Литература

Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования МОУ
«Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Литература»
5 – 9 классы

Программа учебного предмета «Литература»
5 – 9 классы

Оглавление
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

3

2. Содержание учебного предмета «Литература»

8

3. Тематическое планирование, в том числе с учѐтом рабочей программы воспитания, с
указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

2

16

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной,
идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности
судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой). Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к культуре, традициям, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.
4. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные
произведения,
отражающие
разные
этнокультурные
традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое,
эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе,
в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями,
сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты
 Формирование и развитие основ читательской компетенции;
 Совершенствование и пополнение навыков работы с информацией (работа с текстами,
преобразование и интерпретация содержащейся в них информации), в том числе:
o систематизация, сопоставление, анализ, обобщение и интерпретация информации,
содержащейся в готовых информационных объектах;
o выделение главной и избыточной информации, выполнение смыслового свѐртывания
выделенных фактов, мыслей; представление информации в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
o заполнение и дополнение таблиц, схем, диаграмм, текстов
Регулятивные универсальные учебные действия
5 – 6 классы
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
3

 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной
и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить
адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения.
7 – 9 классы
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и
оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого
результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации
и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних
ресурсов и доступных внешних ресурсов;
4

 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности
и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из
ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
5 – 6 классы
6.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из
этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления,
выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные
причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения.
7 – 9 классы
8.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
5

 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.
10.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные универсальные учебные действия
5 – 6 классы
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
7 – 9 классы
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог
в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
6

коммуникативного контакта и обосновывать его.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих
мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов,
создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм.
Предметные результаты
 осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
 восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа
(отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы,
важные для человечества в целом);
 обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской
культуры, мировой культуры;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое
чтение;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения,
воплощающие разные этнокультурные традиции;
 овладение эстетическим и смысловым анализом текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
При планировании предметных результатов освоения программы учтено, что
формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с
разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
Предметные умения,
формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе:
 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем
уровне);
 пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе –
умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом
анализа и интерпретации художественного текста;
 представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом
классе – на своем уровне);
7

 собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного
плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой
работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя
выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом
классе – на своем уровне);
 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку
зрения (в каждом классе – на своем уровне);
 ориентироваться
в
информационном
образовательном
пространстве:
работать
с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; (в каждом классе – на
своем уровне).
5 – 6 классы
 определять тему и основную мысль произведения;
 владеть различными видами пересказа;
 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
 пересказывать сюжет.
6 – 7 классы
 выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
 оценивать систему персонажей;
 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции;
 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними.
7 – 8 классы
 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними,
постепенно переходя к анализу текста.
8 – 9 классы
 выявлять особенности языка и стиля писателя;
 объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической
проблематики произведений;
 анализировать литературные произведения разных жанров;
 вести учебные дискуссии;
5 – 9 классы
 определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
 выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной
литературы, передавая личное отношение к произведению.

2. Содержание учебного предмета «Литература» (5 – 9 классы)
Содержание учебного предмета «Литература» включает в себя указание литературных
произведений и их авторов. Помимо этого в содержании присутствуют единицы более высокого
порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно
вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.
На основании Примерной основной образовательной программы основного общего
образования Программа учебного предмета «Литература» строится на произведениях из трех
списков: А, В и С1.
1

Из Примерной основной образовательной программы основного общего образования (решение федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №1/15 от 8 апреля 2015 г.). Список А
представляет собой перечень конкретных произведений. В этот список попадают «ключевые» произведения
литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.
Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит
также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается
составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным (он
предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть
дополнен составителями программ УМК и рабочих программ.

8

А
«Слово о полку Игореве»
(9 класс)

Д.И. Фонвизин «Недоросль»
(1778 – 1782)
(7 класс)

Н.М. Карамзин «Бедная
Лиза» (1792)
(8 класс)

А.С. Грибоедов «Горе от

В
С
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Древнерусская
Русский фольклор:
литература: из «Повести Сказки: «Царевна-лягушка», «Чего
временных
лет» на
свете
не
бывает»,
(«Расселение славян», «Кий, «Падчерица», «Солдат и смерть»,
Щек и Хорив», «Дань «Сказка о молодильных яблоках и
хазарам», «И вспомнил живой воде»
Олег
коня
своего…»), Предания: «Как Бадыноко победил
«Поучение»
Владимира одноглазого великана» (нартский
Мономаха
(фрагмент), эпос)
«Повесть
о
разорении Былины: «Святогор и Микула
Рязани Батыем», «Житие Селянинович», «Илья Муромец и
Сергия
Радонежского», Соловей-разбойник»
«Повесть о Петре и Обрядовая
поэзия:
«Девочки,
Февронии Муромских»
колядки!..», «Наша Масленица
(6 – 8 классы)
дорогая…», «Говорили – сваты на
конях будут»
Песни:
«Подушечка
моя
пуховая…», «Солдатская», «Иван
Грозный молится о сыне»,
«Возвращение Филарета», «Разин
и девка-астраханка», «Солдаты
освобождают Смоленск» («Как
повыше
было
города
Смоленска…»)
Загадки, пословицы, поговорки
(5 – 8 классы)
М.В. Ломоносов: «Стихи,
сочиненные на дороге в
Петергоф…» (1761), «Ода
на день восшествия на
Всероссийский престол Ея
Величества
Государыни
Императрицы Елисаветы
Петровны
1747
года»
(отрывок) и др.
(8 – 9 классы)
Г.Р. Державин:
«Памятник» (1795),
«Властителям и судиям»,
«Вельможа»
(8 – 9 классы)
И.А. Крылов: «Ворона и
лисица», «Волк и ягнѐнок»,
«Волк на псарне», «Свинья
под дубом» (5 – 7)
В.А. Жуковский:

Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу
(тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого
может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы.

9

ума» (1821 – 1824)
(9 класс)

А.С. Пушкин «Евгений
Онегин» (1823 —1831)
(9 класс)
«Дубровский» (1832 – 1833)
(6 класс), «Капитанская
дочка» (1832 – 1836)
(8 класс)
«К
Чаадаеву»
(«Любви,
надежды, тихой славы…»)
(1818), «Песнь о вещем
Олеге» (1822), «К***» («Я
помню чудное мгновенье…»)
(1825),
«Зимний
вечер»
(1825), «Пророк» (1826), «Во
глубине сибирских руд…»
(1827), «Я вас любил: любовь
еще, быть может…» (1829),
«Зимнее утро» (1829), «Я
памятник
себе
воздвиг
нерукотворный…» (1836)
(5 – 9 классы)

М.Ю. Лермонтов «Герой
нашего времени» (1838 –
1840).
(9 класс)
«Парус»
Стихотворения:
(1832),
«Смерть
Поэта»
(1837), «Бородино» (1837),
«Узник»
(1837),
«Тучи»
(1840),
«Утес»
(1841),
«Выхожу один я на дорогу...»
(1841).
(5 – 9 классы)

«Светлана» (1812),
«Лесной царь» (1818);
«Невыразимое» (1819),
«Море» (1822)
(7 – 9 классы)
А.С. Пушкин «Деревня»
(1819), «Редеет облаков
летучая гряда» (1820),
«Два чувства дивно близки
нам…», «К морю» (1824),
«Зимняя дорога» (1826),
«И.И. Пущину» (1826),
«Няне» (1826), «Арион»
(1827), «Анчар» (1828), «На
холмах
Грузии
лежит
ночная мгла…» (1829),
«Бесы»
(1830),
«Туча»
(1835)
(5 – 9 классы)
«Маленькие трагедии»
(1830), «Повести Белкина»
(1830)
(7 – 8 классы)
Поэма «Руслан и Людмила»
(1818-1820), «Цыганы»
(1824), «Полтава» (в
сокращении)
(7 – 9 классы)
«Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях»
(5 класс)
М.Ю. Лермонтов: «Ангел»
(1831), «Дума» (1838), «Три
пальмы» (1838), «Молитва»
(«В
минуту
жизни
трудную…») (1839), «И
скучно и грустно» (1840),
«Когда
волнуется
желтеющая
нива…»
(1840), «Нет, не тебя так
пылко я люблю…» (1841),
«Родина» (1841), «Пророк»
(1841), «На севере диком
стоит одиноко…»
(5 – 9 классы)
Поэмы: «Песня про царя
Ивана
Васильевича,
молодого
опричника
и
удалого
купца
Калашникова»
(1837),
«Мцыри» (1839)
(8 – 9 классы)
10

Поэзия пушкинской эпохи:
К.Н.
Батюшков
«Переход
русских войск через Неман 1
января 1813 года (Отрывок из
большого
стихотворения)»,
«Мой
гений»,
«Надпись
к
портрету Жуковского», «Есть
наслаждение и в дикости
лесов…», А.А. Дельвиг «Романс»,
«Русская песня», «Идиллия»,
Н.М. Языков «Песня», «Родина,
«Пловец», Е.А. Баратынский
«Весна, весна! Как воздух
чист!..», «Разуверение», «Чудный
град порой сольѐтся…», «Муза»
(5 – 9 классы)

Литературные сказки XIX-ХХ
века:
В.Ф. Одоевский «Городок в
табакерке»
(5 класс)

Н.В. Гоголь
«Ревизор» (1835), «Мертвые
души» (1835 – 1841)
(8 – 9 классы)

Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «Весенняя
гроза» («Люблю грозу в
начале мая…») (1828, нач.
1850-х), «Silentium!» (Молчи,
скрывайся и таи…) (1829, нач.
1830-х), «Умом Россию не
понять…» (1866).
(5 – 8 классы)
А.А. Фет
Стихотворения: «Шепот,
робкое дыханье…» (1850),
«Как беден наш язык! Хочу и
не могу…» (1887).
(5 – 8 классы)

Н.А. Некрасов.
Стихотворения:
«Крестьянские дети» (1861),
«Вчерашний день, часу в
шестом…» (1848), «Несжатая
полоса» (1854).
(5-8 кл.)

Н.В. Гоголь: «Ночь перед
Рождеством»
(1830
–
1831), «Повесть о том, как
поссорился Иван Иванович
с Иваном Никифоровичем»
(1834), «Невский проспект»
(1833 – 1834), «Тарас
Бульба» (1835), «Шинель»
(1839)
(5 – 9 классы)
Ф.И. Тютчев «Весенние
воды» («Еще в полях белеет
снег…» (1829, нач. 1830-х),
«С
поляны
коршун
поднялся…», «Как весел
грохот летних буль…»,
«Есть
в
осени
первоначальной…» (1857)
(5-8 классы)
А.А.
Фет:
«Чудная
картина…», «Я пришел к
тебе
с
приветом…»
(1843), «Зреет рожь над
жаркой нивой…», «Целый
мир
от
красоты…»,
«Какая ночь!..», «Какая
грусть! Конец аллеи…»,
«Учись у них – у дуба, у
березы…» (1883), «Я тебе
ничего не скажу…» (1885),
«Вечер»
(5-8 кл.)
Н.А. Некрасов
«Размышления у парадного
подъезда» (1858), «Памяти
Добролюбова»,
«Зеленый
Шум»
(1862-1863),
«В
полном разгаре страда
деревенская…», «Великое
чувство!
у
каждых
дверей…»,
«Железная
дорога», «Внимая ужасам
войны…»
(5-8 кл.)
Поэма «Русские женщины»
(«Княгиня Трубецкая»)
(7 класс)
И.С. Тургенев «Певцы»
(1852); повести: «Муму»
(1852),
«Ася»
(1857);
11

Поэзия 2-й половины XIX в.: А.Н.
Майков «Нива», А.К. Толстой
«Илья Муромец», «Край ты мой,
родимый край!..»
(5 – 9 кл.)

стихотворения в прозе:
«Воробей» (1878), «Два
богача» (1878), «Русский
язык» (1882), «Нищий».
(6-8 кл.)
Н.С.
Лесков
«Левша»
(1881)
(7 кл.)
М.Е.
Салтыков-Щедрин
«Повесть о том, как один
мужик
двух
генералов
прокормил» (1869), «Дикий
помещик»
(7 кл.)
Л.Н. Толстой «Детство»
(1852) (отдельные главы),
«Отрочество»
(1854),
«Кавказский
пленник»
(1872), «Бедные люди»,
«После
бала»
(1903),
«Севастопольские
рассказы» («Севастополь в
декабре месяце»)
(5 – 8 кл.)
А.П. Чехов «Пересолил»,
«Толстый
и
тонкий»
(1883), «Хамелеон» (1884),
«Смерть
чиновника»
(1883), «Злоумышленник»
(1885),
«Шуточка»,
«Налим»
(6-8 кл.)
А.А. Блок «Летний вечер»,
«Полный месяц встал над
лугом…»
(5 кл.)
А.А. Ахматова «Перед
весной
бывают
дни
такие…» (1915), «Родная
земля» (1961), «Победа»,
«Мне голос был. Он звал
утешно…»
(7-9 кл.)
Н.С. Гумилев
(1921).
(7 кл.)
12

«Слово»

Проза конца XIX – начала XX вв.:
М. Горький «Детство» (главы по
выбору), «Легенда о Данко» (из
рассказа «Старуха Изергиль»),
«Макар Чудра», «Мой спутник»
(обзор), «Челкаш», «Двадцать
шесть
и
одна»,
«Супруги
Орловы»,
«Песня
о
Буревестнике», А.И. Куприн
«Золотой
петух»,
«Белый
пудель», «Тапѐр», «Чудесный
доктор», «Allez!», Л.Н. Андреев
«Петька на даче», И.А. Бунин «В
деревне»,
«Подснежник»,
«Лапти»,
«Как
я
пишу»,
«Кукушка»
А.С. Грин «Алые паруса»

М.И. Цветаева «Рябину (5 – 8 кл.)
рубили зорькою…»
(7 кл.)
Поэзия 20-50-х годов ХХ в.: Н.А.
Заболоцкий «Не позволяй душе
О.Э.
Мандельштам лениться!..»,
«Я
не
ищу
«Дождик ласковый, тихий гармонии в природе…», «Старая
и тонкий…»
актриса», «Некрасивая девочка»
(5-9 кл.)
(9 кл.)
В.В.
Маяковский
«Хорошее отношение к
лошадям»
(1918),
«Необычайное
приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским
летом на даче» (1920)
(7-8 кл.)
С.А. Есенин «Ты запой мне
ту песню, что прежде…»,
«Поѐт зима – аукает…»,
«Гой
ты,
Русь,
моя
родная…» (1914), «Песнь о
собаке» (1915), «Нивы
сжаты, рощи голы…»
(1917 – 1918), «Разбуди
меня
завтра
рано…»,
«Каждый труд благослови,
удача…»,
«Отговорила
роща золотая», «Я покинул
родимый дом…»
(5-6 кл.)

Проза о Великой Отечественной
войне:
М.А.
Шолохов
«Судьба
человека», Б.Л. Васильев «Летят
мои кони», «Экспонат №…»
(6-9 кл.)
Художественная
проза
о
человеке
и
природе,
их
взаимоотношениях:
М.М.
Пришвин
«Кладовая
солнца», «Москва-река»
К.Г. Паустовский «Мещерская
сторона» (главы «Обыкновенная
земля», «Первое знакомство»,
«Леса», «Луга», «Бескорыстие»)
(5-6 кл.)

Проза о детях:
В.Г. Распутин «Век живи – век
люби»
(отрывок),
«Уроки
французского», В.П. Астафьев
«Васюткино озеро», «Конь с
розовой гривой», «Фотография,
М.А. Булгаков «Собачье на которой меня нет»
сердце» (1925)
(5-8 кл.)
(9 кл.)
Поэзия 2-й половины ХХ в.:
А.П. Платонов «Никита» А.А. Вознесенский «Муромский
(1945), «Цветок на земле» сруб», Н.М. Рубцов «В осеннем
(1949)
лесу», «Звезда полей», «Тихая
(6 кл.)
моя родина», «В горнице», Д.С.
Самойлов «Сороковые»
М.М. Зощенко «Обезьяний (5-9 кл.)
язык», «Баня» (1924).
Проза русской эмиграции:
(5-7 кл.)
И.С. Шмелев «Русская песня»,
А.Т. Твардовский
«Лето
Господне»
(глава
«Прощаемся
мы
с «Яблочный спас»)
матерями…» (из цикла (5-9 кл.)
«Памяти матери»), «На
дне моей жизни…», «Я Проза и поэзия о подростках и
убит подо Ржевом…», для
подростков
последних
13

«Лежат они, глухие и
немые…»
«Василий Теркин» («Книга
про бойца») (1942-1945) –
главы по выбору.
(7-8 кл.)

В. Шекспир «Ромео
Джульетта» (1594 – 1595).
(8 кл.)

десятилетий авторов-лауреатов
премий и конкурсов «Книгуру»,
премия
им.
Владислава
Крапивина, Премия Детгиза,
«Лучшая
детская
книга
издательства «РОСМЭН» и др.:
Н.
Назаркин
«Палатные
А.И. Солженицын
рассказы»,
А.
Гиваргизов
«Матренин двор» (1959), «Записки
выдающегося
«Как жаль»
двоечника», Ю. Кузнецова «Дом
(7-9 кл.)
П»
(5 кл.)
В.М. Шукшин «Слово о
малой родине», «Чудик»
(1967)
(7-9 кл.)
Литература народов России
Г. Тукай «Родная деревня», К.
Кулиев «Когда на меня навалилась
беда…», «Каким бы малым ни был
мой народ…», Р. Гамзатов
«Песня соловья», «Журавли», «В
горах
джигиты
ссорились,
бывало…», «Мой Дагестан»
5-9 кл.)
Зарубежная литература
Гомер
«Одиссея» Зарубежный фольклор, легенды,
(«Одиссей на острове
баллады, саги, песни
циклопов. Полифем»)
Карело-финский
эпос
(5 кл.)
«Калевала»
(фрагменты),
«Песнь о Роланде» (фрагменты),
Данте. «Божественная
«Песнь
о
Нибелунгах»
комедия» (фрагменты)
(фрагменты),
«Сказка
о
(9 кл.)
Синдбаде-мореходе»
(5-7 кл.)
М. де Сервантес «Дон
Кихот» (отдельные главы)
(8 кл.)
и Сонеты: №130 «Ее глаза
на звезды не похожи…»
(пер. С. Маршака), «Когда
на суд безмолвных, тайных
дум…»,
«Прекрасное
прекрасней во сто крат…»,
«Уж если ты разлюбишь, –
так теперь…», «Люблю, –
но
реже
говорю
об
этом…».
(7-8 кл.)
Д. Дефо «Робинзон Крузо» Зарубежная сказочная и
фантастическая проза:
(главы по выбору)
14

(5 кл.)
Ш. Перро «Рикке с хохолком»,
Дж. Свифт «Путешествия бр. Гримм «Снегурочка»,
Гулливера» (фрагменты)
(5-6 кл.)
(6 кл.)
Зарубежная новеллистика:
Ж-Б. Мольер «Мнимый П. Мериме «Маттео Фальконе»,
больной».
О`Генри «Вождь краснокожих»,
(9 кл.)
«Дары волхвов»
(7-9 кл.)
И.-В. Гете «Фауст» (1774 –
Зарубежная романистика XIX–
1832) (фрагменты)
ХХ века:
(9 кл.)
А. Дюма «Три мушкетѐра»
(8 кл.)
Г.Х.Андерсен «Соловей»
(5 кл.)

Зарубежная проза о детях и
подростках:
М. Твен «Приключения Тома
Сойера»,
А.
Линдгрен
«Приключения
Эмиля
из
Лѐннеберги»
(5-6 кл.)

Дж. Г. Байрон «Душа моя
мрачна. Скорей, певец,
скорей!» (1814)(пер. М.
Лермонтова),
«Паломничество
Чайльд
Гарольда» (1809 – 1811)
(пер.
В.
Левика) Зарубежная проза о животных и
взаимоотношениях человека и
(фрагменты)
природы:
(9 кл.)
Дж. Лондон «Сказание о Кише»,
«Любовь к жизни»
(5-6 кл.)
А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц» (1943)
(6-7 кл.)

Современнеая зарубежная проза:
М. Парр «Вафельное сердце»
(8 кл.)

Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе

 Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
 Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
 Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла,
притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
 Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,
модернизм.
 Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; авторповествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее
лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт,
стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление,
лирическое отступление; эпиграф.
 Язык
художественного
произведения.
Изобразительно-выразительные
средства
в
художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола,
литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.
 Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

15

3. Тематическое планирование, в том числе с учѐтом рабочей программы
воспитания, с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
5 класс
Наименование темы
Введение. Книга – твой друг
Из устного народного творчества
Из древнерусской литературы
Из басен народов мира
Из русской литературы XIX века
Из русской литературы XX века
Из литературы народов России
Из литературы последних десятилетий
Из зарубежной литературы
6 класс
Наименование темы
Введение. О литературе, писателе и читателе
Из греческой мифологии
Из устного народного творчества
Из древнерусской литературы
Из русской литературы XVIII века
Из русской литературы XIX века
Из русской литературы XX века
Из литературы народов России
Из зарубежной литературы
7 класс
Наименование темы
Введение. Любѝте читать!
Из устного народного творчества
Русские народные песни
Из древнерусской литературы
Из русской литературы XVIII века
Из русской литературы XIX века
Из русской литературы XX века
Из зарубежной литературы
8 класс
Наименование темы
Введение. Художественная литература и история
Из устного народного творчества
Из древнерусской литературы
Из русской литературы XVIII века
Из русской литературы XIX века
Из русской литературы XX века
16

Количество часов
1
6
6
3
30
28
4
6
18
Итого: 102
Количество часов
1
5
7
4
3
42
25
3
12
Итого: 102
Количество часов
1
2
1
2
8
28
21
5
Итого: 68
Количество часов
1
3
4
5
28
22

Из литературы народов России
Из зарубежной литературы

1
4
Итого: 68

9 класс
Наименование темы
Введение
Из древнерусской литературы
Из русской литературы XVIII века
Из русской литературы XIX века
Из русской литературы XX века
Из зарубежной литературы

17

Количество часов
1
8
5
62
14
9
Итого: 99


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».