Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Программа учебного предмета «Окружающий мир» 1 – 4 класс 1 Оглавление I. Планируемые результаты освоения учебного предмета .................................................................3 II. Содержание учебного предмета .....................................................................................................14 III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы ...............................................18 2 I. Планируемые результаты освоения учебного предмета Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. 1 класс Личностные результаты У обучащегося будет сформировано: принятие и освоение социальной роли школьника; положительное отношение к изучаемому предмету; уважительное отношение к иному мнению; внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей; понимать эмоции других людей, умение сочувствовать и сопереживать за другого человека; невозможность разделить людей на хороших и плохих; умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; использовать безопасные для органов зрения, нервной системы опорно- двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ, выполнять компенсирующие физические упражнения (зарядку); доброжелательно относиться к одноклассникам, умение нравственно оценивать свои и чужие поступки; ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;; установка на безопасный здоровый образ жизни. Обучащийся получит возможность для формирования: внимание к красоте окружающего мира; самооценки отдельных действий по критериям предложенным учителем (умение оценить себя); осознания роли изучаемого предмета в жизни людей; оценивания и принятия следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»; оценки ситуаций и поступков как хороших или плохих с точки зрения общечеловеческих, нравственных и российских гражданских ценностей; умения определять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей страны; правил поведения, общих для всех людей, всех граждан России; мотивации к творческому труду и работе на результат; готовить и проводить презентации перед небольшой аудиторией. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: Обучащийся научится: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. работать по предложенному учителем плану. отличать верно выполненное задание от неверного. совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. проговаривать последовательность действий на уроке; организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; 3 вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Обучащийся получит возможность научиться: определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. делать вывод о степень успешности выполненной работы, в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания; вырабатывать критерии оценки; осознавать причины своего успеха (неуспеха) проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; Познавательные УУД: Обучащийся научится: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Обучащийся получит возможность научиться: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Коммуникативные УУД: Обучащийся научится: Донесить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Обучащийся получит возможность научиться: *Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. *Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах Предметные результаты Обучающийся научится: распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц; распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; приводить примеры представителей разных групп растений, животных; характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида; характеризовать признаки времён года; объяснять значения используемых условных знаков; находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде; 4 понимать правила поведения в природе; называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте; называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии; называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения; знать о культуре поведения в общественных местах. Обучающийся получит возможность научиться: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных; вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе; различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью посёлка, трудом людей под руководством учителя; выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня; рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного посёлка; объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги; объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте; осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью. 2 класс Личностные результаты У обучащегося будут сформированы: положительное отношение и изучаемому предмету; опыт внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей; оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей; ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; умения оценивать свое отношение к учебе; внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания; понимание причин успеха в учебной деятельности и способность к ее оценке; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией. развитие этических чувств – стыда, вины. совести, как регуляторов морального поведения.; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. Обучащийся получит возможность для формирования: умения соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; эстетического чувства на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы); 5 оценки ситуаций и поступков как хороших или плохих с точки зрения общечеловеческих, нравственных и российских гражданских ценностей; умения определять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей страны; правил поведения, общих для всех людей, всех граждан России; умения отвечать за свои поступки. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: Обучающийся научится: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Обучающийся получит возможность научиться: Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: Обучающийся научится: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Обучающийся получит возможность научиться: Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: Донесить свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Обучающийся получит возможность научиться: Вступать в беседу на уроке и в жизни. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Предметные результаты Обучающийся научится: различать понятия неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о поселке Мятлево; домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии; называть и знать строение тела человека; применять правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; 6 называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах; соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств); определять основные стороны горизонта с помощью компаса; знать названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России. различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; приводить примеры достопримечательностей Калужской области, Москвы, Санкт-Петербурга. Обучающийся получит возможность научиться: • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе; • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД; • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; • использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; • определять основные стороны горизонта с помощью компаса. 3 класс Личностные результаты У обучащегося будут сформированы: освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу умение оценивать свое отношение к учебе; уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. бережное отношение к материальным и духовным ценностям; ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; уважение к культуре разных народов; формирование целостного социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве. Обучащийся получит возможность для формирования: интереса и мотивации к творческому труду; интерес к изучению предмета; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. нравственного чувства и чувственного сознания; умения анализировать свои переживания и поступки; способности к самооценке; симпатии, способности к сопереживанию другим людям; бережного отношения к живой природе; эстетического чувства на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: Обучающийся научится: 7 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре; Обучающийся получит возможность научиться: фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам; проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. Познавательные УУД: Обучающийся научится: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план Осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствие с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях; Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию; Отбирать источники информации для решения учебной задачи из предложенных учителем; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Обучащиеся получат возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.); находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках; делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи; 8 анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам; представлять информацию в форме небольшого текста, ответа на вопросы, результата выполнения заданий (устно и письменно), простого плана повествовательного текста; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде. Коммуникативные УУД: Обучащийся научится: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; прислушиваться к партнёру по общению (деятельности). Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова; аргументировать свою точку зрения в данном вопросе по заданной теме; выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Обучающийся получит возможность научиться: аргументировать свою точку зрения; употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет; конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними; контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других учеников, работающих в группе, паре; использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий при работе в паре, в группе, во время участия в проектной деятельности; согласовывать свою позицию с позицией других участников по работе; признавать возможность существования различных точек зрения; корректно отстаивать свою позицию. Предметные результаты Обучающийся научится: характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование); работать с планом местности и его видами, с масштабом; ориентироваться относительно сторон света; показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам; 9 перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; перечислять правила пользования личным и общественным транспортом; определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества; характеризовать строение Солнечной системы и названия планет; характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере; показывать на карте водные объекты; характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека; характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве; приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения; перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека; различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных; характеризовать природные сообщества на примере леса; характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого; характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей; определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах. Обучающийся получит возможность научиться: перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; определять терминологию родства в применении к членам своей семьи; характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; характеризовать основные правила гигиены; оказывать себе и другим людям первую помощь; перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России; характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях. 4 класс: ЛИЧНОСТНЫЕ У выпускника будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; 10 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность к оценке своей учебной деятельности; освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; оценка и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания « Я как член семьи, представитель народа, гражданин России». Осознание ответственности человека за общее благополучие. Выпускник получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности; положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентация на их мотивы и чувства; установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках; осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; определять цель, обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности, урока; выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, выбирая из предложенных; планировать с помощью учителя учебную деятельность, решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера; работать по плану, используя основные средства; по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки с помощью учителя; 11 по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки; создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять, сохранять их. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; использовать внешнюю речь для регулирования и контроля собственных действий; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; определять цель, обнаруживать и формулировать проблему, тему проекта; выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, самостоятельно искать средств достижения цели; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу его реализации; планировать с помощью учителя учебную деятельность при работе над проектом; работать по плану, используя дополнительные средства (справочники, доп. литературу, средства ИКТ). Познавательные Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете; осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; отбирать необходимые источники информации: учебник, словарь, энциклопедия, средства ИКТ; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать аналогии; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, устанавливать аналогии; извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций; анализировать и обобщать: факты, явления, простые понятия; группировать факты и явления; сравнивать факты и явления; распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтеза; устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; владеть рядом общих приемов решения задач; создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять, сохранять их. 12 Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернета; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осуществлять контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы как по ходу действия, так и в конце действия; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; устанавливать причинно- следственные связи, выявлять их последствия, формулировать цепочки правил “если …, то…”) создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач; строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей. Коммуникативные Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера; работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; владеть диалогической формой речи; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; строить понятные для партнера высказывания, учитывая, что партнер видит, а что нет; корректно строить речь при решении коммуникативных задач. Выпускник получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности; понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы; задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе; принимать концептуальный смысл текстов в целом. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников. 13 ПРЕДМЕТНЫЕ Обучающийся научится: знать государственную символику и государственные праздники России; что такое конституция; основные права ребенка; замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений; владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи в окружающем мире, моделировать эти связи, применять знания о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать некоторые современные экологические проблемы. Обучающийся получит возможность научиться: перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; определять терминологию родства в применении к членам своей семьи; характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; характеризовать основные правила гигиены; оказывать себе и другим людям первую помощь; перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России; характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях. II. Содержание учебного предмета Человек и природа Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. 14 Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности Калужской области (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения Калужской области, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные Калужской области, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества Калужской области (2–3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная 15 ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Человек и общество Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. 16 Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край, Калужская область – частица России. Родной поселок (Мятлево), Калужская область): основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей Калужской области, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории Калужской области. Святыни родного края. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия Калужской области. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. 1 класс: Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом. Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц. Простейшие правила гигиены. 17 Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. 2 класс: Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями. Отработка правил перехода улицы. Отработка основных правил этикета. Определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты. Экскурсии: Наблюдение осенних изменений в природе. Наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка. Наблюдение весенних изменений в природе. 3 класс: Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений. Знакомство с внешним строением кожи. Подсчёт ударов пульса. Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды. Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами. 4 класс: Практические работы: «Моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца». Работа с физической картой России – 5. Работа с картой природных зон России, нахождение на карте зоны арктических пустынь. Нахождение на карте зоны степей. «Определение полезных ископаемых», «Определение с помощью иллюстраций учебника полевых культур в гербарии». Экскурсии: «Экскурсия в природные сообщества луга», «Экскурсия в природные сообщества леса», «Экскурсия в природные сообщества луга», «Экскурсия в природные сообщества пресного водоема». III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс № 1 2 3 4 5 Тема урока Введение Что и кто? Как, откуда и куда? Где и когда? Почему и зачем? ИТОГО 4 ч. 20 ч. 12 ч. 10 ч. 20 ч. 66 ч. 2 класс № 1 2 3 4 5 6 Тема урока Где мы живем? Природа Жизнь города и села Здоровье и безопасность Общение Путешествия ИТОГО 4 ч. 20 ч. 10 ч. 9 ч. 7 ч. 18 ч. 68 ч. 18 3 класс № 1 2 3 4 5 6 Тема урока Как устроен мир Эта удивительная природа Мы и наше здоровье Наша безопасность Чему учит экономика Путешествие по городам и странам ИТОГО 7 ч. 18 ч. 11 ч. 7 ч. 13 ч. 12 ч. 68 ч. 4 класс № 1 2 3 4 5 6 Тема урока Земля и человечество Природа России Родной край – часть большой страны Страницы Всемирной истории Страницы истории России Современная Россия ИТОГО 9ч. 10 ч. 15 ч. 5 ч. 20 ч. 9 ч. 68 ч. 19