Приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) МОУ «Мятлевская СОШ им.А.Ф. Иванова» Программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» 1 - 4 классы вариант 2 1 Программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 1 – 4 классы Оглавление 1. Пояснительная записка 3 2. Общая характеристика учебного предмета 3-4 3. Место учебного предмета в учебном плане 4 4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета 4-5 5. Содержание учебного предмета 5-6 6. Тематическое планирование учебного предмета 7-11 7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета 12 2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ от 29.12.2012г. ; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Адаптированная основная общеобразовательная программа МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева. Цель изучения учебного предмета «Изобразительная деятельность»: формирование доступных знаний, умений и навыков в области отражения объектов окружающей действительности при помощи художественных средств. Задачи изучения предмета: - развитие интереса к изобразительной предметно-практической деятельности; - формирование элементарных изобразительных и графомоторных умений и навыков; - формирование разнообразных дифференцированных ручных умений; - формирование предметных и предметно-игровых действий; - освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация; - развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности; - накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства; - формирование простейших эстетических ориентиров (красиво – не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе сформированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать 3 сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций. Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство» учебного плана МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова». На изучение предмета «Изобразительная деятельность» отводится: в 1 классе 99 часов, 3 часа в неделю; во 2 классе 102 часа, 3 часа в неделю; в 3 классе 102 часа, 3 часа в неделю; в 4 классе 102 часа, 3 часа в неделю. 4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты освоения учебного предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определѐнному полу, как «Я»); Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности; Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме; Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах; Владение правилами поведения в учебной ситуации; Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям; Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других. Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом; Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации. Предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительная деятельность» освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация); 4 способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности; стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности; готовность к участию в совместных мероприятиях: готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми; умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок. 5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Лепка Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины)скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Ощипывание кусочка материала от куска. Отрезание кусочка материаластекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). Получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединѐнных сюжетом. Аппликация. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Аппликация геометрическая (геометрический конструктор), из осенних листьев, из ватных дисков. Рисование. Узнавание(различение)материалов инструментов, используемых для рисования: 5 краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование вертикальных(горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета соответствия с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик», «рисование песком», «рисование на песке», «рисование опилками и на опилках», «рисование на красках», «рисование пластилином из шприца», «Пластилинография», «рисование ладошками, пальцами»,«Кляксография», рисование спиралью . 6 6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 1 класс (99 часов, 3 часа в неделю) № Тема 1. Лепка 33 Основные виды деятельности обучающихся Упражнения в узнавании и различении пластичных материалов. Работа с раздаточным материалом. Упражнения в узнавании и различении инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами. Работа с наглядным и раздаточным материалом. Упражнения в разминании пластичных материалов. Работа с пластичными материалами. Работа с раздаточным материалом. Выполнение упражнений в раскатывании пластичных материалов. Работа с раздаточным материалом. Выполнение упражнений в отрывании кусочка материала от целого куска. Работа с раздаточным материалом. Выполнение упражнений в откручивании кусочка материала от целого куста. Работа с раздаточным материалом Выполнение упражнений в отщипывании кусочка материала от целого куска. Работа с раздаточным материалом. Упражнения в отрезании кусочка материала стекой. Работа с раздаточным материалом. Выполнение упражнений в размазывании пластилина по шаблону. Работа с раздаточным материалом. Упражнения в катании колбаски. Работа с пластилином, раздаточным материалом. Упражнения в катании шарика. Работа с пластилином, раздаточным материалом. Упражнения в вырезании заданной формы по шаблону стекой. Работа с раздаточным материалом. Упражнения в сгибании колбаски в кольцо. Работа с раздаточным материалом. Упражнения в закручивании колбаски в жгутик. Работа с раздаточным материалом. Упражнения в плетении из 2-х (3-х) колбасок. Упражнения в расплющивании материала . Упражнения в лепке предмета из одной и нескольких частей. Упражнения в нанесении на изделие рисунка. Работа с красками. Упражнение в лепки нескольких предметов, объединенных сюжетом. 7 2. Рисование 33 3. Аппликация 33 Упражнения в узнавании и различении материалов и инструментов для рисования. Работа с наглядным материалом и по картинкам. Упражнения в оставлении графического следа. Упражнения в освоении приемов рисования карандашом. Работа с простым карандашом. Упражнения в соблюдении последовательности действий при работе с красками. Работа с акварельными красками. Упражнения в рисовании кистью разными приемами. Упражнения в выборе цвета для рисования. Упражнения в смешивании красок. Упражнения в рисовании точек. Упражнения в рисовании различных линий. Работа по образцу. Упражнение в соединении точек. Упражнения в рисовании геометрических фигур. Работа с наглядным материалом. Упражнения в закрашивании внутри контура. Упражнения в заполнении контура точками. Упражнения в штриховке. Упражнения в рисовании контура предмета по контурным линиям. Работа по шаблону, трафарету. Выполнение упражнений в рисовании предмета с натуры. Работа с наглядным материалом. Работа с красками, простым карандашом. Упражнения в дополнении сюжетного рисунка отдельными предметами связанными между собой по смыслу. Работа по картинкам. Упражнения в подборе цветов в соответствии с сюжетом рисунка. Работа по картинкам. Упражнения в рисовании сюжетного рисунка. Работа по образцу. Работа с красками, простым карандашом. Упражнения в узнавании и различении разных видов бумаги. Работа с раздаточным материалом. Упражнения в узнавании и различении инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации. Работа с раздаточным материалом. Выполнение упражнений в сминании бумаги. Работа с раздаточным материалом. Упражнения в отрывании бумаги заданной формы и размера. Упражнения в сгибании бумаги. Упражнения в скручивании бумаги. Упражнения в намазывании всей поверхности или части листа клеем. Упражнения в выкалывании шилом. ТБ. Работа с раздаточным материалом. Упражнения в разрезании бумаги ножницами. Работа с ножницами и бумагой Выполнение упражнений в вырезании по контуру. Упражнения в сборке изображений объекта из нескольких деталей. 8 Выполнение упражнений в соблюдении последовательности действий при изготовлении предметной, декоративной, сюжетной аппликаций: придумывание сюжета, заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Итого: 99 2 № Тема 1. Лепка 34 2. Рисование 34 класс (102 часов, 3 часа в неделю) Основные виды деятельности обучающихся Обучаются основным приѐмам работы с пластичными материалами: разминать двумя руками, разрывать на большие и мелкие части, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать. Лепка посуды из одного куска пластилина (чайная чашка). Лепка по заданию учителя одноименных предметов больших и маленьких, толстых и тонких (морковки), длинных и коротких (колбаски). Лепка одноименных изделий разного цвета. Рисование совместно с обучающимися красками (на большом листе бумаги большой и маленькой кистями).По внутренним трафаретам рисование фломастерами, карандашами на альбомных листах бумаги округлых предметов (рисуют обучающиеся) и закрашивание с помощью учителя. Рисование обучающимися мелом на доске округлых форм и линий. Вместе с обучающимися лепка из пластилина предметов округлой формы(помидор, снеговик).Совместное с обучающимися рассматривание и обыгрывание лепных изделий в игровых ситуациях. Рисование по внутренним трафаретам, обводка и штриховка простыми и цветными карандашами. Упражнения на соотнесение величины кусков цветного пластилина, подготовленных заранее учителем, с размерами частей объекта, сравнение их («У снеговика внизу большой снежный ком — надо взять большой кусок пластилина»).Предметная аппликация из готовых деталей с использованием приемов рваной аппликации на основе предварительного анализа образца или обследования натуры (совместно с учителем).Совместное с обучающимися выполнение аппликации по типу разрезной картинки, то есть путем составления целого из фрагментов. Упражнения в дополнении рисунка, подготовленного учителем, объектами, выполненными в технике аппликации. Рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания(«что получилось») и по заданию совместно с учителем. Совместное с обучающимися рисование предметов округлой формы. Стимулирование обучающихся максимально 9 самостоятельно использовать приемы раскрашивания карандашами, красками, восковыми мелками контурных изображений. Совместное с обучающимися «рисование» большой кистью, губкой, рукой цветных пятен и ассоциирование их с реальными объектами (животные, тучи, солнце, растения). 3. Аппликация Итого: 34 Упражнения с бумагой: сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям произвольно; сгибание листа бумаги пополам, совмещая углы стороны. Аппликация с элементами оригами (сгибание листа пополам, вчетверо, по диагонали, приглаживание рукой). Выполнение коллажей способом«рваной аппликации» с последующим наклеиванием бумаги на лист. Практические упражнения в нанесении клея на лист и приклеивании деталей. Совместное с обучающимися изготовление простых поделок из природного материала. В совместной с учителем деятельности обучающихся использованию клея, пластилина для закрепления частей поделок. Знакомство обучающихся с различными нитками, тесьмой, верѐвками. Наматывание ниток (пряжа для вязания средней толщины) на катушку, на картонную основу и т.п.Обучение обучающихся плетению косичек из толстых шнуров (вместе с учителем). 102 3 класс (102 часов, 3 часа в неделю) № Тема 1. Лепка 30 2. Рисование 38 Основные виды деятельности обучающихся Узнавать (различать) инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами. Разминать пластилин. Отрывать кусочки материала от целого куска. Откручивать кусочки материала от целого куска. Отщипывать кусочки материала от целого куска. Отрезать кусочки материала стекой. Размазывать пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Расплющивать материал на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивать колбаски (лепешки, полоски). Защипывать край детали. Соединять детали изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепить предмет из одной (нескольких) частей. Лепить предметы. Узнавать (различать) материалы и инструменты, используемые для рисования. Выбирать цвет для рисования. Рисовать точки. Рисовать вертикальные (горизонтальные, наклонные) линии. Соединять точки. Рисовать контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Рисовать с использованием нетрадиционных техник: «рисование ладошками, 10 3. Аппликация Итого: 34 пальцами». Различать разные виды бумаги: цветная бумага, картон, салфетка, альбом и др. Различать инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации. Сминать бумагу. Отрывать бумагу заданной формы (размера). Скручивать лист бумаги. Намазывать всю (часть) поверхность клеем. Собирать изображения объекта из нескольких деталей. Конструировать объект из бумаги: заготавливать отдельные детали, соединять детали между собой. 102 4 класс (102 часов, 3 часа в неделю) № Тема 1. Лепка 20 2. Рисование 41 3. Аппликация 41 Итого: Основные виды деятельности обучающихся Узнавать (различать) инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами. Разминать пластилин. Отрывать кусочки материала от целого куска. Откручивать кусочки материала от целого куска. Отщипывать кусочки материала от целого куска. Отрезать кусочки материала стекой. Размазывать пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Расплющивать материал на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивать колбаски (лепешки, полоски). Защипывать край детали. Соединять детали изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепить предмет из одной (нескольких) частей. Лепить предметы. Узнавать (различать) материалы и инструменты, используемые для рисования. Выбирать цвет для рисования. Рисовать точки. Рисовать вертикальные (горизонтальные, наклонные) линии. Соединять точки. Рисовать контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Рисовать с использованием нетрадиционных техник: «рисование ладошками, пальцами». Различать разные виды бумаги: цветная бумага, картон, салфетка, альбом и др. Различать инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации. Сминать бумагу. Отрывать бумагу заданной формы (размера). Скручивать лист бумаги. Намазывать всю (часть) поверхность клеем. Собирать изображения объекта из нескольких деталей. Конструировать объект из бумаги: заготавливать отдельные детали, соединять детали между собой. 102 11 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ учебного предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» включает: учебники: 1. Изобразительное искусство: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ М.Ю. Рау, М. А. Зыкова. Изобразительное искусство, 3 кл., Просвещение. 2.Изобразительное искусство: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ М.Ю. Рау, М. А. Зыкова. Изобразительное искусство, 4 кл., Просвещение. печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами; наборы игрушек; настольный театр, плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с изучаемыми темами; технические средства обучения. 12