ИЗО

Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования МОУ
«Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
5-7 классы

1

Оглавление

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета Стр. 3

2.

Содержание учебного предмета

Стр. 6

3.

Тематическое планирование с указанием количества
часов, отводимое на освоение каждой темы, в том
числе с учѐтом программы воспитания.

Стр. 8

2

1. Планируемые результаты учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;

осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального
российского общества;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование 7 нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

в ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное отношение к миру,
Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений,
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и
явлений окружающей жизни;

в познавательной сфере (способность к художественному познанию мира, умение
применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности);

в трудовой сфере (навыки использования различных художественных материалов
для работы в разных техниках: графика, живопись, скульптура, художественное
конструирование, декоративно-прикладное искусство).
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия

характеризуют уровень сформированности универсальных способностей
учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
3

себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные универсальные учебные действия

умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура, синтез искусств и
др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;

активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов
(литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных,
общекультурных и др.) общекультурным содержанием;

умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;
Коммуникативные универсальные учебные действия

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.

способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности,
собственной и одноклассников.
Предметные результаты
Учащийся научится:

5 класс

4


различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных
народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной
Европы XVII века).

различать по материалу, технике исполнения современное декоративноприкладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и
т.д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного,
классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных
элементов; единство материала, формы и декора.

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном
для данного возраста уровне);

выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные
единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной
эпохи);

владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета,
формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных
или объемных декоративных композиций;

владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись
и т.п.).
Учащийся получит возможность научиться:

различать произведения разных эпох, художественных стилей;

выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в
произведении искусства;

понимать и использовать в художественной работе материалы и средства
художественной выразительности, соответствующие замыслу;

6 класс
Учащийся научится:

понимать взаимосвязь реальной действительности и еѐ художественного
изображения в искусстве, еѐ претворение в художественный образ;

понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих
русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах
портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих
русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
5


пользоваться основными средствами художественной выразительности в
изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенностям
ритмической организации изображения;

пользоваться красками (гуашь и
акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь
использовать коллажные техники;

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского
и объѐмного изображения предмета и группы предметов; научиться общим правилам
построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и
воздушной перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,
характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению
и по памяти;

создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по
памяти и по воображению;

активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Учащийся получит возможность научиться:

различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере
письма);

понимать и использовать в художественной работе материалы и средства
художественной выразительности, соответствующие замыслу;

определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» в
произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
7 класс

Учащийся научится:

анализировать произведения архитектуры и дизайна;

знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие
начала и специфику;

понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство
функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции
современного конструктивного искусства; конструировать объѐмно-пространственные
композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объѐме);

моделировать в своѐм творчестве основные этапы художественнопроизводственного процесса в конструктивных искусствах;

работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием
конкретных зданий и вещной среды;

конструировать основные объѐмно-пространственные объекты, реализуя при этом
фронтальную, объѐмную и глубинно-пространственную композицию;
6

Учащийся получит возможность научиться:

использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объѐмов,
статику и динамику тектоники и фактур; владеть навыками формообразования,
использования объѐмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона,
пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и
в пространстве;

создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;

работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);

использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные художественные материалы;
2. Содержание учебного предмета
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красот
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм –
целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их
символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская
игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в
изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома,
Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по
бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном
искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое
единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт.
Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие
форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи
художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы
человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок.
Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие
портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов).
Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
7

Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в
истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден).
Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры
человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства
нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к
объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ
времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле
Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое
пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный
дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII
- XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной
среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные
принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к
внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и
своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого
Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек,
Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознес ения
Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство
«бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги,
журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии
(графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование
обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимое на
освоение каждой темы, в том числе с учётом программы воспитания.
5 класс.
Наименование тем
Тема 1. Древние корни народного искусства.

Количество
часов
8

8

Формировать интерес, уважение к родной истории.
Тема 2. Связь времен в народном искусстве.
Воспитывать человеколюбие, честность, уважительное, бережное
и добросовестное отношение к традициям родного края.
Тема 3. Декор – человек, общество, время.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение,
внимательность.
Тема 4. Декоративное искусство в современном мире.
Воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей
Родины; воспитание уважения к труду.
ИТОГО

8

11

7

34

6 класс.
Наименование тем
Тема 1. Виды изобразительного искусства и основы образного
языка
Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт
Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет
Тема 4. Человек и пространство. Пейзаж
ИТОГО

Количество
часов
9
7
9
9
34

7 класс.
Наименование тем

Тема 1. Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду
пространственных искусств. Мир, который создает человек. Художник –
дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и
архитектуры
Тема 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных
искусств
Тема 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в
жизни человека
Тема 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и
индивидуальное проектирование
ИТОГО

Колич
ество
часов
8

8
11
7
34
9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».