Приложение к Адаптированной
основной общеобразовательной
программе обучающихся с ОВЗ
(интеллектуальные нарушения)
МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»
Программа
учебного предмета
«Окружающий
социальный мир»
1 - 4 классы
вариант 2
1
Программа учебного предмета «Окружающий социальный мир»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
1 – 4 классы
Оглавление
1. Пояснительная записка
3
2. Общая характеристика учебного предмета
3-4
3. Место учебного предмета в учебном плане
4
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
4-5
5. Содержание учебного предмета
5-9
6. Тематическое планирование учебного предмета
10-13
7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
13
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «СОЦИАЛЬНЫЙ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивнометодическими документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП)
на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
Адаптированная основная общеобразовательная программа МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н.
Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева.
Цель изучения учебного предмета «Окружающий социальный мир»:
формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в
социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи изучения предмета:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с
ними).
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на
формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию
учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально
возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального
развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с
этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет
планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и
включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе
включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений
ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в
том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе, в местах общего
пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город, знакомится с
различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом,
наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно
общепринятым нормам поведения.
Занятия по предмету «Окружающий социальный мир» проводятся 2 раза в неделю.
3
На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия,
которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя
возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по
степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую
(сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную
трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную
(лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению
и закреплению представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических
представлений органически сочетается с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами
урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Окружающий социальный мир» входит в образовательную область
«Окружающий мир» учебного плана МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова».
На изучение предмета «Социальный природный мир» отводится:
в 1 классе 33 часа, 1 час в неделю;
во 2 классе 34 часа, 1 час в неделю;
в 3 классе 68 часов, 2 часа в неделю;
в 4 классе 68 часов, 2 часа в неделю.
4.ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета «Социальный
окружающий мир»:
Социально - эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира),
развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла
учения.
Предметные
результаты
«Социальный окружающий мир»
освоения
учебного
предмета
4
Предметные результаты:
-Умение ориентироваться в классе, в помещениях школы.
-Соблюдение правил учебного поведения.
-Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.
-Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
-Представление об убранстве дома, о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка,
кресло, кровать, табурет, комод).
-Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка,
стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода,
чайник, половник, нож).
-Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель,
электрический чайник).
-Ориентация во дворе.
- Представления о профессиях людей, работающих в школе.
- Представления о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец,
учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка,
краски, кисточка, пластилин и т.д.).
-Представление о часах.
-Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет).
-Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная
площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания
ковров, место для контейнеров с мусором, газон).
- Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение,
электроснабжение).
-Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СОЦИАЛЬНЫЙ ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
Рабочая программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор»,
«Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы,
изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в
котором он проживает, о России, еѐ культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с
рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности,
ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим
признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной
жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки
других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами
поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и
угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на
улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования
умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная
целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно
сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в
общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др.
Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой
формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная
деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе
работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству,
где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.
5
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что
занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин,
кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными
организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью
окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Школа
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.
Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе.
Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков
школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание
(соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон
класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец,
учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка,
краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения
школьных
принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание
(различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств
человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать
свой интерес к другому человеку.
Квартира, дом, двор.
Узнавание (различение)частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный
(деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего
пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей,
нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др.
Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не
заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др.
Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком,
кодовым замком).Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная,
детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание
функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса
(город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на
слух, написанного). Написание своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей
территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для
парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для
контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во
дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль,
вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран,
трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество).
Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной
ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы),
грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят
вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации.
Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож,
кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические
(наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов
(циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и
средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание
назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.).
6
Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером,
планшетом и др.): включение, использование (связь, игра и т.п.), выключение.
Предметы быта.
Узнавание (различение)электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор,
обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен,
кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности
при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов
мебели(стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание
назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная
и др.).Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка,
нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды.
Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска,
дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера(светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза,
статуэтки, свечи).Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение)светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы).
Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов
(частей часов).
Продукты питания.
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по
внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание
(различение)молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло,
морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом.
Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение)мясных
продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки
(приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета,
фарш).Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание
правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение)рыбных продуктов: готовых к
употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая),
требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета,
рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов.
Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных
изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки,
сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны,
вермишель, рожки).Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных
изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение)круп и
бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий
горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые).
Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил
хранения круп и бобовых. Узнавание (различение)кондитерских изделий (торт, печенье,
пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов
бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре
(глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка,
коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых
работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств
дерева (прочность, твѐрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит).Узнавание
предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево
7
(молоток, пила, топор).Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание
предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из
стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость).
Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и
др.). Знание свойств металла (прочность, твѐрдость – трудно сломать, тонет в воде).
Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание
свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвѐтся).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора,
покрывала, постельное бельѐ, обивка мебели и др.). Узнавание (различение)
инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств
пластмассы (лѐгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы
(бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
Город.
Узнавание (различение) элементов городской, улицы (проспекты, переулки),
площади (Октябрьская, Ленина и др.), здания, парки).Узнавание (различение), назначение
зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи
(банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет,
одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк,
жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель,
парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка).Знание особенностей
деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в
общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая
часть, тротуар).Узнавание (различение) технических средств организации дорожного
движения
(дорожный
знак
(«Пешеходный
переход»),
разметка
(«зебра»),
светофор).Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил
поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей города Москва и
Калуга.
Транспорт.
Узнавание (различение)наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание
назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного
транспортного средства. Узнавание (различение)воздушного транспорта. Знание
назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей
воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание
назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного
транспортного средства. Узнавание (различение)космического транспорта. Знание
назначения космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей
космического транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих
на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение)
общественного транспорта.
Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание
(различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская
машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей,
работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание
места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в
автобус, покупка билета и др.).
Традиции, обычаи.
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта,
Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание символики и
атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел). Знание
нравственных традиций, принятых в православии.
8
Страна.
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)
государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото,
видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание
(узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь,
Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео.
Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и др.).
Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей гражданина
России. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России
(паспорт, свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических событий
России. Знание выдающихся людей России.
9
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Окружающий
социальный мир»
Название
раздела
Школа
Класс
1
2
3
4
7
5
12
12
Основные виды деятельности
обучающихся
Умение передвигаться по школе в
нужном направлении
Прививать этикет в школьной жизни.
Установление контактов обучающихся
с окружающим
пространством. Находить нужное
помещение;
соблюдать элементарные правила
безопасного
поведения в школе; ориентироваться в
режиме дня
Ориентироваться
в
пространстве
класса;
пользоваться учебной мебелью.
Находить свой класс, входить и
выходить из класса
после звонка по разрешению. Учить
правильно
сидеть за партой, поднимать руку для
ответа.
Учить поддерживать порядок в классе,
убирать вещи
и игрушки на свои места. Умение
выполнять
заданное
действие
совместно
с
педагогом
Учить
поддерживать порядок в классе,
убирать вещи и игрушки на свои
места. Умение вести себя на уроке,
следовать инструкциям
учителя, действовать по подражанию
10
Квартира,
двор
дом,
7
7
14
14
Предметы быта
4
2
8
8
Продукты
питания
3
3
4
4
Различают части дома (стена, крыша,
окно,
дверь,
потолок,
пол).
Ориентируются в помещениях своего
дома. Определяют типы домов
(одноэтажные
/многоэтажные,
каменные/
деревянные).
Классифицируют
помещения
квартиры (комната, прихожая, кухня,
ванная комната, туалет, балкон).
Классифицируют предметы мебели
(стол, стул, диван, шкаф, кресло,
кровать). Различают предметы посуды,
предназначенные для
сервировки
стола (тарелка, стакан, кружка, ложка,
вилка, нож) и для приготовления пищи
(кастрюля, сковорода, чайник, нож).
Эмоционально участвуют в процессе
общения.
Называют электробытовые приборы
(телевизор,
утюг,
лампа,
электрический чайник). Рассказывают
о назначении электроприборов, о
правилах техники безопасности при
пользовании
электробытовым
прибором. Называют предметы мебели
(стол,
стул,
диван,
шкаф).
Рассказывают о назначении предметов
мебели. Называют предметы посуды
(тарелка, стакан, кружка). Определяют
назначение предметов посуды.
Узнают и различают напитки по виду,
по вкусу, по упаковке. Узнают
упаковки с молочным продуктом.
Знакомятся с правилами хранения
молочных продуктов. Узнают и
различают мясные продукты: готовых
к употреблению (колбаса, ветчина),
требующих
обработки
(приготовления)
(мясо
(свинина,
говядина, баранина, птица), сосиска,
сарделька, котлета, фарш). Знание
правил хранения мясных продуктов.
Узнают
и
различают
рыбные
11
Предметы
и
материалы,
изготовленные
человеком
3
4
3
3
Город
2
4
8
8
Транспорт
3
3
12
12
продукты. Узнают и различают муку и
мучные
изделия:
готовых
к
употреблению (хлеб, батон, пирожок,
булочка, сушки, баранки, сухари),
требующих
обработки
(приготовления) (макаронные изделия
(макароны,
вермишель,
рожки).
Узнают и различают крупы и бобовые:
готовых
к
употреблению
(консервированная фасоль, кукуруза,
горошек, свежий горох), требующих
обработки (приготовления) (греча, рис,
пшено и др. крупы, бобовые). Узнают
и различают кондитерские изделия
(торт, печенье, пирожное, конфета,
шоколад).
Учатся сообщать о желании
сходить в туалет.
Учатся
сидеть
на
унитазе
и
оправлению
малой/большой нужды.
Учатся
пользоваться
туалетной
бумагой.
Соблюдают
последовательность
действий в туалете (поднимание
крышки
(опускание
сидения),
спускание одежды (брюк, колготок,
трусов), сидение на унитазе/горшке,
оправление
нужды
в
унитаз,
пользование
туалетной
бумагой,
одевание одежды (трусов, колготок,
брюк), нажимание кнопки слива воды,
мытье рук.
Называют: улица, переулок, площадь.
Называют названия улиц, переулков и
площадей, расположенных вблизи
школы и местожительства, номера
домов, подъездов, квартир. Находят
дома по адресу, находят заданный
подъезд и квартиру.
Называют виды транспорта, правила
выхода из транспорта и обход его,
таблички
указателя
остановок
транспорта, наземный, воздушный
транспорт.
Рассказывают
о
профессиях людей, работающих на
транспорте. Называют общественный
транспорт.
Соблюдают
правила
пользования
общественным
транспортом.
Показывают
места
посадки и высадки из автобуса.
Рассказывают,
как
пользоваться
общественным транспортом (посадка в
автобус, покупка билета).
12
Страна
Традиции
обычаи
Всего:
и
2
4
4
4
2
2
3
3
33
34
68
68
Называют государство, в котором мы
живем, государственную символику
(герб, флаг, гимн), президента РФ (на
фото, видео); названия столицы
России.
Не
перебивают
одноклассников, учителя во время
урока. Называют государственные
праздники, названия столицы России,
основные достопримечательности
столицы (Кремль, Красная площадь).
Называют традиции и атрибуты
праздников. Эмоционально участвуют
в процессе общения.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебного предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» включает:
учебники:
1.Окружающий мир (в 2 ч), Плешаков А.А., Крючкова Е.А., 3 кл. Просвещение.
2. Окружающий мир (в 2 ч), Плешаков А.А., Крючкова Е.А., 4 кл. Просвещение
Дидактические материалы:
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи;
- детские наборы посуды, предметы быта;
- предметные, сюжетные картинки;
- набор картинок « Одежда», «Профессии», «Транспорт» ;
- тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира.
13