Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования МОУ
«Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»
Программа
учебного предмета
«Черчение»
9 класс
1
Программа учебного предмета «Черчение»
9 класс
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
приемы работы с чертежными инструментами;
простейшие геометрические построения;
приемы построения сопряжений;
основные сведения о шрифте;
правила выполнения чертежей;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные
плоскости проекций;
принципы построения наглядных изображений;
правила выполнение технического рисунка и эскизов;
основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности и зображения
и обозначения резьбы;
анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и
простейшим разверткам;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения
предметов и их частей;
читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
анализировать графический состав изображений;
выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе)
отдельного предмета;
Ученик получит возможность научиться:
выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об
особенностях выполнений строительных чертежей.
читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические
рисунки и наброски;
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических
работ;
пользоваться ЕСКД и справочной литературой
приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной
деятельности человека.
применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием.
2. Содержание учебного предмета
Техника выполнения чертежей и правила их оформления. Введение. Чертѐжные
инструменты, материалы и принадлежности. Правила оформления чертежей. Графическая работа
№ 1 по теме « Линии чертежа». Шрифты чертѐжные. Основные сведения о нанесении размеров.
Масштабы. Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».
Чертежи в системе прямоугольных проекций. Проецирование общие сведения.
Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. Проецировани е предмета
на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Составление чертежей по разрозненным
изображениям. Расположение видов на чертеже. Местные виды.
2
Аксонометрические проекции. Технический рисунок. Построение аксонометрических
проекций.
Косоугольная
фронтальная
диметрическая
и
прямоугольная
проекции.
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.
Чтение и выполнение чертежей. Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и
аксонометрические проекции геометрических тел. Решение занимательных задач. Проекции
вершин, ребер и граней предмета. Порядок построения изображений на чертежах. Построение
вырезов на геометрических телах. Построение третьего вида по двум данным видам. ГР №3
«Построение аксонометрической проекции детали по еѐ ортогональному чертежу и нахождение
проекций точек» Нанесение размеров с учѐтом формы предмета. Геометрические построения,
необходимые при выполнении чертежей. Чертежи развѐрток поверхностей геометрических тел.
Порядок чтения чертежей деталей.
Эскизы. Выполнение эскизов деталей.
ГР №4 «Выполнение чертежа детали с
сопряжениями». Контрольная работа. ГР №5 «Построение трех видов детали по ее наглядному
изображению».
Сечения и разрезы. Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила
выполнения сечений. ГР №6 «Эскиз детали с выполнением сечений».
Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза. Другие
сведения о разрезах и сечениях. ГР №7 «Чертеж детали с применением разреза».
Определение необходимого количества изображений. Выбор необходимого количества
изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.
Сборочные чертежи. Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение
резьбы. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. ГР №8. «Резьбовое соединение». Чертежи
шпоночных и штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Порядок
чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о
деталировании. ГР №9. «Деталирование»
Чтение строительных чертежей. Основные особенности строительных чертежей.
Условные изображения на строительных чертежах. Порядок чтения строительных чертежей.
Контрольная работа. ГР №10. «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной
единицы»
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимое на освоение каждой темы
3.
№
Темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Наименование тем
Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
Чертежи в системе прямоугольных проекций
Аксонометрические проекции. Технический рисунок.
Чтение и выполнение чертежей
Эскизы
Сечения и разрезы
Определение необходимого количества изображений
Сборочные чертежи
Чтение строительных чертежей
Всего часов
Кол-во
часов
4
2
4
7
2
3
1
7
3
33
3
Приложение
к РП по черчению
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую,
воспитывающую, развивающую. В процессе обучения используется текущая и итоговая форма
проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос,
самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ, которые
позволяют контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала.
Контрольная работа даѐт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и
навыков учащихся, приобретѐнных за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа
позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе. За графические работы
выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления
чертежа.
План проверки графических работ:
1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи,
начертание букв и цифр чертѐжным шрифтом, нанесение размеров).
2.
Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи,
применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по
черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их
изображениям и твѐрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даѐт чѐткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и
характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с
использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей,
которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями
вследствие ещѐ недостаточно развитого пространственного представления; знает правила
изображений и условные обозначения;
б) даѐт правильный ответ в определѐнной логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки,
которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвѐрдо, но большинство изученных
условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даѐт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов)
и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного
материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить
даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного
материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
4
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические
работы и аккуратно ведѐт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и
сравнительно аккуратно ведѐт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нѐм с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после
замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает;
обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведѐт
небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые
исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведѐт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает
существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет
умениями и навыками, предусмотренными программой.
5