Приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) МОУ «Мятлевская СОШ им.А.Ф. Иванова» Программа учебного предмета «Домоводство» 3 - 4 классы вариант 2 1 Программа учебного предмета «Домоводство» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 3 – 4 классы Оглавление 1. Пояснительная записка 3 2. Общая характеристика учебного предмета 3 3. Место учебного предмета в учебном плане 3-4 4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета 4 5. Содержание учебного предмета 4-5 6. Тематическое планирование учебного предмета 5-7 7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета 7 2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «ДОМОВОДСТВО» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ от 29.12.2012 г.; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Адаптированная основная общеобразовательная программа МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»; Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева. Цель изучения учебного предмета «Домоводство»: повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Задачи изучения предмета: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами. 2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребѐнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы. Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории». 3.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Домоводство» входит в образовательную область «Окружающий мир» учебного плана МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова». 3 На изучение предмета «Домоводство» отводится в 3 классе 102 часа, 3 часа в неделю, в 4 классе 102 часа, 3 часа в неделю. 4.ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты освоения учебного предмета «Домоводство» Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико–ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах: основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»; работа в коллективе (ученик – ученик); слушание и понимание инструкции педагога; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; обращение за помощью и принятие помощи педагога. Предметные результаты освоения учебного предмета «Домоводство» В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. К концу обучения (4 класс) по предмету «Домоводство» учащиеся будут: • проявлять интерес к объектам, созданным и используемым человеком; • иметь представления о предметах посуды, мебели, продуктах питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; • уметь соблюдать элементарные правила безопасного использования предметов в быту; • иметь представления о социальных ролях людей; • овладеют умением выполнят доступные (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома; • уметь выполнять доступные бытовые виды работ: уборка, стирка, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др. 5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ДОМОВОДСТВО» Покупки. Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения. 4 Обращение с кухонным инвентарем. Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка и др.). Различение чистой и грязной посуды. Приготовление пищи. Различение продуктов питание. Приготовление блюда. Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Уход за вещами Одежда. Виды одежды. Одежда по сезонам. Уход за одеждой. Обувь. Виды обуви. Одежда по сезонам. Уход за обувью. Уборка помещения. Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера, раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды. Уборка пола. Инвентарь для уборки пола. Знакомство с инвентарѐм: ведро, веник, пылесос. 6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ДОМОВОДСТВО» 3класс (3 часа в неделю) № Тема 1. Покупки 2. Обращение кухонным инвентарѐм. 3. Приготовление пищи 8 с 29 15 4 Уход за вещами 29 5 Уборка помещения и территории. 21 Основные виды деятельности обучающихся Знакомятся с магазином. Играют в магазин. Находят нужный товар в магазине. Называют товары продуктового магазина. Знакомятся с видами посуды. Называют посуду, находят нужный предмет среди посуды. Различают продукты питания. Называют и отбирают продукты для приготовления салата. Различают овощи и фрукты. Различают одежду, различают обувь. Самостоятельно или с помощью взрослого учатся одеваться, обуваться. Учатся ухаживать за обувью и одеждой. Учатся наводить порядок на своѐм рабочем столе. Убирать школьные принадлежности в портфель, доставать из портфеля и класть на стол. Знакомятся с веником, совком, пылесосом. 5 Итого: 102 4класс (3 часа в неделю) № Тема 1. Покупки 2. Обращение кухонным инвентарѐм. 3. Приготовление пищи 8 с 26 18 Основные виды деятельности обучающихся Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, оплата товара, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож). Различение посуды для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Протирание посуды губкой. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): выбор продуктов в нарезке (хлеб, колбаса, сыр). Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): выбор кухонного инвентаря (тарелка) Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): сборка бутерброда (хлеб сыр, хлеб колбаса). 6 4 Уход за вещами 30 5 Уборка помещения и территории. 20 Итого: 102 Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Ручная стирка. Замачивание белья. Ручная стирка. Полоскание белья. Ручная стирка. Отжим белья. Ручная стирка. Вывешивание белья на просушку. Ручная стирка. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, замачивание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку. Складывание белья и одежды. Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви (протирание обуви влажной тряпкой). Соблюдение последовательности действий при мытье обуви (протирание обуви сухой тряпкой) Просушивание обуви. Убирает с поверхности стола остатки еды и мусора, вытирает поверхность мебели. Учится убирать пол. Различает основные части пылесоса и чистит поверхность ковра. Убирает бытовой мусор. Сгребает траву и листья. Знает об уходе за уборочным инвентарем. 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ учебного предмета «ДОМОВОДСТВО» включает: • Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др. • Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), предметы для украшения интерьера(ваза, скатерть и др.), тазики, зеркала, бытовая техника (чайник электрический, блендер, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, миксер, микроволновая печь, ), грифельная и магнитная доски, уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др. 7