Адаптивная физкультура

Приложение к Адаптированной
основной общеобразовательной
программе обучающихся с ОВЗ
(интеллектуальные нарушения)
МОУ «Мятлевская СОШ им.А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Адаптивная физкультура»
1-4 классы
вариант 2

1

Программа учебного предмета «Адаптивная физкультура»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
1 – 4 классы

Оглавление

1. Пояснительная записка

3

2. Общая характеристика учебного предмета

3-4

3. Место учебного предмета в учебном плане

4

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

4-5

5. Содержание учебного предмета

5-8

6. Тематическое планирование учебного предмета

9-10

7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета

10

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Адаптивная физкультура» разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими
документами:
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N273-ФЗ ;
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП)
на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);


Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н.
Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева.

Цель изучения учебного предмета «Адаптивная физкультура»
повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных
навыков в повседневной жизни.
Основные задачи:
 формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных
навыков;
 формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде,
ходить на лыжах, играть в спортивные игры;
 укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и
вторичных заболеваний.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную
отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по
адаптивной физической культуре. Программа предмета состоит из следующих разделов:
«Лыжная подготовка», «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры»,
«Велосипедная подготовка» формирует у учащихся целостное представление о
физической культуре, способность включиться в производительный труд. Система
физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями,
должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных
способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям
должны просматриваться следующие принципы:





индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
коррекционная направленность обучения;
оптимистическая перспектива;
комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и
психолого-физиологических теорий.

3

Программа по адаптивной физической культуре включает 4 раздела: «Коррекционные
подвижные игры», «Велосипедная подготовка», «Лыжная подготовка», «Физическая
подготовка». Раздел «Коррекционные подвижные игры» включает элементы спортивных
игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными задачами являются
формирование умения взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила игры. На
занятиях по велосипедной подготовке обучающиеся осваивают езду на трехколесном и
двухколесном велосипеде. Раздел «Лыжная подготовка» предусматривает формирование
навыка ходьбы на лыжах и дальнейшее его совершенствование. Раздел «Физическая
подготовка» включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает
как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное
оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры,
инвентарь для подвижных и спортивных игр и др.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Адаптивная физкультура» входит в образовательную область
«Физическая культура» учебного плана МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»
На изучение предмета «АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА» отводится:
в 1 классе 99 часов, 3 часа в неделю,
во 2 классе 102 часа, 3 часа в неделю,
в 3 классе 102 часа, 3 часа в неделю,
в 4 классе 102 часа, 3 часа в неделю.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения учебного предмета «АДАПТИВНАЯ
ФИЗКУЛЬТУРА»:


основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как «Я»;
 социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
 формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
 формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

4





развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Адаптивная физкультура»:
1) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и
ограничений:
• освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела:
сидеть, стоять, передвигаться (в том числе с использованием технических
средств);
• освоение двигательных навыков, координации, последовательности
движений;
• совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты,
выносливости;
• умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и другое.
2) соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью,
самостоятельностью и независимостью:
• умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой:
усталость, болевые ощущения и другое;
• повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании
двигательных умений.
3) освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: ходьбы на
лыжах, спортивных игр, туризма:
• интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности:
ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая
подготовка и другое;
• умение кататься на санках, ходить на лыжах, играть в подвижные игры и
другое.
5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА»
Содержание предмета "Адаптивная физкультура" представлено 4 разделами:
1.Физическая подготовка.
2. Коррекционные подвижные игры.
3.Лыжная подготовка.
4.Велосипедная подготовка.
5.Туризм.
Физическая подготовка.
Построения и перестроения. Принятие исходного положения для построения и
перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине
5

ступни»). Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в
круг. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на
месте в разные стороны. Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения:
произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох
через рот (нос). Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев.
Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя
руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Сгибание
пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые
движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные (поочередные) движения
руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе):
вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения. Круговые движения руками в
исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз).
Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения.
Поднимание головы в положении «лежа на животе». Наклоны туловища вперед (в
стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми
руками вперед (назад). Наклоны туловища в сочетании с поворотами. Стояние на коленях.
Ходьба с высоким подниманием колен. Хлопки в ладони под поднятой прямой
ногой. Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения.
Приседание. Ползание на четвереньках. Поочередные (одновременные) движения ногами:
поднимание (отведение) прямых (согнутых) ног, круговые движения. Переход из
положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»).
Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой (узкой)
поверхности гимнастической скамейки, ровной (наклонной) поверхности гимнастической
скамейки, движущейся поверхности, с предметами (препятствиями).
Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у вертикальной плоскости
в правильной осанке. Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости:
отведение рук в стороны, поднимание вверх и возвращение в исходное положение,
поочередное поднимание ног вперед, отведение в стороны. Отход от стены с сохранением
правильной осанки.
Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны).
Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем
вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая
голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном
(медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в
умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления
движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег с высоким подниманием бедра
(захлестыванием голени, приставным шагом).
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с
продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с
продвижением вперед (назад, вправо, влево)). Перепрыгивание с одной ноги на другую на
месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места, с разбега. Прыжки в высоту,
глубину.
Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на четвереньках.
Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках. Лазание по гимнастической
стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз),
через препятствия, по гимнастической сетке вправо (влево), по канату. Вис на канате,
рейке. Перелезание через препятствия.
6

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача предметов в
шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о
пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на
дальность. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе
(беге). Метание в цель (на дальность). Перенос груза.
Коррекционные подвижные игры.
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. Баскетбол. Узнавание
баскетбольного мяча. Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от
пола). Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Отбивание
баскетбольного мяча от пола одной рукой. Ведение баскетбольного мяча по прямой (с
обходом препятствия). Броски мяча в кольцо двумя руками. Волейбол. Узнавание
волейбольного мяча. Подача волейбольного мяча сверху (снизу). Прием волейбольного
мяча сверху (снизу). Игра в паре без сетки (через сетку). Футбол. Узнавание футбольного
мяча. Выполнение удара в ворота с места (пустые ворота, с вратарем), с 2-х шагов (пустые
ворота, с вратарем), с разбега (пустые ворота, с вратарем). Прием мяча, стоя в воротах:
ловля мяча руками, отбивание мяча ногой (руками). Ведение мяча. Выполнение передачи
мяча партнеру. Остановка катящегося мяча ногой. Бадминтон. Узнавание (различение)
инвентаря для бадминтона. Удар по волану: нижняя (верхняя) подача. Отбивание волана
снизу (сверху). Игра в паре. Подвижные игры. Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз».
Соблюдение правил игры «Болото». Соблюдение последовательности действий в игреэстафете «Полоса препятствий»: бег по скамейке, прыжки через кирпичики, пролазание
по туннелю, бег, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Пятнашки». Соблюдение
правил игры «Рыбаки и рыбки». Соблюдение последовательности действий в игреэстафете «Собери пирамидку»: бег к пирамидке, надевание кольца, бег в обратную
сторону, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Бросай-ка». Соблюдение правил
игры «Быстрые санки». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете
«Строим дом».
Лыжная подготовка.
Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки).
Транспортировка лыжного инвентаря. Соблюдение последовательности действий при
креплении ботинок к лыжам: удержание лыжи, поднесение носка лыжного ботинка к краю
крепления, вставление носка лыжного ботинка в крепление, подъем пятки. Чистка лыж от
снега.
Стояние на параллельно лежащих лыжах. Выполнение ступающего шага: шаговые
движения на месте, продвижение вперед приставным шагом, продвижение в сторону
приставным шагом. Соблюдение последовательности действий при подъеме после
падения из положения «лежа на боку»: приставление одной ноги к другой, переход в
положение «сидя на боку» (опора на правую руку), сгибание правой ноги в колене,
постановка левой ноги с опорой на поверхность, подъем в положение «стоя» с опорой на
правую руку. Выполнение поворотов, стоя на лыжах: вокруг пяток лыж (носков лыж),
махом. Выполнение скользящего шага без палок: одно (несколько) скольжений.
Выполнение попеременного двухшажного хода. Выполнение бесшажного хода.
Преодоление подъемов ступающим шагом («лесенкой», «полуелочкой», «елочкой»).
Выполнение торможения при спуске со склона нажимом палок («полуплугом», «плугом»,
падением).
Велосипедная подготовка
Минимальный уровень
Принятие ситуации посадки на велотренажер; удержание позы с помощью во время работы
7

на велотренажере.
Достаточный уровень
Узнавание (различение) составных частей велотренажера: руль, педали, седло,
основание тренажера. Соблюдение последовательности действий при посадке на велотренажер:
перекидывание правой ноги через основание велотренажера, постановка правой ноги на педаль,
посадка на седло, постановка левой ноги на педаль. Вращение педалей с фиксацией ног (без
фиксации ног). Уход за велотренажером (содержание в чистоте).
Туризм.
Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря (рюкзак, спальный
мешок,
туристический
коврик,
палатка,
котелок,
тренога).
Соблюдение
последовательности действий при складывании вещей в рюкзак (например, банка
тушенки, обувь, одежда, набор походной посуды, средства личной гигиены). Соблюдение
последовательности действий при раскладывании спального мешка: раскрывание чехла,
вынимание мешка из чехла, развязывание тесьмы, раскатывание мешка. Соблюдение
последовательности действий при расположении в спальном мешке: расстегивание
молнии, посадка в мешок, застегивание молнии до середины спального мешка,
расположение в мешке лежа, застегивание молнии до капюшона. Соблюдение
последовательности действий при складывании спального мешка: совмещение углов
верхней части мешка, скручивание мешка, завязывание тесьмы, вставление мешка в
чехол, затягивание чехла. Узнавание (различение) составных частей палатки: днище,
крыша, стены палатки, растяжки, стойка, колышки. Подготовка места для установки
палатки. Раскладывание палатки. Ориентировка в частях палатки. Вставление плоских
(круглых) колышков при закреплении палатки на земле. Установление стоек.
Установление растяжек палатки. Соблюдение последовательности действий при разборке
установленной палатки: вынимание колышков (с растяжки, из днища), складывание
колышков в чехол, вытаскивание стоек, разборка и складывание стоек в чехол,
складывание растяжек на палатку, сворачивание палатки, складывание палатки и всех
комплектующих в сумку-чехол, закрывание сумки-чехла. Подготовка кострового места.
Складывание костра. Разжигание костра. Поддержание огня в костре. Тушение костра.
Соблюдение правил поведения в походе: нельзя отставать, убегать вперед, нельзя никуда
уходить без разрешения учителя, нельзя есть найденные в лесу грибы и ягоды без
разрешения учителя, нельзя бросать мусор в лесу, нельзя трогать лесных животных.

8

6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Название
раздела

Класс
1

2

3

4

Физическая
подготовка

40

42

42

42

Коррекционные
подвижные
игры

10

10

10

10

12

12

12

12

Лыжная
подготовка

Основные виды деятельности
обучающихся
Делают общеразвивающие и
корригирующие упражнения.
Выполняют:
-построение и перестроение;
- ходьба и бег;
- ползание, подлезание, лазание,
перелезание;
- прыжки на двух ногах, на месте, с
продвижением вперед (назад, вправо,
влево);
- броски, ловля, метание, передача
предметов и перенос груза.
Учатся
соблюдать
правила
игры,
соблюдать последовательность действий в
игре. Знакомятся с играми с мячом.
Различают виды мячей. Учатся ловить
мяч, отбивать мяч от пола, предавать мяч
другому обучающемуся.
Учатся различать лыжный инвентарь
(лыжи, ботинки, палки).
Учатся
соблюдать последовательность действий
при креплении ботинок к лыжам:
удержание лыжи, поднесение носка
лыжного ботинка к краю крепления,
вставлять носок лыжного ботинка в
крепление, подъем пятки. Чистят лыжи от
снега.
Учатся стоять на параллельно лежащих
лыжах. Выполняют ступающий шаг:
шаговые движения на месте, продвижение
вперед приставным шагом, продвижение в
сторону приставным шагом. Учатся
соблюдать последовательность действий
при подъеме после падения из положения
«лежа на боку»: приставление одной ноги
к другой, переход в положение «сидя на
боку» (опора на правую руку), сгибание
правой ноги в колене, постановка левой
ноги с опорой на поверхность, подъем в
положение «стоя» с опорой на правую
руку.

9

Туризм

Велосипедная
подготовка

Всего:

4

4

4

33

34

34

99

Знакомятся с предметами туристического
инвентаря (рюкзак, спальный мешок,
туристический коврик, палатка, котелок,
тренога).Учатся
складывать
последовательно
вещи
в
рюкзак.
Соблюдение последовательности действий
при Раскладывают спальный мешок:
раскрывание чехла, вынимание мешка из
чехла, развязывание тесьмы, раскатывание
мешка.
Учатся
последовательности
действий при расположении в спальном
мешке: расстегивание молнии, посадка в
мешок, застегивание молнии до середины
спального мешка, расположение в мешке
лежа, застегивание молнии до капюшона.
Знакомятся с правилами поведения в
походе: нельзя отставать, убегать вперед,
нельзя никуда уходить без разрешения
учителя, нельзя есть найденные в лесу
грибы и ягоды без разрешения учителя,
нельзя бросать мусор в лесу, нельзя
трогать лесных животных.
Принятие
ситуации посадки на
34
велотренажер; удержание позы с помощью
во время работы на велотренажере.
Узнавание (различение) составных частей
велотренажера: руль, педали, седло,
основание тренажера. Соблюдение
последовательности действий при посадке на
велотренажер: перекидывание правой ноги
через основание велотренажера, постановка
правой ноги на педаль, посадка на седло,
постановка левой ноги на педаль. Вращение
педалей с фиксацией ног (без фиксации ног).
Уход за велотренажером (содержание в
чистоте).

4

102 102 102

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ учебного предмета
«Адаптивная физкультура» включает:
1. Физическая культура, Лях В.И., 1-4 кл, АО «Просвещение».


дидактический материал: изображения (картинки, фото) спортивного инвентаря;


спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра и фактуры,
гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, гимнастические
коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон,
велотренажер, кольца, наклонные плоскости, горки.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».