Приложение к Адаптированной
основной общеобразовательной
программе обучающихся с ОВЗ
(интеллектуальные нарушения)
МОУ «Мятлевская СОШ им.А.Ф. Иванова»
Программа
учебного предмета
«Коррекционноразвивающие занятия»
1 - 4 классы
1
Программа учебного предмета «Коррекционно-развивающие занятия»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
1 – 4 классы
Оглавление
1. Пояснительная записка
3
2. Общая характеристика учебного предмета
3-6
3. Место учебного предмета в учебном плане
7
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
7-9
5. Содержание учебного предмета
9-10
6. Тематическое планирование учебного предмета
10-12
7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
8. 12
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»
разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивнометодическими документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N273-ФЗ;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП)
на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
Адаптированная основная общеобразовательная программа МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»;
Цель коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»:
обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое
воздействие на различные анализаторы; формирование целенаправленных произвольных
действий с различными предметами и материалами.
Задачи курса:
- корригировать отдельные стороны психической деятельности и личностной сферы;
- формировать социально приемлемые формы поведения, сведение к минимуму проявлений
деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.;
-реализация индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных
содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий;
- оказывать дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений,
которые оказываются для обучающихся особенно трудными;
- развивать индивидуальные способности обучающихся, их творческий потенциал.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон
психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых
форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик,
агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических
образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и
коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и
представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие
индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Содержание
предмета
«Коррекционно-развивающие
занятия»
имеет
коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметнопрактической,
музыкально-ритмической,
изобразительной
деятельности,
конструирование, различного рода упражнения и игры. Отметим, что данные занятия ни в
коей мере не подменяют коррекционную направленность всего процесса обучения в
коррекционной школе. Они предназначены исключительно для ребенка, который
испытывает значительные трудности в усвоении учебного материала вследствие
недостаточного развития перцептивной (сенсорной) сферы.
3
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения ребенка
с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых
условий для его полноценного развития, становления как субъекта учебной деятельности.
Создание специальных методов и средств обучения обеспечивается потребностью в
построении "обходных путей", использовании специфических методов и средств
обучения, в дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение
обычно развивающегося ребенка: использование печатных изображений, предметных и
графических алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних стимулов и др.
В программе четко просматриваются два основных направления работы:
формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся
общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой
спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных)
действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы,
поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений,
преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития речевой, общей и
мелкой моторики руки и др.
Развитие моторики, графомоторных навыков решает ряд задач, связанных с
расширением двигательного опыта учащегося, развитием умения согласовывать движения
различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий
по инструкции педагога, что является основой для формирования пространственной
ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по
укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для
учащегося с интеллектуальными нарушениями характерна слабость мышц, неумение
рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений и т. д. Общеизвестно,
что ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом
осваивают технику письма. Из-за несовершенства моторики при обучении математике
испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой, угольником.
Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования. Моторное
недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение
ориентировкой в окружающем мире.
Для формирования полноты представлений у обучающегося об объектах
окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является
развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств,
которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового
анализатора. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый,
шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и
др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при
последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема),
поверхности, позволяют уточнить знания о материалах, их свойствах и качествах,
сформировать обобщенное представление о самом объекте. Формирование ощущений
этого вида у ребенка с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При
исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность
осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и
несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная
сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при
распознавании объектов. Обычно такие дети удовлетворяются первым распознаванием
объекта, которое основано на одном-двух неспецифических признаках, и не делают
дополнительных попыток проверить правильность своего решения. При этом многие
информативные признаки предмета (объекта, явления) остаются невоспринятыми.
Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его
формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов,
4
полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной
чувствительности.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у
обучающегося ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его
частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.
Кинестетические ощущения (кожная, вибрационная чувствительность, т. е. поверхностная
чувствительность) — чрезвычайно важный вид чувствительности, так как без них
невозможно поддержание вертикального положения тела, выполнение сложнокоординированных движений. Кинестетический фактор несет информацию о
взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с
осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений
сложных комплексов рук, ног, кистей, пальцев, органов артикуляции, глаз и т. д. В
чувственном познании осязательно-двигательное восприятие преобладает над чисто
зрительным. Формирование представлений ребенка о схеме собственного тела
формируется исключительно на кинестетической основе. И. П. Павлов назвал
кинестетические или проприоцептивные, восприятия работой двигательного анализатора.
Для обеспечения точности движений необходимо осуществлять анализ того
сопротивления окружающих предметов, которое должно быть преодолено тем или иным
мышечным усилием.
Кинетический фактор, или моторная составляющая (мышечно-суставная
чувствительность, т. е. глубокая чувствительность), является ведущим при осуществлении
зрительно-моторных, слухо-моторных, координационно-моторных факторов. Умение
сосредоточивать
внимание,
мобилизовывать
сенсорно-двигательную
память,
сформированные зрительно-моторные и вестибулярно-моторные координации также
служат основой формирования познавательной деятельности ученика. Отклонения в
развитии моторики сказываются на динамике не только двигательных навыков, но и
мыслительных процессов, формировании речи, письма и др.
Для обучающегося с интеллектуальными нарушениями характерно снижение
цветовой чувствительности. Он не различает даже основные цвета. Программа
предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно
сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по
различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3),
составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры,
использовать различные приемы измерения.
Особую трудность вызывает у обучающегося конструктивная деятельность в силу
недостаточной сформированности аналитико-синтетической деятельности, образного
мышления. Введение в программу задач, связанных с конструированием, вызвано ее
особой значимостью для более полного познания объектов и явлений окружающего мира,
для практической и мыслительной деятельности ребенка, что в конечном итоге будет
способствовать сознательному усвоению программного материала на разных уроках
(математика, рисование, лепка, ручной труд и др.).
Введение в программу раздела «Зрительно-моторное развитие» обусловлено рядом
своеобразных особенностей зрительного восприятия школьника, которые значительно
затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость
восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что
особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом
отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к
другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку
ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать
дезориентировку в окружающем.
Специфическая черта зрительного восприятия — возможность обозрения, т. е.
осмысленного восприятия объектов и явлений, находящихся в поле зрения, в их
5
многообразных и сложных связях и отношениях. Зрительные образы играют важную роль
в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы, в формировании многих
умений и навыков. Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение
зрительного образа в памяти определяют в конечном счете эффективность формирования
навыков письма и чтения у учащегося. Создание основы для более полного овладения
речью возможно через использование игровых приемов работы, направленных на
различение речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение имитационных и разных
двигательных упражнений различного ритмического рисунка; игру на детских
музыкальных (в том числе шумовых) инструментах и т. д. Состояние слухового
восприятия влияет на ориентировку в окружающем: пространственная ориентация и
различного рода деятельность требуют способности дифференцировать звуки, шумы,
локализовывать источники звуков, определять направление звуковой волны.
Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение
для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной
ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь
на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное
время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной
территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими
исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов,
встречающихся при интеллектуальных нарушениях.
Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений
и взаимосвязей между предметами и явлениями. Особенно значим данный фактор при
понимании отношений сравнений, сложных логических конструкций, пространственном
анализе и синтезе информации от органов чувств различной модальности. В процессе
формирования пространственных представлений единство всех признаков у
обучающегося устанавливается не сразу, а постепенно, через движения тела, конечностей,
повороты головы, глаз и т. д., при условии словесного опосредования деятельности.
Таким образом, только совокупность кинетических и кинестетических ощущений,
единство визуального и слухового восприятия при соответствующем уровне развития
аналитико-синтетического мышления способствуют формированию у ребенка целостного
пространственного образа. Важное место занимает обучение детей ориентировке в
ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с
большим трудом осваивается учащимся с интеллектуальной недостаточностью в силу
особенностей его психического развития.
Все разделы программы взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение
заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход,
предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из
нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию
ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме
предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной
моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной
памяти и т. д.).
Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности:
музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе
которых и решаются задачи сенсорного развития обучающегося. Коррекционная работа
требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к
которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, дидактические игры и
пособия.
6
3.
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия» входит
образовательную область "Коррекционные занятия"
учебного плана МОУ
«Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова».
На изучение курса «Коррекционно-развивающие занятия» отводится:
в 1 классе 66 часов, 2 часа в неделю;
во 2 классе 136 часов, 4 часа в неделю;
в 3 классе 68 часов, 2 часа в неделю;
в 4 классе 68 часов, 2 часа в неделю.
в
4.ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Личностные результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления
контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках,
хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций,
конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим,
освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций
и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
7
- семейно–бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие
отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,
мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает
или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
Фиксация взгляда на неподвижном предмете.
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом.
Соотнесение звука с его источником.
Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.
Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.)
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий,
кислый, соленый)
Достаточный уровень:
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз,
выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по
горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад).
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Соотнесение звука с его источником.
Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.
Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер,
пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый),
фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).
Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.
Адекватная реакция на давление на поверхность тела.
Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
Адекватная реакция на запахи.
Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)
8
Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький,
сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).
Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.)
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий,
кислый, соленый)
5.СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
"КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ"
1.
Развитие крупной, речевой и мелкой моторики
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель,
«Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Упражнения на развитие чувства равновесия.
Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога.
Артикуляционно-пальчиковый игротренинг. Дидактические игры на развитие моторики
рук («Шнуровка», «Клубочек», «Намотай на катушку», «Собери бусы» и др.).
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности
движений (завязывание, развязывание, застегивание). Комплекс упражнений для губ и
мимики лица. Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур,
дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический
диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных
изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации.
2.
Тактильно-двигательное развитие
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие-жесткие, мелкиекрупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая).
Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных. Работа с тестом,
пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
Развитие осязания (теплее-холоднее), определение контрастных температур разных
предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех
предметов (тяжелее-легче-самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на
глаз.
3.
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей
лица и тела. Выполнение упражнений по заданию педагога. Выразительность движений:
имитация животных, инсценирование.
4.
Конструирование
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и понимание
величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий).
Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов
из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Узнавание предмета по его отдельным
частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6
деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с
разрезами по диагонали и вертикали).
5.
Зрительно-моторное развитие
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование
бордюров по наглядному образцу. Дидактические игры: «Отстукай так же», «Разложи по
образцу», «Сухой бассейн». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение
отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение
двух предметов, отличающихся значительными качествами или свойствами. Упражнения
для профилактики и коррекции зрения. Развитие чувства ритма.
6.
Восприятие пространства
Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше-ниже, левее-правее,
9
рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием
предлогов. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на
глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты,
расположение и перемещение
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
Название
раздела
Развитие
крупной,
речевой
мелкой
моторики
Класс
1
2
3
4
32
42
28
28
Развивают согласованность движений на
разные группы мышц (броски в цель,
«Кольцеброс», игры с мячом, обручем).
Упражняются
на
развитие
чувства
равновесия. Выполняют действия по
двухзвенной
инструкции
педагога.
Артикуляционно-пальчиковый игротренинг.
Дидактические игры на развитие моторики
рук («Шнуровка», «Клубочек», «Намотай на
катушку»,
«Собери
бусы»
и
др.).
Пальчиковая
гимнастика
с
речевым
сопровождением.
Совершенствование
точности
движений
(завязывание,
развязывание, застегивание). Комплекс
упражнений для губ и мимики лица.
Обводят контуры изображений предметов и
геометрических
фигур,
дорисовывают
незаконченных геометрических фигур.
Рисуют бордюры. Графический диктант
(зрительный и на слух). Вырезают
ножницами из бумаги по контуру
предметных изображений. Работа в технике
объемной и рваной аппликации.
6
18
7
7
Определяют различные свойства и качества
предметов на ощупь (мягкие-жесткие,
мелкие-крупные).
Воспринимают
поверхность на ощупь (гладкая, шершавая,
колючая, пушистая). Находят на ощупь
контуры нужного предмета из 2—3
предложенных.
Работают
с
тестом,
пластилином (раскатывание, скатывание,
вдавливание).
Играют
с
сюжетной
мозаикой.
Определяют контрастные температуры
и
Тактильнодвигательное
развитие
Основные виды деятельности
обучающихся
10
разных предметов (грелка, утюг, чайник).
Дифференцируют
ощущения
чувства
тяжести от трех предметов (тяжелее-легче,
самый легкий); взвешивание на ладони;
определение веса на глаз.
Кинестетичес
кое
и
кинетическое
развитие
4
17
7
7
Конструиров
ание
8
23
12
12
Выполняют
кинезиологические
упражнения. Выполняют движения и позы
верхних и нижних конечностей. Движения
головой
и
телом
(упражнения
по
инструкции
учителя).
Формируют
представления о схеме собственного тела;
— знакомятся с разным качеством
движений (быстрые — медленные, мягкие
—жесткие, тяжелые — легкие, сильные —
слабые и др.); обучаются технике движения
(отрывистое, мягкое, плавное, четкое,
фиксированное,
замедленное
и
др.);
овладение выразительными движениями и
формирование положительного
образа своего тела в движении; овладение
разными
способами
невербальных
коммуникаций (мимика,
пантомимика и др.); работа с ритмом;
работа с воображаемыми предметами;
овладение
элементами
расслабления,
освобождения от мышечных зажимов,
снятия
напряжения,
эмоционального
раскрепощения.
Комбинируют
разные
формы
из
геометрического конструктора. Сравнение и
понимание величин разных предметов по
двум параметрам (длинный и широкий,
узкий и короткий). Сопоставляют части и
детали предмета по величине. Составляют
серии рядов из 4-5 предметов по заданному
признаку величины. Узнают предметы по
его
отдельным
частям.
Составляют
предметы или целостные конструкции из
более мелких деталей (5-6 деталей).
Составляют целое из частей на разрезном
наглядном материале (4-5 деталей с
разрезами по диагонали и вертикали).
11
Зрительномоторное
развитие
8
Восприятие
пространства
8
Всего:
66
7
7
Рисуют бордюры по наглядному образцу.
Дидактические игры: «Отстукай так же»,
«Разложи по образцу», «Сухой бассейн».
Составляют картинки из разрезных частей.
Находят отличительные и общие признаки
на наглядном материале (две картинки).
Сравнение двух предметов, отличающихся
значительными качествами или свойствами.
Упражнения для профилактики и коррекции
зрения. Развитие чувства ритма.
18
7
7
Ориентировка
на
собственном
теле.
Движение
в
заданном
направлении.
Ориентировка в пространстве. Ориентация
на листе бумаги и парте. Самостоятельность
в выполнении учебных заданий и перехода
от одного учебного действия к другому.
Слушание
и
понятие
инструкции.
Сотрудничество со взрослыми.
Наблюдать, работать с информацией
(понимать изображение, высказывание).
136
68
68
18
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер, большой монитор;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины,
пирамидки);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки,
шишки, засушенные листья);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
- деревянные конструкторы;
- шнуровка: обувь, животные, природа;
- обводка по точкам;
- нарисованная дорога, игрушечные машинки;
- прищепки, основы для прищепок;
- коробка с песком, образцы рисунков для песка.
12