Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Программа учебного предмета Иностранный язык (немецкий язык) 5 – 9 классы 1 Оглавление 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Стр. 3 2. Содержание учебного предмета Стр. 7 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимое на освоение каждой темы. Стр. 11 2 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты 5-7 класс 1. Формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык». 2. Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации. 3. Формирование уважительного отношения к традициям своей семьи и школы, бережное отношение к ним. 4. Формирование уважительного отношения к родному языку. 5. Формирование уважительного отношения к своей стране, еѐ достижениям и успехам. 6. Формирование уважительного отношения к традиционным ценностям многонационального российского общества. 7. Формирование уважительного отношения к родной культуре через контекст культуры стран изучаемого языка. 8. Формирование чувства патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры. 9. Формирование уважительного отношения к правам и свободам личности. 10. Формирование представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения. 11. Формирование культуры речи. 12. Формирование толерантного отношения к окружающему миру. 13. Формирование умения отстаивать свое мнение, принимать собственные решения, признавать свои ошибки. 14. Формирование чувства собственного достоинства и уважения к достоинству других людей. 15. Формирование ценностного отношения к труду, учебной деятельности, коллективу. 16. Формирование рационально использовать свое время, нести ответственность за выполнение задания, совместную работу. 17. Формирование потребности в здоровом образе жизни, стремления к активному образу жизни. 18. Формирование бережного, уважительного отношения к природе и всем формам жизни. 8-9 класс 1.Развитие мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык». 2. Осознание возможностей самореализации средствами ИЯ. 3. Стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом. 4. Совершенствование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации. 5. Совершенствование уважительного отношения к традициям своей семьи и школы, бережное отношение к ним. 6. Совершенствование уважительного отношения к родному языку. 7. Совершенствование уважительного отношения к своей стране, еѐ достижениям и успехам. 8. Совершенствование уважительного отношения к традиционным ценностям многонационального российского общества. 9. Совершенствование уважительного отношения к родной культуре через контекст культуры немецкоговорящих стран. 10. Совершенствование чувства патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры. 11. Совершенствование уважительного отношения к правам и свободам личности. 12. Совершенствование представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения. 13. Совершенствование культуры речи. 14. Формирование гуманистического мировоззрения. 15. Совершенствование умения отстаивать свое мнение, принимать собственные решения, признавать свои ошибки. 16. Совершенствование чувства собственного достоинства и уважения к достоинству других людей. 17. Формирование умения выражать себя через проектную деятельность, вести обсуждение, давать оценки. 18. Совершенствование потребности в здоровом образе жизни, стремления к активному образу жизни. 19. Совершенствование осознания экологических проблем, готовности к участию в экологических проектах. Метапредметные результаты 1.Регулятивные: 5-7 класс 1. Формирование умения самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения. 2. Формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. 3. Формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности 8-9 класс 1. Совершенствование умения выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2. Совершенствование корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 3. Совершенствование способности овладевать основами самоконтроля, самооценки, принятия 3 еѐ решения. решений и осуществления осознанного выбора в 4. Формирование способности овладевать основами учебной и познавательной деятельности. самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 1. Познавательные: 1. Формирование умения использовать знаковосимволические средства представления информации для решения учебных и практических задач. 2. Формирование умения пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинноследственных связей. 3. Формирование умения строить логическое рассуждение (по аналогии) и делать выводы. 4. Формирование умения работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов. 5. Формирование умения осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств. 6. Формирование умения выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию. 7. Формирование умения решать проблемы творческого и поискового характера. 8. Формирование умения самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома. 9. Формирование умения контролировать и оценивать результаты своей деятельности. 1. Совершенствование умения пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. 2. Совершенствование умения строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное) и делать выводы. 3. Совершенствование умения работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов. 4. Формирование умения осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. 5. Совершенствование умения решать проблемы творческого и поискового характера. 2. Коммуникативные: 1. Формирование способности осуществлять межкультурное общение на ИЯ. 2. Формирование умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации. 3. Формирование умения вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами ИЯ. 4. Формирование умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. 5. Формирование умения спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. 6. Формирование умения с помощью вопросов добывать недостающую информацию. 1. Совершенствование способности осуществлять межкультурное общение на ИЯ. 2. Совершенствование умения выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации. 3. Совершенствование умения вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами ИЯ. 4. Совершенствование умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. 5. Формирование умения обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции. 6. Формирование умения аргументировать свою точку 4 7. Формирование умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. 8. Формирование умения проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. 9. Формирование умения работать с функциональными опорами при овладении диалогической речью. 10. Формирование умения использовать речевые средства для объяснения причины, результата действия. 11. Формирование умения использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения. зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. 7. Совершенствование умения с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность). 8. Совершенствование умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. 9. Совершенствование умения проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. 10. Формирование умения адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. 11. Формирование умения иллюстрировать речь примерами, сопоставлять и противопоставлять факты. 12. Совершенствование умения использовать речевые средства для объяснения причины, результата действия. 13. Совершенствование умения использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения. Предметные результаты 5. класс Речевая компетенция Говорение. Диалогическая речь. 1.Вести диалог-расспрос, диалог этикетного характера, диалог – обмен мнениями, диалог – побуждение к действию, комбинированный диалог. 2.Начинать, поддерживать и заканчивать разговор. 3.Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы. Говорение. Монологическая речь. 4.Кратко высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. 5.Делать краткие сообщения на заданную тему. Аудирование 6.Понимать речь учителя и одноклассников, а также несложные аутентичные аудио- и видеотексты, построенные на изученном речевом материале (основное понимание прослушанного). Чтение 7. Читать с целью понимания основного содержания (уметь игнорировать незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста; прогнозировать содержание текста по вербальным опорам (заголовкам) и иллюстративным опорам; предвосхищать содержание внутри текста. 8.Читать с целью полного понимания содержания на уровне значения: (уметь догадываться о значении незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам (приставки, суффиксы, составляющие элементы сложных слов), аналогии с родным языком. Письмо 9. Заполнять анкету, формуляр (сообщать о себе основные сведения: имя, фамилия, возраст, гражданство, адрес и т.д.) 10. Писать открытки этикетного характера с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета и адекватного стиля изложения, принятых в странах изучаемого языка. Языковая компетенция Графика, орфография 11. Соотносить графический образ слова с его звуковым образом. 5 12.Сравнивать и анализировать буквы, буквосочетания и соответствующие транскрипционные знаки. 13.Соблюдать основные правила орфографии и пунктуации. 14.Использовать словарь для уточнения написания слова. Фонетика 15.Различать коммуникативный тип предложения по его интонации. 16. Понимать и использовать логическое ударение во фразе, предложении. Лексика 17. Распознавать и употреблять в речи в соответствии с коммуникативной задачей основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета) в ситуациях общения в пределах тематики основной общеобразовательной школы. 18. Знать и уметь использовать основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия). Грамматика 19. Знать функциональные и формальные особенности изученных грамматических явлений (порядок слов в немецком предложении, наличие глагола-связки «sein», отрицания „nicht" и „kein", слабые и некоторые сильные глаголы в Präsens и Perfekt, модальные глаголы и их эквиваленты, артикли, существительные, степени сравнения прилагательных и наречий, местоимения, числительные, предлоги). 6 класс Речевая компетенция Говорение. Диалогическая речь. 1.Вести диалог-расспрос, диалог этикетного характера, диалог – обмен мнениями, комбинированный диалог. 2.Начинать, поддерживать и заканчивать разговор. 3.Давать совет, положительно (отрицательно) реагировать на него. 4.Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы. Говорение. Монологическая речь. 5. Кратко передавать сообщение прочитанного с опорой на образец. 6. Выражать своѐ отношение к прочитанному, услышанному. 7.Делать краткие сообщения на заданную тему. Аудирование 8.Понимать основное содержание небольших текстов, содержащих значительное число незнакомых слов. Чтение 9. Читать с целью понимания основного содержания, уметь прогнозировать содержание текста по вербальным опорам (заголовкам) и иллюстративным опорам, определять основную идею/мысль текста; выявлять главные факты в тексте, не обращая внимания на второстепенные. 10. Читать с целью полного понимания содержания на уровне значения: (уметь догадываться о значении незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам (приставки, суффиксы, составляющие элементы сложных слов), аналогии с родным языком. Письмо 11. Заполнять анкету, формуляр (сообщать о себе основные сведения: имя, фамилия, возраст, гражданство, адрес и т.д.). 12. Писать открытки этикетного характера с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета и адекватного стиля изложения, принятых в странах изучаемого языка. Языковая компетенция Графика, орфография 13. Соотносить графический образ слова с его звуковым образом. 14. Соблюдать основные правила орфографии и пунктуации. 15. Использовать словарь для уточнения написания слова. Фонетика 16. Различать коммуникативный тип предложения по его интонации. 17. Понимать и использовать логическое ударение во фразе, предложении. 6 18. Правильно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительное, восклицательное предложения. Лексика 19. Распознавать и употреблять в речи в соответствии с коммуникативной задачей основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета) в ситуациях общения в пределах тематики основной общеобразовательной школы. 20. Знать и уметь использовать основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия). Грамматика 21. Знать функциональные и формальные особенности изученных грамматических явлений (инфинитивный оборот, слабые и сильные глаголы со вспомогательными глаголами «sein», «haben», основные временные формы, степени сравнений прилагательных и наречий, возвратные глаголы, немецкие падежи, предлоги). 7 класс Речевая компетенция Говорение. Диалогическая речь. 1. Вести диалог-расспрос, ритуализированный (этикетный) диалог/ полилог в стандартных ситуациях общения, используя соответствующие формулы речевого этикета. 2. Выражать основные речевые функции: поздравлять, высказывать своѐ мнение, пожелания, приносить извинение, давать совет, выражать просьбу, предлагать, рекомендовать, используя не только повелительные предложения, но и различные синонимичные средства с опорой на образец и без него. Говорение. Монологическая речь. 3. Использовать основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ. 4. Выражать своѐ отношение прочитанному: понравилось – не понравилось, что уже было известно – что ново. 5. Кратко передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст. 6. Делать сообщения по результатам выполнения проектной работы.[1] 7. Говорить в нормальном темпе. Аудирование 8. Понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, содержащих небольшое количество незнакомых слов, используя контекстуальную, языковую, иллюстративную и другие виды догадки (понимание основного содержания). Чтение 9. Читать с целью понимания основного содержания (уметь игнорировать незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста; членить текст на смысловые части; прогнозировать содержание текста по вербальным опорам (заголовкам) и иллюстративным опорам; определять основную идею/мысль текста; выявлять главные факты в тексте, не обращая внимания на второстепенные. 10. Читать с целью извлечения конкретной (запрашиваемой или интересующей) информации (уметь использовать соответствующие ориентиры (заглавные буквы, цифры и т. д.) для поиска запрашиваемой или интересующей информации). 11. Читать с целью полного понимания содержания на уровне значения: (уметь догадываться о значении незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам (приставки, суффиксы, составляющие элементы сложных слов), аналогии с родным языком, конверсии, по наличию смысловых связей в контексте, иллюстративной наглядности; пользоваться справочными материалами (словарѐм, лингвострановедческим справочником). Письмо 12. Писать небольшое по объѐму сочинение с опорой на информацию из текстов. 13. Писать письмо, открытки этикетного характера с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета и адекватного стиля изложения, принятых в странах изучаемого языка. 7 14. Делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях. Языковая компетенция Графика, орфография 15. Соотносить графический образ слова с его звуковым образом. 16. Соблюдать основные правила орфографии и пунктуации. 17. Использовать словарь для уточнения написания слова. Фонетика 18. Различать коммуникативный тип предложения по его интонации. 19. Понимать и использовать логическое ударение во фразе, предложении. 20. Правильно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительное, восклицательное предложения. 21. Правильно произносить предложения с однородными членами (соблюдая интонацию перечисления). 22. Правильно произносить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей. Лексика 23.Распознавать и употреблять в речи в соответствии с коммуникативной задачей основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета) в ситуациях общения в пределах тематики основной общеобразовательной школы. 24.Знать и уметь использовать основные способы словообразования (аффиксация, словосложение). 25.Употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы Грамматика 26.Знать функциональные и формальные особенности изученных грамматических явлений (склонение имѐн прилагательных; неопределѐнно-личное местоимение man; основные формы глагола и употребление в речи Präteritum и Perfekt; порядок слов в сложносочинѐнном предложении и сложноподчинѐнном; модальные глаголы с неопределѐнно-личным местоимением man; предлоги с Dativ и Akkusativ; придаточные дополнительные, условные, причины) 8 класс Речевая компетенция Говорение. Диалогическая речь. 1.Вести ритуализированные диалоги в стандартных ситуациях общения, используя речевой этикет. 2. Вести групповое обсуждение (унисон, спор), включаться в беседу, поддерживать еѐ, проявлять заинтересованность, удивление. 3.Выражать основные речевые функции: выражать согласие/несогласие с мнением собеседника, выражать сомнение, выражать свое мнение и обосновывать его и т.д. 4. Брать и давать интервью. Говорение. Монологическая речь. 5. Использовать основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ. 6. Выражать своѐ отношение к прочитанному. 7. Делать краткие сообщения в русле основных тем и сфер общения. 8. Говорить логично и связно. 9. Делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного. 10.Комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своѐ отношение к прочитанному/прослушанному. Аудирование 11. Понимать монологическое сообщение (описание, сообщение, рассказ), содержащее небольшое количество незнакомых слов, используя контекстуальную, языковую, иллюстративную и другие виды догадки (понимание основного содержания). 8 12. Воспринимать на слух аутентичный текст и выделять основную мысль (понимание необходимой / конкретной информации) 13. Выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте. 14. Отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных. Чтение 15. Читать с целью понимания основного содержания (уметь игнорировать незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста; прогнозировать содержание текста по вербальным опорам (заголовкам) и иллюстративным опорам; предвосхищать содержание внутри текста; определять основную идею/мысль текста; выявлять главные факты в тексте, не обращая внимания на второстепенные. 16. Читать с целью извлечения конкретной (запрашиваемой или интересующей) информации (уметь использовать соответствующие ориентиры (заглавные буквы, цифры и т. д.) для поиска запрашиваемой или интересующей информации). 17. Читать с целью полного понимания несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале на уровне смысла и критического осмысления содержания (определять основную идею текста, различать существенные и второстепенные факты в содержании текста, анализировать отдельные места, определяя подлежащее, сказуемое), используя при необходимости словарь, сноски и лингвострановедческий справочник. Письмо 18. Заполнять анкету, формуляр в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка 19. Писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. 20. Составлять план/тезисы устного или письменного сообщения, краткую аннотацию с непосредственной опорой на текст. 21. Кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности. Языковая компетенция Графика, орфография 22. Оформлять письменные и творческие проекты в соответствии с правилами орфографии и пунктуации. Фонетика 23. Правильно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительное, восклицательное предложения. 24. Правильно произносить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей. 25.Выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации. Лексика 26. Распознавать и употреблять в речи в соответствии с коммуникативной задачей основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета) в ситуациях общения в пределах тематики основной общеобразовательной школы. 27. Знать и уметь использовать основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия). 28. Выбирать значение многозначных слов в соответствии с контекстом. 29. Понимать и использовать явления синонимии / антонимии и лексической сочетаемости. Грамматика 30. Знать функциональные и формальные особенности изученных грамматических явлений (Plusqumperfekt; придаточные предложения времени с союзами wenn, als, nachdem; придаточные определительные предложения; Futur I; неопределѐнно-личное местоимение man; относительные местоимения; Präteritum Passiv, Präsens Passiv). 31. Уметь распознавать, понимать и использовать в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции немецкого языка. 9 9 класс Речевая компетенция Говорение. Диалогическая речь. 1.Вести ритуализированные диалоги в стандартных ситуациях общения, используя речевой этикет. 2. Вести групповое обсуждение (унисон, спор), включаться в беседу, поддерживать еѐ, проявлять заинтересованность, удивление. 3.Выражать основные речевые функции: выражать согласие/несогласие с мнением собеседника, выражать сомнение, выражать свое мнение и обосновывать его и т.д. 4.Брать и давать интервью. Говорение. Монологическая речь. 5.Использовать основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ. 6.Выражать своѐ отношение к прочитанному. 7. Делать краткие сообщения в русле основных тем и сфер общения. 8. Говорить логично и связно. 9. Говорить выразительно (соблюдать синтагматичность речи, логическое ударение, правильную интонацию). 10. Кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения. 11.Кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Аудирование 12. Понимать монологическое сообщение (описание, сообщение, рассказ), содержащее небольшое количество незнакомых слов, используя контекстуальную, языковую, иллюстративную и другие виды догадки (понимание основного содержания). 13. Воспринимать на слух аутентичный текст и выделять основную мысль (понимание необходимой / конкретной информации). 14. Делать выводы по содержанию услышанного. 15. Выражать собственное мнение по поводу услышанного. 16. Игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста. 17. Использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова. Чтение 18. Читать с целью понимания основного содержания (уметь игнорировать незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста; прогнозировать содержание текста по вербальным опорам (заголовкам) и иллюстративным опорам; предвосхищать содержание внутри текста; определять основную идею/мысль текста; выявлять главные факты в тексте, не обращая внимания на второстепенные. 19. Читать с целью извлечения конкретной (запрашиваемой или интересующей) информации (уметь использовать соответствующие ориентиры (заглавные буквы, цифры и т. д.) для поиска запрашиваемой или интересующей информации). 20. Читать с целью полного понимания на уровне смысла и критического осмысления содержания (определять основную идею текста, различать существенные и второстепенные факты в содержании текста, анализировать отдельные места, определяя подлежащее, сказуемое), используя при необходимости словарь. 21. Интерпретировать информацию, представленную в графиках, таблицах, иллюстрациях и т. д. 22. Извлекать культурологические сведения из аутентичных текстов. 23. Соотносить полученную информацию с личным опытом, оценивать ее и выражать свое мнение по поводу прочитанного. Письмо 24. Писать личное письмо с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. 25. Составлять краткую аннотацию с непосредственной опорой на текст. 10 26. Писать электронные (интернет) сообщения. 27. Писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец. Языковая компетенция Графика, орфография 28. Оформлять письменные и творческие проекты в соответствии с правилами орфографии и пунктуации. Фонетика 29. Правильно произносить предложения с однородными членами (соблюдая интонацию перечисления). 30. Выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации. Лексика 31. Распознавать и употреблять в речи в соответствии с коммуникативной задачей основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета) в ситуациях общения в пределах тематики основной общеобразовательной школы. 32. Понимать и использовать явления синонимии / антонимии и лексической сочетаемости. 33. Распознавать принадлежность слов к частям речи по определѐнным признакам (артиклям, аффиксам и др.). 34. Использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам). Грамматика 35.Знать функциональные и формальные особенности изученных грамматических явлений (инфинитивные обороты statt..zu, ohne…zu, um …zu; придаточные предложения цели с союзом damit; глагольные формы в Präsens, Perfekt, Präteritum, Futur Passiv; отдельные глагольные формы в Konjunktiv: könnte) 36.Уметь распознавать, понимать и использовать в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции немецкого языка. ВЫПУСКНИКИ Предметные результаты: Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь Выпускник научится: вести диалог (диалог этикетного характера, диалог–-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в Германии. Выпускник получит возможность научиться: вести диалог-обмен мнениями; брать и давать интервью; вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.). Говорение. Монологическая речь Выпускник научится: строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики; описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы); давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы; описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/ вопросы. Выпускник получит возможность научиться: делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному; 11 кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.); кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Аудирование Выпускник научится: воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений. Выпускник получит возможность научиться: выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова. Чтение Выпускник научится: читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления; читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде; читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале; выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного. Выпускник получит возможность научиться: устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте; восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов. Письменная речь Выпускник научится: заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.); писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в Германии, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес); писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в Германии: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 100– 120 слов, включая адрес); писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план. Выпускник получит возможность научиться: делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмостимул; составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности; писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.). 12 Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация Выпускник научится: правильно писать изученные слова; правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения; расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка. Выпускник получит возможность научиться: сравнивать и анализировать буквосочетания немецкого языка и читать в соответствии с правилами чтения. Фонетическая сторона речи Выпускник научится: различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка; соблюдать правильное ударение в изученных словах; различать коммуникативные типы предложений по их интонации; членить предложение на смысловые группы; адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах. Выпускник получит возможность научиться: выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;. Лексическая сторона речи Выпускник научится: узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы; употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости; распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: Выпускник получит возможность научиться: распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы; знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения; распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные сильные и слабые глаголы; распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам; распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (erstens, zweitens, dann, meiner Meinung nach usw.); использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам. Грамматическая сторона речи 13 Выпускник научится: оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте: распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные; распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке; распознавать и употреблять в речи предложения с начальным Es распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами und, aber, oder; распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами deshalb, deswegen, denn, weil, wer…; использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени; распознавать и употреблять в речи условные предложения реального характера (Konditionalis I ) и нереального характера (Konditionalis II ); распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения; распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/ неопределенным/нулевым артиклем; распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и объектном падежах, в абсолютной форме), притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные; распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения; распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие количество ; наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения; распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные; распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Presens, Futurum, Perfekt, Prȁteritum, Plusquamperfekt; распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (wollen, kȍnnen, mȍgen, sollen, műssen); распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного залога: Presens Passiv, Prȁteritum Passiv, Perfekt Passiv; распознавать и употреблять в речи инфинитивные обороты (um…zu…, statt … zu.., ohne…zu…) распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге. Выпускник получит возможность научиться: распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: времени с союзом als, wenn; цели с союзом damit; условия с союзом da,wiel; определительными с союзами der, die, dast; распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования и правильно употреблять их окончания; распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного залога: Presens, Futurum, Perfekt, Prȁteritum, Plusquamperfekt; распознавать и употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога Presens Passiv, Prȁteritum Passiv, Perfekt Passiv; Социокультурные знания и умения Выпускник научится: 14 употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка; представлять родную страну и культуру на немецком языке; понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала. Выпускник получит возможность научиться: использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний; находить сходство и различие в традициях родной страны и стран изучаемого языка. Компенсаторные умения Выпускник научится: выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении. Выпускник получит возможность научиться: использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении; пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении. 2. Содержание учебного предмета Предметное содержание речи Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения. Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе. Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода. Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек. Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования. Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками. Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт. Окружающий мир Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности. Средства массовой информации Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет. Страны изучаемого языка и родная страна Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру. Коммуникативные умения Говорение Диалогическая речь Совершенствование диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог. Объем диалога от 3 реплик (5-7 класс) до 4-5 реплик (8-9 класс) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5–3 минут. Монологическая речь 15 Совершенствование умений строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) Объем монологического высказывания от 8-10 фраз (5-7 класс) до 10-12 фраз (8-9 класс). Продолжительность монологического высказывания –1,5–2 минуты. Аудирование Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи. Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные. Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования – до 1 мин. (5-7 кл) до 2 минут (8-9 кл). Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5 минут. Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Чтение Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием. Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические. Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников. Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения – до 500 слов (5-7 кл) до 700 слов (8-9 кл). Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения – около 100 – 250 слов (5-7 кл) около 350 слов (8-9 кл). Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале. Объем текста для чтения около 300 слов (5-7 кл) около 500 слов (8-9 кл). Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. Письменная речь Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений: заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес); написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 10-20 слов – 5-7 кл, объемом 30–40 слов, включая адрес – 8-9 кл); написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в Германии с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, 16 делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 50-60 слов – 5-7 кл., около 100–120 слов – 8-9 кл, включая адрес; составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности. делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей. Языковые средства и навыки оперирования ими Орфография и пунктуация Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения. Фонетическая сторона речи Различения на слух в потоке речи всех звуков немецкого языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации). Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение предложений на смысловые группы. Ритмикоинтонационные навыки произношения различных типов предложений. Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на служебных словах. Лексическая сторона речи Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры Германии в объеме примерно 1200 единиц (включая 500 усвоенных в начальной школе). Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость. Грамматическая сторона речи Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов. Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и множественном числе в различных падежах; артиклей; прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных, указательных, неопределенных и их производных, относительных, вопросительных); количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных видо-временных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов; предлогов. Социокультурные знания и умения. Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и стран изучаемого языка, полученные на уроках немецкого языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение: знаниями о значении родного и немецкого языков в современном мире; сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на немецком языке, их символике и культурном наследии; сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на немецком языке, их символике и культурном наследии; знаниями о реалиях стран изучаемого языка: традициях (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников и т. д.), распространенных образцов фольклора (пословицы и т. д.); представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру) стран изучаемого языка; о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке; 17 умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику); умением представлять родную страну и ее культуру на немецком языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения. Компенсаторные умения Совершенствование умений: переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.; прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.; догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике; использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств. Общеучебные умения и универсальные способы деятельности Формирование и совершенствование умений: работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц; работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой; планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над долгосрочным проектом, взаимодействие в группе с другими участниками проектной деятельности; самостоятельно работать в классе и дома. Специальные учебные умения Формирование и совершенствование умений: находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом; семантизировать слова на основе языковой догадки; осуществлять словообразовательный анализ; пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами); участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера. 3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимое на освоение каждой темы. Класс № Название темы тем ы Привет,5 класс! С чем мы пришли из 4 класса? (Небольшой курс 5 класс 1 повторения) 2 Старый немецкий город. Что в нем? 3 В городе… Кто здесь живѐт? 4 Улицы города. Какие они? 5 Где и как живут люди? 6 У Габи дома. Что мы видим? 7 Как выглядит город Габи в различные времена года? Кол-во часов Всего: 507ч. 9 9 9 9 12 10 10 18 8 9 10 6 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 7класс 1 2 3 4 5 6 7 8 класс 1 2 3 4 9 класс 1 2 3 4 5 Большая уборка в городе. Отличная идея! Снова в город прибывают гости. Как вы думаете, какие? Наши немецкие друзья готовят прощальный праздник. А мы? Итого: Здравствуй, школа! (Небольшой курс повторения) Начало учебного года. Он одинаковый везде? На улице листопад. Немецкие школы. Какие они? Что делают наши немецкие друзья в школе. Свободное время… Что же тут имеется! Поездка с классом по Германии. Не правда ли, здорово?! В конце учебного года – веселый карнавал. Итого: После каникул. (Небольшой курс повторения) Что мы называем нашей Родиной? Лицо города - визитная карточка страны Жизнь в современном городе. Какие проблемы здесь есть? В деревне есть также много интересного Защита окружающей среды – самая актуальная проблема на сегодняшний день, или? В здоровом теле живѐт здоровый дух Итого: Прекрасно было летом. Снова школа. Мы готовимся к путешествию в Германию. Путешествие по Германии. Итого: Каникулы, пока! (Небольшой курс повторения) Книги и каникулы. Совместимы ли они? Сегодняшняя молодѐжь. Какие у неѐ проблемы? Будущее начинается уже сейчас. Как обстоит дело с выбором профессии? СМИ. Это действительно четвертая сила? Итого: Всего 10 10 14 102 6 16 15 14 15 13 14 9 102 11 15 16 16 14 15 14 102 ч 27 21 30 24 102 9 18 23 28 21 99 507 19