Приложение
к Основной образовательной программе
начального общего образования МОУ
«Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»
Программа
учебного предмета
«Литературное чтение»
1 - 4 класс
1
Оглавление
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета ......................................................................3
II. Содержание учебного предмета ..........................................................................................................22
III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы. .....................................................................24
2
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
1 класс
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился
(своей малой родине);
отзываться положительно о своей Родине, людях, еѐ населяющих;
осознавать свою принадлежность к определѐнному народу (этносу); с уважением
относиться к людям другой национальности;
проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа
и народов других стран;
Обучающиеся получат возможность научиться:
на основе художественных произведений определять основные ценности
взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь,
взаимовыручка);
с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во
всем мире;
осознавать свою принадлежность к определѐнному народу (этносу); с пониманием
относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других
народов.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с
изучаемым материалом урока с помощью учителя;
принимать учебную задачу урока, воспроизводить еѐ в ходе урока по просьбе учителя и
под руководством учителя;
понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того
чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя,
восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному
плану);
контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму,
данному учителем;
оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий
одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме под руководством учителя;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей
работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно
относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок,
оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всѐ получится», «Я
ещѐ многое смогу», «Мне нужно ещѐ немного потрудиться», «Я ещѐ только учусь»,
«Каждый имеет право на ошибку» и др.
3
Обучающиеся получат возможность научиться:
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в
процессе его изучения;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями
темы; принимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без
искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным
учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме в минигруппе или паре;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность
своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.),
аргументировать своѐ позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к
улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме в минигруппе или паре;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал,
формулировать их в устной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для
передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и
пр.);
осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и
различия;
сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей
(поговоркой);
определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его
поступок с качеством характера;
отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;
отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок,
потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении
проектных заданий; понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на
основе чтения по ролям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами,
используемыми в учебнике для передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их
самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
4
сравнивать
лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную
и литературную сказку;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и
поговоркой соответствующего смысла;
создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока из 5—6 предложений
понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок,
составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при
инсценировании и выполнении проектных заданий;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей
тетради);
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную
информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры
текста и пр.).
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
отвечать на вопросы учителя по теме урока;
создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;
слышать и слушать партнѐра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;
под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания,
проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над
другими, вежливо общаться;
оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо,
уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
понимать общую цель деятельности, принимать еѐ, обсуждать коллективно под
руководством учителя; соотносить в паре или в группе выполнение работы по
алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста,
выполнение проекта;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают
другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не
хотел тебя обидеть»,«Спасибо за использования вежливых слов и выражений в текстах
изучаемых произведений;
находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;
готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей,
воспитателя ГПД и пр.)по теме проекта, озвучивать еѐ с опорой на слайды.
Обучающиеся получат возможность научиться:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
прислушиваться к партнѐру по общению (деятельности), фиксировать его основные
мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
5
выражать
готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы
разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;
находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых
произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства
(вежливо/невежливо,
достойно/недостойно,
искренне/лживо,
нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары),
участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев,
проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари,
справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей,
учителя)по теме проекта, озвучивать еѐ с опорой на слайды.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научнопознавательные, учебные, справочные);
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула (я хочу прочитать
стихотворения о буквах; мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые
произведения для детей), толковать их в соответствии с изучаемым материалом под
руководством учителя;
читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения,
понимать смысл прочитанного;
читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по
названию, оглавлению, обложке;
различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным
произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и
прочитанных самостоятельно вслух текстов;
уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?;
«Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения,
обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками
литературных героев;
различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности
под руководством учителя;
анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались)
загадки, сопоставлять их с отгадками;
читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную
мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении
отражать настроение автора читаемого текста;
6
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, еѐ элементах, опираться
на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной
информации (справочная литература) по совету взрослых;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского
народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями
жизни;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на
основе предложенного в учебнике алгоритма;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под
руководством учителя.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством
учителя;
составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это
произведение о животных, о детях; главными героями являются…).
Обучающиеся получат возможность научиться:
составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных
отношений под руководством учителя;
соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и
семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами,
поставленными учителем;
сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка (малые
фольклорные формы), сказка(большие фольклорные формы);
отличать прозаический текст от поэтического; отличать художественный от научнопопулярного;
находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом.
называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
Обучающиеся получат возможность научиться:
отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов,
осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремѐслами,
распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в
соответствии с тематическими группами;
находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей
России, еѐ культурой(исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники,
верования и пр.);
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки,
небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей
литературно-творческой деятельности.
2 класс
Личностные
Обучающиеся научатся:
на
основе художественных произведений определять основные ценности
взаимоотношений в семье (любовь, уважение, сочувствие, взаимопомощь,
взаимовыручка);
7
с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во
всем мире;
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить
подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
Обучающиеся получат возможность научиться:
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов,
рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них,
передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать;
создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в
процессе его изучения;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;
понимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и
пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме в мини-группе или паре фиксировать по ходу урока и в конце его
удовлетворѐнность/ неудовлетворѐнность своейработой на уроке (с помощью шкал,
лесенок, разноцветных фишек и пр.),
аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к
улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал,
формулировать их вустной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать еѐ, сохранять на
протяжении всегоурока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной
задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно
наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре,
предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать
совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по
выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал,
лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что
мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой
урока;
8
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность
своей работой на уроке(с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой
системы («+» и «−», «?»); фиксировать причины неудач в устной форме в группе или
паре; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами,
используемыми в учебнике для передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их
самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную
и литературную сказку;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и
поговоркой соответствующего смысла;
создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока из 5—6 предложений;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок,
составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при
инсценировании и выполнении проектных заданий;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей
тетради;
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную
информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры
текста и пр.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например
литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального
текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих
творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого
произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих
классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов,
небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и
выполнении проектных заданий;
9
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных
установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл
образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и
героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—
8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ;
находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника;
самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или
фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
прислушиваться к партнѐру по общению (деятельности), фиксировать его основные
мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать
варианты и способы разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры
использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений,
описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства
(вежливо/невежливо,
достойно/недостойно,
искренне/лживо,
нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары),
участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев,
проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых по теме проекта,
озвучивать еѐ с опорой на слайды.
Обучающиеся получат возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное
произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приѐмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление
нравственной проблемы;
создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания; проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного
10
поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой
зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности; отбирать аргументы
и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании
событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять еѐ на протяжении всей
работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и
функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по
выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на
основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных
героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из
создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных
произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские
журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым
только в случае затруднений.
использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников,
иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному
плану.
Предметные
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным
интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения
под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель);
выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный
текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться
на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной
информации (справочная литература) по совету взрослых;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского
народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями
жизни;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на
основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание
текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных
героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного
или прослушанного текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
11
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и
школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о
самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,
делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную
тему.
читать вслух бегло, осознанно, без искажений,
выразительно, передавая своё
отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы
между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при
этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять
данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать
свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя
(учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию
главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому
доказательства в тексте.
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения
собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на
составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной,
домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться
на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от
самостоятельного чтения произведений различных жанров;
делиться своими
впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о
прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения;
отражая настроение автора;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных
слов под руководством учителя;
составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений,
высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в
соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их
культурную ценность для русского народа;
находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить
факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или
художественному; составлять таблицу различий.
12
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки,
небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей
литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими
словами.
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение,
олицетворение).
3 класс
Личностные
Обучающиеся научатся:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить
подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих
в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах
восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать
собственные высказывания и произведения о Родине;
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине,
находить примерысамоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных
произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей
Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту
информацию до слушателей, используя художественные формы изложения
(литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения
собственного сочинения; принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в
произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать еѐ, сохранять на
протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с
заданнойзадачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно
наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре,
предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать
совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным
критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы
уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность
своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
13
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой
системы («+» и «−», «?»); фиксировать причины неудач в устной форме в группе или
паре; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными
учебными потребностями и интересами;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений,
выразительно, выборочно и пр.);
осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный
группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно,
альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего
плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов
изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и
контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и
выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я
уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной
задачей;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность
своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой
системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по
их устранению;
предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения
цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например,
литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста,
таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих
творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого
произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих
классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов,
небольших стихотворений,
14
басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных
заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных
установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл
образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и
героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8
предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ;
находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту
произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных
произведений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения,
фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения, обсуждать еѐ в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать
их в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ,
волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и
различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки,
кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или
давать название выставке книг;
сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—
10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов
и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова,
Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших
стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении
проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных
установок и ценностейи учитывая условия, в которых действовал герой произведения,
его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины,
жития,
сказки,
рассказа,
фантастического
рассказа,
лирического
стихотворения);
осознавать
смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения,
выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне
хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить,
привести пример...» и пр.;
15
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных
высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по
прочитанному произведению; определять совместно со сверстниками задачу групповой
работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий,
при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении
исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своѐ поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм,
принятых в обществе;
искать
причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта,
самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены
схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы
разрешения конфликтных ситуаций; находить различные источники информации,
отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать,
выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными
способами;
самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к
взрослым только в случае серьѐзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план
выступления.
Предметные
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающиеся научатся:
Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно
определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по
прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на
основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям
произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть
выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными
параметрами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать
в соответствии с представленными образцами;
умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным
признакам, определять отличительные особенности;
умения
сравнивать произведения художественной и научно-познавательной
литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для
подготовки сообщения;
умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине
на основе выделения объектов картины.
Раздел «Круг детского чтения»
Обучающиеся научатся:
Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
16
Самостоятельно составлять аннотацию;
Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой
необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающиеся научатся:
Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные
особенности;
Выявлять особенности героя художественного рассказа;
Выявить особенности юмористического произведения;
Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова,
которые помогают увидеть эти картины;
Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
Сравнивать пословицы и поговорки разных народов;
Группировать пословицы и поговорки по темам;
Сравнивать былину и сказочный текст;
Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
Определять ритм стихотворения.
Раздел «Творческая деятельность»
Обучающиеся научатся:
Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому,
передавать настроение при чтении;
Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
Умения писать отзыв на книгу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на
основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного
опыта.
4 класс
Личностные результаты
Выпускники научатся:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине,
находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных
произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей
Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту
информацию до слушателей, используя художественные формы изложения
(литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения
собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих
художников, поэтов и музыкантов»;
познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
Выпускники получат возможность научиться:
17
рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных
местах своей малой родины;
находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших
подвиг во имя своей Родины;
создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о
Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Выпускники научатся:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений,
выразительно, выборочно и пр.);
осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный
группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно,
альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего
плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения
темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их
выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и
выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность
своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной
системы баллов).
Выпускники получат возможность научиться:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный
результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата; свободно
пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на
уроке и преобразовывать еѐ из одного вида в другой;
владеть приѐмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих
учебных целей.
Познавательные УУД
Выпускники научатся:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать
полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения, обсуждать еѐ в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать
авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ,
волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки,
кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать
название выставке книг;
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
18
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10
предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов
и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова,
Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов,
небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и
выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных
установок и ценностейи учитывая условия, в которых действовал герой произведения,
его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины,
жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения),
осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять
отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Выпускники получат возможность научиться:
самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров,
определять мотивы поведения героя и смысл его поступков;
соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в
такой же ситуации;
определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении
развитие чувств;
создавать свои собственные произведения с учѐтом специфики жанра и с
возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Выпускники научатся:
высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение,
проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне
хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить,
привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приѐмами убеждения, приѐмами воздействия на
эмоциональную сферу слушателей;
создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания; способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между
участниками диалога;
демонстрировать образец правильного ведения диалога; предлагать способы
саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев,
фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к
описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных
высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному
произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре),
распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям,
при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих
заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
19
оценивать своѐ поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм,
принятых в обществе; искать причины конфликта в себе, анализировать причины
конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены
схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы
разрешения конфликтных ситуаций;
находить все источники информации, отбирать из них нужный материал,
перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к
взрослым только в случае серьѐзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план
выступления.
Выпускники получат возможность научиться:
участвовать в диалоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью
собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных
произведений;
интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными
задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной
работы.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать
чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение
опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору,
жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной
подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,
выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения
(для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного
текстов, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,
изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое
отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их
последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них,
подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и другой справочной литературы;
- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
20
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания
явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с
опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приѐмы анализа различных видов текстов:
- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами,
поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание
текста;
-для научно-популярных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять
простой план; устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями,
явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его
содержание;
• использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
содержании текста; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые,
структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в
тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять
(пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными
фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями
текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст,
опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать
связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и
поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,
объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с
содержанием текста;
• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать
выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для
художественных текстов);
• различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
• передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в
виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
• участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и
правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов
текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия
других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
21
II. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание
цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на
нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения; чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание
особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания
этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на
смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).
Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление,
титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная
(с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его
адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста:
своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор
есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения
героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина»,
представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов
России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное
воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики
(по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
22
событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков
героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе
анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных
или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части,
определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего
текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде
самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по
общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия
произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей
учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных,
наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или
небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста:
установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление
текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма
деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова,
модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в
содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм
речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального
этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме)
ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания
прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного
произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование
выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей
монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему, отзыв.
23
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения
классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы,
произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и
зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая,
научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания
(по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,
гипербол.
Ориентировка
в
литературных
понятиях:
художественное
произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения:
его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение
(монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного
смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок:
лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения
и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение
этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного
текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин
художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
III. Тематическое планирование в том числе с учетом рабочей
программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
№
1
2
3
1
2
3
4
1 класс
Тема урока
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте»
Добукварный период
Букварный период
Послебукварный период
Блок «Литературное чтение»
Жили – были буквы
Сказки, загадки, небылицы
Апрель, апрель, звенит капель
И в шутку и всерьез
17ч.
47 ч.
23 ч.
8 ч.
7 ч.
5 ч.
7 ч.
24
5
6
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Я и мои друзья
О братьях наших меньших
ИТОГО
2 класс
Тема урока
Устное народное творчество
Люблю природу русскую
Русские писатели
О братьях наших меньших
Из детских журналов
Люблю природу русскую. Зима
Писатели – детям
Я и мои друзья
Люблю природу русскую. Весна
И в шутку и всерьез
Литература зарубежных стран
ИТОГО
3 класс
Тема урока
Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Поэтическая тетрадь
Великие русские писатели
Поэтическая тетрадь
Литературные сказки
Были-небылицы
Поэтическая тетрадь
Люби живое
Поэтическая тетрадь
Собирай по ягодке – наберешь кузовок
По страницам детских журналов
Зарубежная литература
ИТОГО
4 класс
Тема урока
Летописи. Былины. Жития.
Чудесный мир классики
Поэтическая тетрадь
Литературные сказки
Делу время- потехе час
Страна детства
Поэтическая тетрадь
Природа и мы
Поэтическая тетрадь
Родина
Страна Фантазия
Зарубежная литература
ИТОГО
8 ч.
9 ч.
132 ч.
20 ч.
8 ч.
14 ч.
12 ч.
10 ч.
9 ч.
17 ч.
10 ч.
9 ч.
16ч.
11 ч.
136 ч.
5 ч.
11 ч.
11 ч.
25 ч.
6 ч.
10 ч.
10 ч.
6 ч.
15 ч.
8 ч.
11 ч.
9 ч.
9 ч.
136 ч.
9 ч.
15 ч.
8ч.
12 ч.
8ч.
7ч.
4 ч.
11ч.
4 ч.
5 ч.
6 ч.
13 ч.
102 ч.
25