Биология

Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования МОУ
«Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»

ПРОГРАММА
учебного предмета
«БИОЛОГИЯ»
5-9 классы

1

Оглавление

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета Стр.

3

2.

Содержание учебного предмета

Стр.

9

3.

Тематическое планирование, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимое на освоение каждой
темы.

Стр. 17

2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение
гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору
и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и
здоровье-сберегающих технологий;
•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы);
эстетического отношения к живым объектам;
•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности
глобальных проблем человечества;
•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу
жизни других народов; толерантности и миролюбия;
•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической
культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного
общего образования являются:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

3

•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую
информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению
к живой природе, здоровью своему и окружающих;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции:
сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать
своѐ мнение;
•формирование и развитие компетентности в области использования, информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических
проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям,
их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным
организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные
биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями,
законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями
по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда
и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии,
с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии,
справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при
выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового
образа жизни в быту;
 выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих;
 ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию
биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и
Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и
данные об источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и
процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией,
учитывая особенности аудитории сверстников.
4

5 класс «Живые организмы. Растения»
Учащийся научится:
- называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.
- различать жизненные формы растений;
- знать строение и процесс деления клетки;
- различать растительные ткани и иметь представление о выполняемых ими функциях;
- знать строение семян, условия их прорастания; иметь представление о дыхании семян;
- объяснять строение и значение корня для растительного организма, различать типы корневых систем,
выявлять видоизменения корней;
- различать части побега, знать внутреннее строение стебля, его значение для растения;
- знать строение листа, иметь представление о физиологических процессах, происходящих в нем;
- знать строение цветка, типы соцветий, способы опыления, процесс оплодотворения и образования
семян и плодов у цветковых растений.
- знать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке;
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.
- освоить приемы рациональной организации труда на уроках биологии и при работе на пришкольном
участке;
- освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.
- научиться оценивать с эстетической точки зрения растительные объекты;
- освоить элементарные приемы составления растительных композиций на местности.
Учащийся получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях в научно- популярной литературе, биологических словарях,
справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в
другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств
живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и
защищать ее.
- использовать приемы работы с определителями растений; размножения и выращивания
культурных растений,
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой
природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание,
эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности
аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением
особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность,
учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
6 класс «Живые организмы. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений,
животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе
определения их принадлежности к определенной систематической группе;
5

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни
человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах
сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их
изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности;
делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и
систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и
процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно- популярной
литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать
ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств
живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и
защищать ее.
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми
растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания
культурных растений;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой
природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание,
эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и грибах на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением
особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный
вклад в деятельность группы.
7 класс «Живые организмы. Животные»
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов животных) и
процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к
определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни
человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп животных на примерах
сопоставления биологических объектов;
6

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их
изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (животные), процессы жизнедеятельности; делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и
систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и
процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за
ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию о животных в научно- популярной литературе, биологических словарях,
справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в
другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств
живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и
защищать ее.
- использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных; выращивания животных,
уходом за домашними животными;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой
природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание,
эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о животных на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности
аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением
особенностей строения и жизнедеятельности животных, планировать совместную деятельность,
учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
8 класс «Человек и его здоровье»
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и
систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства
человека с животными;
- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологичес-ких объектов и
других материальных артефактов;
- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность
процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани
органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических
объектов;
7

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы
жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и
систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и
процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации
труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной
помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно- популярной
литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать
ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью
и здоровью других людей;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме
человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье
человека.
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его
жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями
строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность,
учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
9 класс «Общие биологические закономерности»
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и
процессов, характерных для сообществ живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к
определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в
природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей
их строения и функционирования;
- объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности,
процесс видообразования;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их
изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
8

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и
процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать
последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними в агроценозах;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой
природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и
пути решения этих проблем;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье
человека;
находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе,
специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой
природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во
всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально- ценностное отношение к объектам
живой природы);
- создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области
биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии,
биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность,
учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования предусматривает использование разнообразных методов и
форм, взаимодополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты и
практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты).
2. Содержание учебного предмета
Живые организмы. Растения.
Введение
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека.
Ботаника – наука о растениях. Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе
с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.
Разнообразие растительного мира
Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Среда обитания
растений. Растительный мир родного края. Условия жизни растений: факторы среды. Почва как среда
жизни растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений.
Клеточное строение растений
Устройство увеличительных приборов и приемы работы с ними. Клетка – основная единица
живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление
клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Семя – орган голосеменных и цветковых растений

9

Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Химический состав семян. Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян.
Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Корень. Связь растений с почвой
Развитие корня из зародышевого корешка семени. Развитие корневой системы. Виды корней.
Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с
выполняемыми функциями. Рост корня. Размеры корневых систем растений. Потребность растений в
минеральных веществах. Удобрение почв. Видоизменения корней и экологические факторы,
определяющие рост корней растений.
Побег
Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек. Стебель
– осевая часть побега. Роль побега в жизни растения. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Рост
стебля в длину и толщину. Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю.
Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их
биологическое и хозяйственное значение.
Лист. Связь растения с внешней средой
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые
и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев.
Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Фотосинтез. Образование
органических веществ в листьях. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Листопад и его роль.
Цветок. Образование семян и плодов
Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки.
Однодомные и двудомные растения.
Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и
биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление.
Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе
и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян. Типы плодов. Жизнь
плодов вне материнского организма.
Размножение растений
Размножение растений. Особенности размножения растений. Размножение растений черенками —
стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными
побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском
хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения
растений.
Факторы, влияющие на рост и развитие растений
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни
растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Паразитизм в растительном мире. Растенияхищники.
Систематика растений
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств,
отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения
Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности
одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений.
Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение
водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна
(сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском
хозяйстве. Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения.
Охрана плаунов.
10

Высшие семенные растения
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных.
Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной
деятельности человека. Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных
растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных. Класс Двудольных растений.
Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Капустных (Крестоцветных),
Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Зонтичных (Сельдереевых), Пасленовых, Астровых
(Сложноцветных). Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Семейства Злаки
(Мятликовых), Лилейных. Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические
особенности и значение. Усложнение строения растений в связи с переходом от жизни в водной среде
к наземно-воздушной среде жизни. Широкое распространение покрытосеменных как результат их
приспособленности к условиям среды.
Развитие растительного мира на Земле
Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство
покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Вирусы. Бактерии
Понятие о вирусах как неклеточной форме жизни. Общая характеристика бактерий. Среды обитания
бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактериальных клеток. Формы бактерий.
Процессы жизнедеятельности бактерий. Размножение бактерий. Приспособления бактерий к
перенесению неблагоприятных условий. Взаимоотношение бактерий с другими организмами.
Азотфиксирующие бактерии и их роль в повышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие
бактерии. Болезнетворные бактерии и профилактика бактериальных заболеваний у растений,
животных, человека. Значение бактерий.
Грибы. Лишайники
Общая характеристика грибов. Особенности строения грибной клетки. Строение шляпочных грибов.
Съедобные и ядовитые грибы. Дрожжи. Плесневые грибы. Грибы-паразиты. Их строение, питание и
размножение. Значение грибов в природе и хозяйственной деятельности человека. Введение в
культуру шампиньонов. Общая характеристика и экология лишайников. Особенности строения,
питания и размножения лишайников как симбиотических организмов. Многообразие лишайников.
Роль лишайников в природе и жизни человека.
Жизнь организмов в сообществах)
Понятие о растительном сообществе (фитоценозе). Структура растительного сообщества. Совместная
жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы
взаимоотношений организмов в фитоценозах.
Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров планеты. Типы
растительности. Характеристика основных типов растительности. Искусственные сообщества
(агрофитоценозы). Ботанические сады.
Общие сведения о мире животных.
Зоология - наука о животных. Краткая история развития зоологии. Среды жизни и места обитания
животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические
группы животных. Влияние человека на животных.
Строение тела животных.
Клетка. Ткани, органы и системы органов.
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные
Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые.
Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Значение простейших.
Подцарство Многоклеточные
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и
жизнедеятельность. Разнообразие кишечнополостных.
Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

11

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс
Сосальщики. Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Тип Кольчатые черви.
Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. Класс Малощетинковые черви.
Тип Моллюски
Общая характеристика. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс
Головоногие моллюски.
Тип Членистоногие.
Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс
Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые: пчелы и муравьи. Полезные
насекомые. Охрана насекомых. Насекомые - вредители культур растений и переносчики заболеваний
человека.
Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы.
Хордовые - примитивные формы. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение.
Внутреннее строение рыб. Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб.
Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Класс Земноводные, или Амфибии.
Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность
внутренних органов земноводных. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.
Разнообразие и значение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.
Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. Внутреннее строение и
жизнедеятельность пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их
происхождение.
Класс Птицы.
Общая характеристика класса. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц.
Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.
Разнообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Класс Млекопитающие, или Звери.
Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. Внутреннее строение
млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение
и разнообразие млекопитающих. Высшие, или плацентарные звери: насекомоядные и рукокрылые,
грызуны и зайцеобразные, хищные, ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные,
хоботные, приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Развитие животного мира на Земле.
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле.
Современный мир живых организмов. Биосфера.
Биология. Человек.
Введение. Науки, изучающие организм человека
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и
методы исследования.
Происхождение человека
Место человека систематике, Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы
эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека.
Человеческие расы. Человек как вид.
Строение организма
Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции
клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление.
Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение.
Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и
возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная
ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма.
12

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные
узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их
значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль
рецепторов в восприятии раздражений.
Опорно-двигательная система
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей.
Скелет человека, его приспособление к прямо хождению, трудовой деятельности. Изменения,
связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные,
подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцыантагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице.
Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения.
Динамическая и статическая работа. Нарушение осанки и развитие плоскостопия: причины,
выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах
суставов.
Внутренняя среда организма
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз.
Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток
крови. Свѐртывание крови. Роль кальция и витамина K в свѐртывании крови. Анализ крови.
Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры
организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический
иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной
защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции.
Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней.
Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и
искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание
крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Кровеносная и лимфатическая системы организма
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и
лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови,
пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и
сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Дыхание
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и
органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика,
доврачебная помощь. Газообмен в лѐгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и
гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности
дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ѐмкость лѐгких. Выявление и
предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулѐз и рак лѐгких. Первая помощь
утопающему, при удушении и заваливании землѐй, электротравме. Клиническая и биологическая
смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других
вредных привычек на организм.
Пищеварение
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.
Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы.
Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности
пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов
пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь
при пищевых отравлениях.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический
обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые
аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины.
13

Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен.
Энергетическая емкость пищи.
Покровыне органы. Терморегуляция. Выделение.
Наружные покровы тела человека. Строение функции кожи. Ногти и волосы. Рол кожи в обменных
процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в
зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и
паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.
Терморегуляция организма, закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма.
Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании
гомеостаза. Органы мочевыделительной систем, их строение и функции. Нефроны. Первичная и
конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.
Нервная система
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг —
центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции
спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и
мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и
новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико_синтетическая и замыкательная функции
коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический
подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Анализаторы. Органы чувств
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации.
Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение
глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть
зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней,
травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой
анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы
слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты,
их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их
анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Вклад отечественных учѐных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.
П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и
условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения торможения. Учение А. А. Ухтомского
о доминанте. Врождѐнные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление.
Приобретѐнные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический
стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности
высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей
и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и
внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и
интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение,
мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм.
Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства).
Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины
рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Железы внутренней секреции (эндокринная система)
Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и
гуморальной регуляции. Промежуточный мозг т органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и
щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез,
надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Индивидуальное развитие организма
14

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового
размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых
хромосом в определении пола будущего ребѐнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие
зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и
плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от
него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врождѐнные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путѐм: СПИД,
сифилис и др.; их профилактика. Развитие ребѐнка после рождения. Новорождѐнный и грудной
ребѐнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних
половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание,
общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу.
Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Биология. Введение в общую биологию.
Введение
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни.
Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные
научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Молекулярный уровень
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции
органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты,
АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Клеточный уровень
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и
функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения 15лееточной теории.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки.
Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии —
основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное
дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Автотрофы, гетеротрофы.
Организменный уровень
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное
развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной
информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Популяционно-видовой уровень
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений.
Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор.
Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность,
изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее
относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция.
Макроэволюция.
Экосистемный уровень
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен
веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая
сукцессия.
Биосферный уровень
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере.
Экологические кризисы. Основы рационального природопользования.
Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая
история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Перечень практических и лабораторных работ
Практические работы:
15

1. Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука.
Лабораторные работы:
Л.Р №1 «Органы цветкового растения»
Л.Р №2 «Химический состав растений. Обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах.»
Л.Р. №3 «Строение семени»
Л.Р. №4 «Строение почек»
Л.Р. №5 «Определение возраста дерева по спилу»
Л.Р. №6 «Строение клубня»
Л.Р. №7 «Внешнее строение листа»
Л.Р. №8 «Строение цветка»
Л.Р. №9 «Изучение и определение плодов»

Экскурсии: «Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в
жизни растений».
Исследовательская деятельность:
Примерные темы исследований:
1.
Правила ухода за комнатными растениями. Составление паспорта растений.
2.
Стратификация семян.
3.
Прорастание семян
4.
Развитие стержневой и мочковатой корневых систем
5.
Влияние пикировки на развитие корневой системы
6.
Наблюдение за ростом корня.
7.
Влияние избытка солей на растение.
8.
Особенности прорастания почек на клубне картофеля.
9.
Передвижение по стеблю органических веществ.
10.
Наблюдение за прорастанием луковицы.
11.
Доказательства выделения кислорода в процессе фотосинтеза.
12.
Отработка приемов искусственного опыления.
6 класс
Практические работы:
1. «Размножение растений листьями».
2. «Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами».
3. «Изучение клубеньков бобовых растений».
4. «Строение шляпочного гриба».
Лабораторная работа «Строение шляпочного гриба».
Экскурсия «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе».
7 класс
Лабораторные работы:
№ 1 "Строение и передвижение инфузории - туфельки"
№2 "Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость"
№3 "Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков"
№4 "Внешнее строение насекомого"
№5 "Внешнее строение и особенности передвижения рыбы".
№6 "Внешнее строение птицы. Строение перьев"
№7 "Строение скелета птицы"
№8 "Строение скелета млекопитающих"
Экскурсии
" Разнообразие животных в природе".
«Птицы леса»
«Жизнь природного сообщества весной».
8 класс
Лабораторные работы:
1.Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.
2.Микропрепараты клеток, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
16

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс
и др.
3.Микроскопическое строение кости.
4.Утомление при статической и динамической работе.
5.Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
6.Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменение в тканях при перетяжках,
затрудняющих кровообращение.
7.Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
8.Опыты, выявляющие природу пульса.
Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
9.Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
10.Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдение: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании.
11.Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам
функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
12.Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Рефлексы продолговатого и среднего мозга.
13.Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые,
тактильные иллюзии.
14.Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового
динамического стереотипа.
Практические работы:
1.Мышцы человеческого тела.
2.Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома)
3.Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
4.Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
5.Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
6.Обнаружение слепого пятна. Определение остроты слуха.
9 класс
Лабораторные работы:
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Выявление изменчивости организмов.
Изучение морфологического критерия вида.
Изучение палеонтологических доказательств эволюции
Демонстрации
Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.
Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических
веществ.
Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации,
иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов,
содержащихся в живых клетках.
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные.
Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность,
результаты искусственного отбора.
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.
Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных
животных.
Экскурсии
Причины многообразия видов в природе.
Биогеоценоз.
В краеведческий музей или на геологическое обнажение.
17

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимое на освоение каждой темы.
5 класс
Наименование тем
Кол-во
часов
Введение
3
Тема 1. Разнообразие растительного мира
6
Тема 2. Клеточное строение растений
6
Тема 3. Строение и многообразие покрытосеменных растений
19
ИТОГО
34

6 класс
Наименование тем

Кол-во
часов
5
3
1
2
2
7
2
4
5
3
34

Тема 1.Размножение растений
Тема 2.Факторы, влияющие на рост и развитие растений.
Тема 3. Систематика растений.
Тема 4.Низшие растения.
Тема 5. Высшие споровые растения.
Тема 6.Высшие семенные растения.
Тема 7. Развитие растительного мира на Земле.
Тема 8. Вирусы. Бактерии.
Тема 9.Грибы. Лишайники.
Тема 10.Жизнь организмов в сообществах.
ИТОГО
7 класс
№ темы Наименование тем
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Введение
Одноклеточные животные
Тип Кишечнополостные
Черви
Тип Моллюски, или мягкотелые
Тип Членистоногие
Тип Хордовые ( 34 ч)
Подтип Бесчерепные.Класс Ланцетники
Надкласс Рыбы
Класс Земноводные
Класс Пресмыкающиеся
Класс Птицы
Класс Млекопитающие, или Звери
ИТОГО

Кол-во
часов
2
5
3
5
4
14
2
7
4
3
9
10
68

8 класс
№ темы Наименование тем
1

Науки, изучающие организм человека

Кол-во
часов
2
18

2
3
4
5
6.
7.
8.
9.
10
11.
12.
13.
14.
15
Итого
№

1
2
3
4
5
6.
Итого

Происхождение человека
Строение организма
Опорно-двигательный аппарат
Внутренняя среда организма
Кровеносная и лимфатическая системы
Дыхание
Пищеварение
Обмен веществ и энергии
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
Нервная система
Анализаторы. Органы чувств.
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.
Эндокринная система
Индивидуальное развитие организма

9 класс
Наименование раздела, главы
Введение
Молекулярный уровень
Клеточный уровень
Организменный уровень
Популяционно-видовой уровень
Экосистемный уровень
Биосферный уровень

3
5
8
3
6
5
6
3
4
6
5
5
3
4
68
Кол-во
часов
3
10
14
13
1
5
12
66

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».