Приложение к Адаптированной
основной общеобразовательной
программе обучающихся с ОВЗ
(интеллектуальные нарушения)
МОУ «Мятлевская СОШ им.А.Ф. Иванова»
Программа
учебного предмета
«Окружающий
природный мир»
1 - 4 классы
вариант 2
1
Программа учебного предмета «Окружающий природный мир»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
1 – 4 классы
Оглавление
1. Пояснительная записка
3
2. Общая характеристика учебного предмета
3-4
3. Место учебного предмета в учебном плане
4
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
5
5. Содержание учебного предмета
6-8
6. Тематическое планирование учебного предмета
9-14
7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
14-15
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивнометодическими документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП)
на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
Адаптированная основная общеобразовательная программа МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»;
Программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: пособие для учителя.
С.В.Кудрина.– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС.
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н.
Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева.
Цель изучения учебного предмета «Окружающий природный мир»:
формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с
природой, бережного отношения к природе.
Задачи изучения предмета:
-формировать представления об объектах и явлениях неживой природы;
-формировать временные представления;
-формировать представления о растительном и животном мире.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном
мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир»
рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, еѐ многообразии, о
взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир»,
«Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает
знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе –
сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер,
ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок
знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о
среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять
в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка
обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются
к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за
трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится
выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление
аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к
3
природе.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к
общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его
строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких
предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными
грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы
(съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в
природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол,
консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку
следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов
(подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание
значения грибов, способов переработки грибов.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы:
камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч.
собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал
(видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов;
пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными;
различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с
различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой
материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у
детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок,
аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.
По возможности, в организации создаются «живые уголки» для непосредственного
контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками,
морскими свинками и т.д.). При наличии соответствующих ресурсов в организации может
быть создан небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и
птицы, разбит учебный огород и/или поставлена теплица. Подобные хозяйства
обеспечивают условия эффективного формирования представлений об окружающем мире,
навыков трудовой деятельности обучающихся. Кроме того, организованные занятия с
животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния детей в
процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия
возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении необходимо
организовывать учебные поездки детей в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства и т.д.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Окружающий природный мир» входит в образовательную область
«Окружающий мир» учебного плана МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова».
На изучение предмета «Окружающий природный мир» отводится:
в 1 классе 66 часов, 2 часа в неделю;
во 2 классе 68 часов, 2 часа в неделю,
в 3 классе 68 часов, 2 часа в неделю;
в 4 классе 68 часов, 2 часа в неделю.
4
4.ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета «Окружающий
природный мир»:
1.
Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей
принадлежности к определѐнному полу, как «Я»);
2.
Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и
совместной деятельности;
3.
Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
социуме;
4.
Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность
за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах,
общепринятых правилах;
5.
Владение правилами поведения в учебной ситуации;
6.
Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
7.
Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим,
понимание и сопереживание чувствам других;
8.
Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных
ситуациях доступным образом;
9.
Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий
природный мир»:
1)
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным
природным и климатическим условиям.
•
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
•
Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг,
река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
•
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных
изменениях, их влиянии на жизнь человека.
•
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
2)
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
•
Интерес к объектам живой природы.
•
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды,
понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
•
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за
ними.
•
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3)
Элементарные представления о течении времени.
•
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем
года.
•
Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней
недели, месяцев в году и др.
5
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ
МИР»
Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение)
частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) деревьев (берѐза, дуб, клѐн, ель, осина, сосна, ива, каштан).
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых
деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных
деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение)
кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание
особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в
природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон,
апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни
человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук,
картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу,
запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в
жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод
(смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика,
брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод.
Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание
(различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберѐзовик, лисичка, подосиновик, опенок,
поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка,
шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе
и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых
цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза,
лилия, пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка,
фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов
(корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений
с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни
человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и
дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята,
одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание
(различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание
значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных
растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей
ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни
человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь,
кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в
жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох,
карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса.
Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья
колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого
пояса.
Животный мир.
6
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы,
хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков
животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание
(различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот,
собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних
животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних
животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение)
детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок,
котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж,
кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких
животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения
диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных
(волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).Узнавание (различение)
животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин,
олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом
обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса
(верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания
животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы.
Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц.
Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание
особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в
группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание
(различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок).
Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь,
сова).Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь,
грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу
«перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание
значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц
(лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание
строения рыбы(голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения
тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб
(сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание
строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни.
Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка,
стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения
насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание
(различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек,
осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения
тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей.
Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание
(различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы,
аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание
и др.).
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе.
Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание
(различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание
изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств
7
воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба.
Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения
объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага,
равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте.
Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе
и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в
лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни
человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит,
известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека.
Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека.
Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение
правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и
жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание
свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека.
Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о
сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с
видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание
(различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.
Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами
деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о
последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание
(различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре
(определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание
(различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.
Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений,
происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в
жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений
в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад,
листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем
года. Рассказ о погоде текущего дня.
8
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Окружающий природный мир»
1 класс (66 часов, 2 часа в неделю)
№
1.
Тема
Золотая осень
10
2.
Природа осенью
10
3
Зимушка – зима
17
4
Природа и человек
10
5
Весна пришла!
15
Повторение
4
Основные виды деятельности обучающихся
Наблюдения за объектами живой и неживой природы,
слушание рассказа учителя, участие в беседе.
Слушание рассказа учителя, участие в беседе, разглядывание
сюжетной картинки
Слушание рассказа учителя, участие в беседе, разглядывание
сюжетной картинки, составление предложений по картинке
Выполнений действий по образцу и по инструкции педагога
Разглядывание предметных и сюжетных картинок,
натурального огурца, муляжа, собирание разрезных
картинок, участие в беседе
Разглядывание предметных и сюжетных картинок,
натуральной моркови,муляжа, собирание разрезных
картинок, участие в беседе.Разглядывание предметных и
сюжетных картинок, собирание разрезных картинок, участие
в беседе. Разглядывание предметных и сюжетных картинок,
собирание разрезных картинок, участие в беседе
Разглядывание предметных картинок, участие в беседе,
рисовании и аппликация.
Разглядывание предметных картинок, участие в беседе,
составление гербария.
Слушание рассказа учителя, участие в
беседе, разглядывание предметных и
сюжетных картинок, составление
предложений по картинке.
Слушание рассказа учителя, участие в беседе, разглядывание
предметных и сюжетных картинок, составление
предложений по картинке.Наблюдение за природными
явлениями, участие в беседе.
Слушание рассказа учителя, участие в беседе, разглядывание
предметных и сюжетных картинок, составление
предложений по картинке.Наблюдение за природными
явлениями, участие в беседе.
Наблюдение за работой швеи.
Наблюдение за работой столяра.
Слушание рассказа учителя, участие в беседе, разглядывание
предметных и сюжетных картинок, составление
предложений по картинке.Наблюдение за природными
явлениями, участие в беседе.
Наблюдение за растениями сада и
огорода .
Слушание рассказа учителя, участие в беседе, разглядывание
предметных и сюжетных картинок, составление
предложений по картинке.Наблюдение за природными
9
явлениями, участие в беседе.
Итого:
66
2класс (68 часов, 2 часа в неделю)
№
Тема
1. Золотая осень
10
11
Слушание рассказа учителя, участие в беседе, разглядывание
сюжетной картинки .
Наблюдение за явлениями живой и неживой природы,
ответы на вопросы, слушание рассказа учителя.
Выполнений действий по образцу и по инструкции педагога
Разглядывание предметных и сюжетных картинок,
собирание разрезных картинок, участие в беседе
17
Слушание рассказа учителя, участие в беседе, разглядывание
сюжетной картинки .
Наблюдение за явлениями живой и неживой природы,
ответы на вопросы, слушание рассказа учителя.
Выполнений действий по образцу и по инструкции педагога
Разглядывание предметных и сюжетных картинок,
собирание разрезных картинок, участие в беседе
8
Слушание рассказа учителя, участие в беседе, разглядывание
сюжетной картинки .
Наблюдение за явлениями живой и неживой природы,
ответы на вопросы, слушание рассказа учителя.
Выполнений действий по образцу и по инструкции педагога
Разглядывание предметных и сюжетных картинок,
собирание разрезных картинок, участие в беседе
18
Слушание рассказа учителя, участие в беседе, разглядывание
сюжетной картинки .
Наблюдение за явлениями живой и неживой природы,
ответы на вопросы, слушание рассказа учителя.
Выполнений действий по образцу и по инструкции педагога
Разглядывание предметных и сюжетных картинок,
собирание разрезных картинок, участие в беседе
2.
Природа осенью
3
Зимушка – зима
4
Природы
рукотворный мир
Основные виды деятельности обучающихся
Слушание рассказа учителя, участие в беседе, разглядывание
сюжетной картинки .
Наблюдение за явлениями живой и неживой природы,
ответы на вопросы, слушание рассказа учителя.
Выполнений действий по образцу и по инструкции педагога
Разглядывание предметных и сюжетных картинок,
собирание разрезных картинок, участие в беседе
5
Весна пришла!
10
Повторение
4
Итого:
68
Слушание рассказа учителя, участие в беседе, разглядывание
сюжетной картинки .
Наблюдение за явлениями живой и неживой природы,
ответы на вопросы, слушание рассказа учителя.
Выполнений действий по образцу и по инструкции педагога
Разглядывание предметных и сюжетных картинок,
собирание разрезных картинок, участие в беседе
3 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
№
Тема
1. Растительный
мир
16
Основные виды деятельности обучающихся
Различать, называть и показывать данные виды цветов.
Называть основные части цветов.
Уметь поливать, рыхлить и опрыскивать цветы.
Рассказать о пользе комнатных растений, их значении для
человека.
Уметь нарисовать цветок по образцу, по инструкции.
Различать и называть фрукты, рассказать о внешнем виде
апельсина.
Лепить дерево по образцу, по инструкции.
Различать и называть тыкву, рассказать о ее внешнем виде,
полезных свойствах.
Рисовать дерево по образцу, по инструкции.
Различать и называть ягоду, рассказать о ее внешнем виде,
месте произрастания и полезных свойствах.
Различать и называть ягоду, рассказать о ее внешнем виде и
полезных свойствах.
11
Животный мир
16
3
Объекты
природы
20
4
Временные
представления
16
Итого:
68
Знание основных признаков животного, чем питается, его
пользы для человека.
Под руководством учителя выполняют рисунок,
рассказывают о животном.
Познакомиться со строением дикого животного (голова,
туловище, шерсть, лапы).
Узнают, чем питается волк, где обитает, как заботится о
детенышах.
Отгадывают загадки, знакомятся со сказками и
поговорками о волке.
Под руководством учителя наблюдают за изменениями в
живой и неживой природе.
Знание строения птицы. Установление связи строения тела
птицы с ее образом жизни.
Лепить по образцу. Называть детенышей домашних птиц.
Упражнения в группировке, обобщении, исключении через
игру.
Выполняют рисунок по образцу, по алгоритму.
Рассматривание картинок, отгадывание загадки с
характерными признаками называние частей тела,
описание внешнего вида.
Узнают, где обитают, чем питаются утки.
Под руководством учителя, по образцу учатся выполнять
работу.
Слушание рассказа учителя, участие в беседе, разглядывание
сюжетной картинки .
Наблюдение за явлениями живой и неживой природы,
ответы на вопросы, слушание рассказа учителя.
Выполнений действий по образцу и по инструкции педагога
Разглядывание предметных и сюжетных картинок,
собирание разрезных картинок, участие в беседе
Слушание рассказа учителя, участие в беседе, разглядывание
сюжетной картинки .
Наблюдение за явлениями живой и неживой природы,
ответы на вопросы, слушание рассказа учителя.
Выполнений действий по образцу и по инструкции педагога
Разглядывание предметных и сюжетных картинок,
собирание разрезных картинок, участие в беседе
12
4 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
№
Тема
1. Растительный
мир
16
2. Животный мир
16
Основные виды деятельности обучающихся
Формирование представлений о растениях(куст, дерево,
трава).Формирование представлений о частях
растений(корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Формирование представлений о комнатных растениях:
герань, кактус, фиалка, фикус.
Рассмотреть особенности ухода за комнатными растениями
Формирование представлений о значении комнатных
растений в жизни человека
Формирование представлений о деревьях(береза, дуб, клен,
ель, сосна, ива, каштан).Рассматривание листьев деревьев,
нахождение различий в строении.
Формирование представления о строении дерева(ствол,
корень, ветки, листья).Зарисовка дерева.
Просмотр презентации о значении растений в природе и
жизни человека.
Узнавание фруктов по внешнему виду (вкусу, запаху)
яблока, банана, лимона, апельсина, мандарина, груши.
Различение съедобных и несъедобных частей
фрукта(мякоть, кожура, семечки)
Узнавание овощей по внешнему виду(вкусу, запаху)лука,
моркови, свеклы, картофеля.
Выделение съедобных и несъедобных частей овоща(мякоть,
кожура).
Просмотр презентации о значении овощей в жизни человека.
Расширение знаний о группе домашних животных на основе
знакомства с коровой, козой, овцой, лошадью, котом,
собакой (внешний вид, питание, повадки, образ жизни,
детѐныши, способы передвижения).Объединение их в
группу «домашние животные» Расширение знаний о группе
диких животных на основе знакомства с волком, лосем,
зайцем ,лисой, медведем, белкой (внешний вид, питание,
повадки, образ жизни, детѐныши, приспособление диких
животных к природным условиям). Объединение их в
группу «Дикие животные».
Расширение знаний о группе домашних птиц на основе
знакомства с курицей, петухом, уткой, гусем, индюком
(внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детѐныши,
способы передвижения, значение птиц в жизни человека).
Объединение их в группу «домашние птицы».
13
Объекты
природы
3
20
Временные
представления
4
16
Формирование представлений детей о водоеме, о значении
водоема в природе и жизни человека.
Рассматривание на иллюстрациях (озеро, пруд, море).
Формирование представлений детей об огне, о значении
огня в природе и жизни человека.
Просмотр презентации «Огонь добрый и злой».
Рассмотрение правил обращения с огнем, оговорить о
соблюдении правил на воде. Формирование представлений
детей о воде.
Формирование представлений детей о свойствах воды.
Формирование представлений детей о воде, о значении воды
в природе и жизни человека.
Формирование представления о частях суток (утра, дня
,вечера и ночи). Умение действовать по инструкции с
помощью взрослого
Рассматривание сюжетных картинок, ответы на вопросы:
что делают люди утром, днем, вечером и ночью.?
Формирование представления о значении солнца и
наступлении утра, дня ,вечера и ночи. Умение действовать
по инструкции с помощью взрослого Формирование
представлений о рабочих и выходных днях,
Вырабатывать умение соотносить дни недели с видами
деятельности людей (понедельник-пятница: рабочие дни, субботавоскресенье: выходные). Различение времен года по
характерным признакам(весна, лето, осень, зима).
Формирование
представлений
о
годе
как
о
последовательности сезонов(весна, лето, осень, зима
Формирование
представлений
об
изменениях,
происходящих в жизни человека в разное время года.
Формирование
представлений
об
изменениях,
происходящих в жизни животных в разное время года.
Итого:
68
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебного предмета «Окружающий природный мир» включает:
учебники:
Матвеева Н.Б. и др. Мир природы и человека (в 2 ч ), 3 кл, Просвещение
Матвеева Н.Б. и др. Мир природы и человека (в 2 ч ), 4 кл, Просвещение
•
объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы
природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
•
наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для
демонстрации обучающимся);
•
муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по
уходу за растениями, животными; изображения сезонных изменений в природе;
•
тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания;
аудио - и видеоматериалы; огород и др.
1.
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .
14
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
Разрезные карточки
- "Мир животных"
-Домашние животные
-Дикие животные России
-Животные жарких стран
-Животные холодных широт
- "Мир человека":
-Продукты питания
-Посуда
-Мебель
-Одежда и обувь
-Игрушки
-Транспорт
-Музыкальные инструменты
-Электроприборы
- "Мир растений" :
-Фрукты
-Овощи
-Садовые цветы
-Ягоды
Демонстрационные карточки "Дикие животные":
Демонстрационные карточки "Птицы России" :
Демонстрационные карточки "Домашние животные":
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":
Демонстрационные карточки "Овощи":
Демонстрационные карточки "Насекомые":
Демонстрационные карточки "Ягоды" :
Демонстрационные карточки "Цветы":
Демонстрационные карточки "Фрукты":
Демонстрационные карточки "Зима":
Демонстрационные карточки "Весна":
Демонстрационные карточки "Лето":
Демонстрационные карточки "Осень":
«Теремок»
«Репка»
«3 поросенка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
«Волк и семеро козлят»
«Заюшкина избушка»
«Маша и медведь»
инструмент для занятий детским музыкальным творчеством.
15