
обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование
графического изображения для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения для обозначения признака действия,
состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Использование напечатанного слова указывающего на предмет, его признак (я, он, мой,
твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества
предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений. Ответы на вопросы по
содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по
серии сюжетных картинок. Составлениерассказа о прошедших, планируемых событиях.
Составление рассказа о себе.
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием
элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение
слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
9
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Название
раздела
Коммуникация
Класс
1
26
2
21
3
4
11
11
Основные виды деятельности
обучающихся
Устанавливают
контакт
с
собеседником:
установление
зрительного контакта с собеседником,
учет
эмоционального
состояния
собеседника.
Реагируют
на
собственное
имя.
Приветствуют
собеседника
звуком
(словом,
предложением). Привлекают к себе
внимания
звуком
(словом,
предложением). Выражают своих
желаний
звуком
(словом,
предложением).
Обращаются
с
просьбой о помощи, выражая еѐ
звуком
(словом,
предложением).
Выражают
согласие
(несогласие)
звуком
(словом,
предложением).
Выражают
благодарность
звуком
(словом, предложением). Ответы на
вопросы
словом
(предложением).
Задают
вопросы
предложением.
Прощаются с собеседником звуком
(словом, предложением).
Указывают взглядом на объект
при выражении своих желаний, ответе
на вопрос. Выражают мимикой
согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия);
приветствие
(прощание) с использованием мимики.
Выражают
жестом
согласия
(несогласия),
удовольствия
(неудовольствия),
благодарности,
своих
желаний;
приветствие
(прощание), обращение за помощью,
ответы на вопросы с использованием
жеста.
Привлекают
внимание
звучащим предметом; выражение
удовольствия
(неудовольствия),
благодарности звучащим предметом;
10
обращение за помощью, ответы на
вопросы, предполагающие согласие
(несогласие)
с
использованием
звучащего предмета. Выражают свои
желания, благодарность, обращение за
помощью, приветствие (прощание),
ответы на вопросы с предъявлением
предметного
символа.
Выражают
согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия),
благодарности,
своих
желаний,
приветствие
(прощание), обращение за помощью,
ответы
на
вопросы,
задавание
вопросов
с
использованием
графического
изображения
(фотография, цветная картинка, чернобелая картинка). Выражают согласие
(несогласие,
удовольствие(неудовольствие),
благодарности,
своих
желаний,
приветствие (прощание), обращение за
помощью,
ответы
на
вопросы,
задавание вопросов с использованием
карточек с напечатанными словами.
Выражают согласие (несогласие),
удовольствия
(неудовольствия),
благодарности,
своих
желаний,
приветствие (прощание), обращение за
помощью,
ответы
на
вопросы,
задавание вопросов с использованием
таблицы букв.
Выражают
согласие
(несогласие),
удовольствия
(неудовольствия),
благодарности,
своих
желаний,
приветствие
(прощание), обращение за помощью,
ответы
на
вопросы,
задавание
вопросов.
Привлекают
внимание,
выражают
согласие
(несогласие),
благодарность,
своих
желаний,
обращение за помощью, ответы на
вопросы,
задавание
вопросов,
приветствие (прощание). Выражают
согласие
(несогласие),
благодарность, свои
желания, приветствие (прощание),
11
обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов, рассказ
о себе, прошедших событиях и т.д.
Выражают свои желания, согласие
(несогласие),
благодарность,
приветствие (прощание), обращение за
помощью,
ответы
на
вопросы,
задавание вопросов. Выражают свои
желания,
согласие
(несогласие),
благодарность,
приветствие
(прощание), обращение за помощью,
ответы
на
вопросы,
задавание
вопросов, рассказывание с
использованием
компьютера.
Развитие
речи
средствами
вербальной
и
невербальной
коммуникации
58
61
32
32
Сообщают собственное имя
посредством напечатанного слова.
Сообщение имѐн членов семьи
(учащихся класса, педагогов класса).
Используют графическое изображение
для обозначения предметов и объектов
(посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт,
птицы и др.). Используют графическое
изображение (электронного устройства)
для обозначения действия предмета
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.).
Используют графические изображения
для обозначения признака предмета
(цвет, величина, форма и др.).
Используют графические изображения
для обозначения обобщающих
понятий (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт,
птицы и др.).
12
Составляют рассказ о себе. Узнают и
различают имена членов семьи,
учащихся класса, педагогов.
Пониманиеслов, обозначающих
предмет (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт,
птицы и др.). Понимание слов,
обозначающих действия предмета (пить,
есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих
признак предмета (цвет, величина,
форма и др.). Понимание слов,
обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно и др.). Понимание слов,
указывающих на предмет, его признак
(я, он, мой, твой и др.). Понимание слов,
обозначающих число, количество
предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих
взаимосвязь слов в предложении (в, на,
под, из, из-за и др.). Понимание простых
предложений. Понимание сложных
предложений. Понимание содержания
текста.
Чтение и письмо
15
20
25
25
Составляют короткие слова, для
использования их в коммуникации;
составление коротких предложений из
знакомых слов или букв и используют
их в практике коммуникации.
Узнают и различают образы (букв).
Графические действия с
использованием элементов графем:
обводка, штриховка, печатание букв
(слов).
Узнавание звука в слоге. Соотнесение
звука с буквой. Узнавание графического
13
изображения буквы в слоге. Называние
буквы. Чтение простого (гласного)
слога. Написание буквы.
Всего:
99
102
68
68
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебного предмета «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИИЯ включает:
учебники:
Якубовская Э.В., Русский язык (в 2 ч), 3 кл, Просвещение
Якубовская Э.В., Русский язык (в 2 ч), 4 кл, Просвещение
Ильина С.Ю. Чтение (в 2 ч), 3 кл, Просвещение
Ильина С.Ю. Чтение (в 2 ч), 4 кл, Просвещение
Комарова С.В. Речевая практика, 3 кл, Просвещение
Комарова С.В. Речевая практика, 4 кл, Просвещение
- игрушки дидактические и сюжетные:
- магнитная доска;
-куклы, игрушки, наборы сказочных персонажей;
- набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);
- трафареты с изображением животных, сюжетных картинок, сказочных персонажей,
гласных букв;
- графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии),
с напечатанными словами;
- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- презентации;
- книги с иллюстрациями сказок «Репка» (русская народная сказка), «Колобок» (русская
народная сказка), «Теремок» (русская народная сказка), «Кто сказал мяу?», «Под
грибом» (автор В. Сутеев) и др.;
- настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино», «Путешествие
по Москве», «Путешествие по России», «Путешествие по зоопарку»);
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания
презентации.
14