ОПК

Приложение
к
Основной
образовательной
программе
начального
общего
образования МОУ «Мятлевская СОШ
им. А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Основы православной культуры»
4 класс

1

Оглавление
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета ...................................................... 3
II. Содержание учебного предмета ............................................................................................. 6
III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы ...................................... 8

2

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
4 класс.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей;
 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
 формирование ценностей многонационального российского общества;
 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 учащиеся получат возможность оценивать поступки как «хорошие» или «плохие»,
разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских
ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
 развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
 развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
 расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и
социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;
 приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 воспитания доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
 развития начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
 анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую
работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль
выполняемых практических действий;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
3

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения,
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
 различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
 овладеет начальными формами познавательных универсальных учебных действий –
исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации,
обобщения;
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
 строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит,
а что нет;
 задавать вопросы.


4

Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 проявлять
уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
 раскрывать содержание основных составляющих православной христианской
культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места,
сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы
отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
 ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной
традиции, истории ее формирования в России;
 на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в
истории России;
 излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни
людей и общества;
 соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской
религиозной морали;
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по
выбранным темам.
Обучающийся получит возможность научиться:
 развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
 устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
 выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
 акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих
уровнях общего образования.
II. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2 ч.)
Россия – наша Родина.
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности.
Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. Значение семьи в жизни человека и
человечества. Родословная. Родословное древо.
Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих
Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее
5

распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство,
ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды,
религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики
разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии.
Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Раздел 2. Введение в православную духовную традицию ( 28 ч.)
Человек и Бог в православии. Кого православная культура называет Творцом. Какие дары
получили от Творца люди. Как вера влияет на поступки человека. Вечные вопросы
человечества.
Православная молитва. Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы.
Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих.
Молитвы в повседневной жизни православных верующих. Православная молитва перед
учением.
Библия и Евангелие. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые
равноапостольные Кирилл и Мефодий. Основное содержание: святые в христианской традиции.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение
Евангелия среди славянских народов. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и
Новый Завет.
Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к
мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Что
является духовными сокровищами. Какое богатство христиане считают истинным и вечным.
Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение.
События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической
деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение.
Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские представления об
Иисусе Христе как Спасителе.
Пасха. Пасха – главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста.
Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные
блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.
Православное учение о человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний
мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о
происхождении души христианина.
Совесть и Раскаяние. Заповеди. Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое
совесть, раскаяние, покаяние. Христианские заповеди. Совесть. Божественное происхождение
заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об
отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа
всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия.
Милосердие и сострадание. Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен
относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель.
Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы
стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.
Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Почему
главное правило этики называется «золотое».
Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни православных
верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и
искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правила поведения в
храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров
православной архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Строительство новых
храмов. Внутреннее строение и убранство храма.
Икона. Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок.
Икона как особый священный предмет для православных верующих. Назначение иконы.
Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения
искусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности изображения на иконе
6

фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета
и света в иконописи.
Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства
о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в
христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни
страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире.
Православие как традиционная религия России.
Подвиг.Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни
архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим
временем, здоровьем, даже жизнью.
Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане благодарны
Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства
Зачем творить добро? Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема.
Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе.
Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих
взаимоотношений. Прощение, умение прощать.
Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Чудеса, совершенные Иисусом
Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое
христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане верят в бессмертие.
Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.
Таинство причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство
крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение
имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания.
Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения.
Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная
составляющие церковных таинств.
Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного монастыря.
Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военное время. Монашество как
духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни,
монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как
центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного
наследия. Монашество в православной традиции.
Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше» природы. Какую
ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное
отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?
Христианская семья. Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в
церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности – светский и церковный
праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и
смирение как христианские добродетели.
Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает
справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Какие
поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета
с Челубеем.
Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный
грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может совершать человек
(даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.
Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы национальности
или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.
Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Жертвенность
как основа любви. Защита Родины.
Раздел 3. Подведение итогов курса (4 часа).
Творческая деятельность учащихся. В ходе изучения предмета предусмотрена проектная
деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе
7

изученного материала. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие
проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
1
2
3
4
5
6
7

Тема урока
Знакомство с новым предметом
Введение в православную культуру
Храм – дом Божий на земле
Православные праздники
Духовные ценности православия
Жизнь по заповедям
Учебно-исследовательская и проектная деятельность
ИТОГО

2 ч.
8 ч.
7 ч.
3 ч.
4 ч.
6 ч.
4 ч.
34 ч.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».