Музыка и движение

Приложение к Адаптированной
основной общеобразовательной
программе обучающихся с ОВЗ
(интеллектуальные нарушения)
МОУ «Мятлевская СОШ им.А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Музыка и
движение»
1 - 4 классы
вариант 2

1

Программа учебного предмета «Музыка и движение»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
1 – 4 классы

Оглавление

1. Пояснительная записка

3

2. Общая характеристика учебного предмета

3-4

3.

Место учебного предмета в учебном плане

4

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

4-5

5. Содержание учебного предмета

5-6

6. Тематическое планирование учебного предмета

7-8

7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета

8

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА







Программа учебного предмета «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» разработана в соответствии со
следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическимидокументами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ
от 29.12.2012 г. ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП) на основе
ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Адаптированная основная общеобразовательная программа МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф.
Иванова»
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. –
СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева.

Цель изучения учебного предмета «Музыка и движение»:
формирование средствами музыки гармоничной социально - адаптированной личностиребенка,
обогащение музыкальных впечатлений детей, развитие музыкальности учащихся.
Задачи изучения предмета:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различныхжанров, а
также в процессе собственной музыкально-исполнительской
деятельности;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- развивать чувство ритма, речевую активность, музыкальную память,
эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкальноисполнительские навыки.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Одним из важнейших средств личностного, духовно-нравственно развития учащихся с
умеренной, тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями, оказывающей также
психокоррекционное воздействие, является музыка. Процесс музыкального общения педагога и ученика
рассматривается также как сильнейший фактор социального развития ребенка.
Обучение музыке строится на восприятии и активном слушании, индивидуальном и совместном
музицировании и пении. Процесс игровой музыкальной деятельности объединяет в себе слушание
музыки, пение, музыкально-ритмические упражнения и игру на музыкальных инструментах. Подвижные
музыкальные игры призваны развивать музыкально-сенсорные способности детей в ритмикомелодической деятельности
Музыкальное искусство понимается как инструмент для раскрытия и познания сущности ребенка
и его взаимоотношений с миром. От восприятия звуков природы, из звукового хаоса дети переходят к
гармонично звучащему миру, причем сами создают из звуков, как из строительного материала,
музыкальные построения. Дети имеют возможность упражняться на разных инструментах: ударных,
струнных, духовых и различных шумовых. Они учатся открывать звуки в различных предметах,
понимать их различие по тембру и характеру. Большая роль отводится групповой импровизации, как
попытке совмещения чуткости по отношению к общему звучанию и свободного выражения своих идей.
В оркестровой и ансамблевой игре вырабатывается умение слушать и чувствовать других, держать
общий ритм или свою партию, понимать музыкальный контекст. Развиваются навыки диалога в
музыкальном общении с партнером и музыкальная память. Оркестр и ансамбль рассматриваются как
3

возможность не только музыкального, но и социального осознания себя и окружения.
Важную роль играет терапевтический элемент музыкального воздействия. Прежде всего, это
создание эмоционально положительной атмосферы урока. Эмоции влияют на все психические
процессы: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, волю. Основной задачей урока
является создание положительного эмоционального фона, эмоционального контакта ребенка и
взрослого, ощущения ребенком собственного эмоционального благополучия, что способствует его
полноценному физическому и психическому развитию.
Как отдельные части, так и весь урок в целом строятся по принципу приведения ребенка в
состояние гармоничной уравновешенности. При этом, несмотря на групповой характер занятий, к
каждому ученику в зависимости от его личностных и физиологических особенностей подбирается
индивидуальный подход. Один и тот же тембр или ритм может действовать усыпляюще на одного и
возбуждающе на другого, поэтому обучение ставит целью не обучить всех одинаковому владению
музыкальными инструментами, но постепенно раскрывать личность ученика через близкий ему
инструмент. Часто ребенок сам выбирает тот звук, который более всех волнует его, совпадая с его
внутренним самоощущением, тот инструмент, через который он может выразить себя.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Музыка и движение» входит в образовательную область «Искусство» учебного плана
МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова».
На изучение предмета «Музыка и движение» отводится:
 в 1 классе 66 часов, 2 часа в неделю;
 во 2 классе 68 часов, 2 часа в неделю;
 в 3 классе 68 часов, 2 часа в неделю;
 в 4 классе 68 часов, 2 часа в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения учебного предмета «Музыка идвижение»:
- персональная идентичность в осознании себя как "Я";
- способность понимать и реагировать на эмоциональное состояние окружающих еголюдей;
- способность к целенаправленным действиям и активности;
- способность психической саморегуляции собственных действий;
- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми
сверстниками;
- способность эмоционального участия в процессе общения и деятельности;
- способность выражать эстетические потребности, ценности, чувства.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка идвижение»:
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровыхумений,

освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое
обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально- танцевальных, вокальных и
инструментальных выступлений.
Высокий уровень.
 Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движениепод музыку,
игра на музыкальных инструментах).
 Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
 Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на
музыкальных инструментах.
4

 Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
Средний уровень.
 Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движениепод музыку,
игра на музыкальных инструментах).
 Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
Низкий уровень .
 Положительная реакция на музыку
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Высокий уровень.
 Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и
самостоятельной музыкальной деятельности.
 Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
 Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах,спектаклях, др.
Средний уровень.
 Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от музыкальной деятельностипри частичной
помощи взрослого.
 Проявление интереса к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Низкий уровень.
 Умение проявлять эмоциональные реакции на звучащую музыку.

5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»
Программно-методический материал включает 4 раздела: "Слушание музыки", "Пение",
"Движение под музыку", "Игра на музыкальных инструментах".
Слушание
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца
звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание
(различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки.
Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной
на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения
произведения. Определение музыкального стиля произведения. Слушание (узнавание) оркестра
(народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное
произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения
Пение
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание
отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева
песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением
динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне.
Движение под музыку
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую.
Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения
по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера.
Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета вразные стороны,
опускание/поднимание
предмета, подбрасывание/ловля предмета,взмахивание
предметом и т.п. Выполнение движений разными частями тела под музыку:
«фонарики», «пружинка», наклоны головы и др. Соблюдение последовательности простейших
танцевальных движений. Имитация движений животных. Выполнение движений, соответствующих
словам песни. Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при
инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром
темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять).
Изменение движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева
песни, при изменении силы звучания. Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором.
5

Выполнение развернутых движений одного образа. Имитация (исполнение) игрына
музыкальных инструментах. Выполнение движений разными частями тела под музыку:
«фонарики», «пружинка», наклоны головы и др. Поднимать флажки, платочки,погремушки,
помахивать ими, переходя под музыку от одного вида движений к другому. Собираться в круг в
играх и хороводах. Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах. Игра на
музыкальных инструментах способствует развитию у детей подвижности пальцев, умения ощущать
напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук.
Игра на музыкальных инструментах
Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по звучанию,
сходные по звучанию). Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд.
Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на
музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на шумовом инструменте.

6

6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА И
ДВИЖЕНИЕ»

Название
раздела

Класс

Основные виды деятельности
обучающихся

1

2

3

4

Слушание
музыки

18

17

21

19

совместные действия с педагогом;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по последовательной
инструкции;
деятельность с привлечением внимания
ученика к предмету деятельности;
самостоятельная
деятельность
обучающегося. Слушание (различение) по
звучанию музыкальных инструментов
(контрастные по звучанию, сходные по
звучанию).

Пение

14

17

20

22

Движения
под музыку

20

20

11

11

совместные действия с педагогом;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по последовательной
инструкции;
деятельность с привлечением внимания
ученика к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность
обучающегося.
Подпевание отдельных или повторяющихся
звуков, слогов и слов. Подпевание
повторяющихся интонаций припева песни.
- принимают цель и включаются в
деятельность,
выполняют простейшие танцевальные
движения, совместные действия с
педагогом;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по последовательной
инструкции;
деятельность с привлечением внимания
ученика к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность
обучающегося.

Игра на
музыкальных
инструментах

14

14

16

16

совместные действия с педагогом;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по последовательной
7

инструкции;
деятельность с привлечением внимания
ученика к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность
обучающегося.
- принимают цель и включаются в
целенаправленную деятельность,
-проявляют интерес к игре на музыкальных
инструментах,
-осваивают простые приемы игры на
музыкальных инструментах,
-проявляют адекватные эмоциональные
реакции от игры на музыкальных
инструментах; совместные действия с
педагогом.
Слушание (различение) по звучанию
музыкальных инструментов
(контрастные по звучанию, сходные по
звучанию).

Всего:

66

68

68

68

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебного предмета «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» включает:
учебники:
1. Музыка, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 3 кл, Просвещение.
2.Музыка, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 4 кл, Просвещение.
Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) музыкальных
инструментов, платки, флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушкиживотные и др.;
Музыкальные инструменты: барабан, ложки, фортепиано.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, магнитная доска. Аудиозаписи,
видеофильмы, презентации.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».