Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Программа учебного предмета «Музыка» 1 – 4 классы Программа учебного предмета «Музыка» 1– 4 классы Оглавление 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Стр. 3 2. Содержание учебного предмета Стр. 11 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Стр. 12 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1 класс. Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания; позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности; образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России; устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни; основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге. Обучающийся получит возможность для формирования: познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений; нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов); нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений; понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора; представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих; выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир; воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых. Познавательные УУД Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах; самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради; передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; выбирать способы решения исполнительской задачи; соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст; соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета; соотносить различные произведения по настроению и форме; строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки; пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; обобщать учебный материал; устанавливать аналогии; сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись); представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов). Коммуникативные УУД Обучающийся научится: выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно); выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности; понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их выполнения; понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; принимать мнение, отличное от своей точки зрения; стремиться к пониманию позиции другого человека. Обучающийся получит возможность научиться: выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (средства ИКТ); понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми; контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности; формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера; стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности. Предметные результаты: Обучающийся научится: воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально – образного содержания; различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши; выражать своё отношение к музыкальным произведениям, его героям; воплощать настроение музыкальных произведений в пении; отличать русское народное творчество от музыки других народов; вслушиваться в звуки родной природы; воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях, импровизациях, пении простых мелодий; понимать значение музыкальных сказок, шуток. Обучающийся получит возможность научиться: воспринимать и понимать музыкальные произведения; передавать содержание песенного творчества в пении, движении; оценить значение музыки в жизни людей на основе знакомства с легендами и мифами о происхождении музыки. формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкальнотворческой деятельности; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. 2 класс Личностные результаты Обучающийся научится: укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа; эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности; развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных; Обучающийся получит возможность научиться: развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историкокультурным традиции других народов; эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации; понимать роль музыки в собственной жизни, реализовывать творческий потенциал; формировать уважительное отношение к истории и культуре; передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей; выбирать способы решения проблем поискового характера; планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия; уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии; выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений; узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради; Обучающийся получит возможность научиться: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; устанавливать связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально – ритмические движения); рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу музыкального произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. Познавательные УУД Обучающийся научится: наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие; ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; использовать общие приемы решения исполнительской задачи; самостоятельно сопоставлять народные и профессиональные инструменты; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях; Обучающийся получит возможность научиться: определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной, сольной, хоровой, оркестровой); определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии; передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен; осуществлять собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности; наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы); участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей; аргументировать свою позицию после прослушивания произведения; формулировать собственное мнение и позицию; Обучающийся получит возможность научиться: слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках. Предметные результаты Обучающийся научится: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; Обучающийся получит возможность научиться: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; соотносить образцы народной и профессиональной музыки; 3 класс Личностные УУД. У обучающегося будут сформированы: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы; уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; Обучающийся получит возможность для формирования: развития мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; ориентации в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы; формирование этических чувств доброжелательности эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Регулятивные УУД Обучающийся научится: понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; Обучающийся получит возможность научиться: эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности. Познавательные УУД Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в словарике , расширять свои представления о музыке и музыкантах; самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради; передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; выбирать способы решения исполнительской задачи; Обучающийся получит возможность научиться: соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями; исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно); выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности; понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; Обучающийся получит возможность научиться: контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; принимать мнение, отличное от своей точки зрения; стремиться к пониманию позиции другого человека. Предметные результаты. Обучающийся научится: воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер,балетов, кантат, симфоний; различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки; понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате; эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям; ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора; понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека; передавать в музыкально - художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества. Обучающийся получит возможность научиться: соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни; осуществлять поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ; владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга. 4 класс Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания; позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности; образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России; устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни; основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге. Обучающийся получит возможность для формирования: познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений; нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов); нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений; понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора; представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки. Регулятивные Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих; выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир; воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых. Познавательные Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах; передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; выбирать способы решения исполнительской задачи; соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст; соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета; соотносить различные произведения по настроению и форме; строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки; пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; обобщать учебный материал; устанавливать аналогии; сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись); представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов). Коммуникативные Обучающийся научится: выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно); выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности; понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; принимать мнение, отличное от своей точки зрения; стремиться к пониманию позиции другого человека. Обучающийся получит возможность научиться: выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ); понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми; контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности; формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера; стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности. Предметные результаты Обучающийся научится: эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров. Обучающийся получит возможность научиться: формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; формирование общего представления о музыкальной картине мира; формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкальнотворческой деятельности; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; 2. Содержание учебного предмета Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс № Тема урока Музыка вокруг нас. 16 ч. 1 2 № 1 2 3 4 5 6 7 № 1 2 3 4 5 6 7 № 1 2 3 4 5 6 7 Музыка и ты. ИТОГО 17 ч. 33 ч. 2 класс Тема урока Россия – Родина моя. 3 ч. День полный событий «О России петь – что стремиться в храм» Гори, гори ясно, чтобы не погасло! В музыкальном театре В концертном зале Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... ИТОГО 6 ч. 7 ч. 4 ч. 6 ч. 3 ч. 5 ч. 34 ч. 3 класс Тема урока Россия – Родина моя. 5 ч. День полный событий «О России петь – что стремиться в храм» Гори, гори ясно, чтобы не погасло! В музыкальном театре В концертном зале Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... ИТОГО 4 ч. 4 ч. 4 ч. 6 ч. 5 ч. 6 ч. 34 ч. 4 класс Тема урока Россия – Родина моя. День полный событий В музыкальном театре Гори, гори ясно, чтобы не погасло! В концертном зале «О России петь – что стремиться в храм» Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... ИТОГО 4 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч. 6 ч. 4 ч. 5 ч. 34 ч.