Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 1-4 класс Оглавление I. Планируемые результаты освоения учебного предмета ....................................................... 3 II. Содержание учебного предмета……………………………………………………………..15 III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы ....................................................... 17 I. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты - будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства; - будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус; - сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека; - появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность; - установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие. Метапредметные результаты - начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебнотворческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; - овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве; - смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; - воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности; - научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств; - получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека; - смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественнопрактических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни. 1 класс Личностные результаты У обучащегося будет сформировано: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работыв команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира; Обучащийся получит возможность для формирования: ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: Обучающийся научится: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; проговаривать последовательность действий на уроке; Обучающийся получит возможность научиться: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные УУД: Обучающийся научится: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). строить сообщения в устной и письменной форме; Обучающийся получит возможность научиться: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: пользоваться языком изобразительного искусства; сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). слушать и понимать высказывания собеседников; Обучающийся получит возможность научиться: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. Предметные результаты Восприятие искусства и виды художественной деятельности Обучающийся научится: различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно прикладное искусство) и участвовать в художественно творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. Обучающийся получит возможность научиться: воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту; высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. Азбука искусства. Как говорит искусство? Обучающийся научится: создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно творческой деятельности; создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России. Обучающийся получит возможность научиться: пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Обучающийся научится: осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно творческой деятельности; выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Обучающийся получит возможность научиться: видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним; изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. 2 класс Личностные. У обучающегося будут сформированы: • положительная мотивация и познавательный интерес к выполняемой работе, к изучению изобразительных возможностей и свойств используемых материалов; • уважительное отношение к культуре и искусству нашей страны; • уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям; • эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазия; • внимательное отношение к красоте окружающего мира; • эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства. Обучающиеся получат возможность для формирования: • чувства сопричастности к культуре своего народа; • понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру; • положительной мотивации к изучению истории искусства; • представлений о роли искусства в жизни человека; • адекватной оценки правильности выполнения задания; • навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; • умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные Регулятивные Обучающиеся научатся: • понимать цель выполняемых действий; • понимать важность планирования работы; • с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок; • выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; • осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью или образцом; • осмысленно выбирать материал, приём или технику работы; • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; • решать практическую творческую задачу, используя известные средства; • осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности. Обучающиеся получат возможность научиться: • продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов; • объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа; • различать и соотносить замысел и результат работы; • планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; • включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче и предлагать способы его практического воплощения; • продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу. Познавательные Обучающиеся научатся: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; • использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; • выполнять различные рисунки и композиции на заданные темы; • анализировать образец, работать по схеме. Обучающиеся получат возможность научиться: • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы и Интернет; • осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; • владеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Коммуникативные Обучающиеся научатся: • выражать собственное эмоциональное отношение к результату своей деятельности; • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Обучающиеся получат возможность научиться: • выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при посещении выставок рисунков; • владеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; •задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели и задачам выполняемых действий. Предметные результаты. Обучающиеся научатся: формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя; развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла. Обучающиеся получат возможность научиться: понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства; называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково); узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративноприкладного искусства, скульптуры и архитектуры); различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий); использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина); выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала. ИКТ- компетентность Обучающиеся научатся: соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач; использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций. пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений; высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства; выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint; видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение. 3 класс Личностные результаты У обучающихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к оценке своей учебной деятельности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Обучающиеся получат возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД Обучающийся научится: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. Обучающиеся получат возможность научиться: способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные УУД Обучающийся научится: делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. Обучающиеся получат возможность научиться: способам решения проблем творческого и поискового характера; использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; различным способам поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; слушать и понимать речь других. Обучающиеся получат возможность научиться: слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Предметные результаты. Обучающийся научится: Различать виды художественной деятельности. Различать виды и жанры в ИЗО. Понимать образную природу искусства. Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира. Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы. Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства. Обсуждать и анализировать произведения искусства. Обучающийся получит возможность научиться: Называть ведущие музеи России и своего региона. Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике. Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ. Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности. Овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, Навыками изображения средствами аппликации и коллажа. Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру. Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории. Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений. Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу. Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства. Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. Выбирать характер линий для изображения того или иного образа. Овладеть на практике основами цветоведения. Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета. Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы. Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение. 4 класс Личностные результаты: Обучающиеся научатся: эмоционально-ценностное относиться к миру, явлениям действительности и художественного творчества; система положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве; чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации; приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов; позитивная самооценка и самоуважение; основа для организации культурного досуга и формирования культуры здорового образа жизни. Обучащиеся получат возможность научиться: потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира; чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного искусства; осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической и духовной жизни родного края; способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественнопродуктивной деятельности; целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД Обучащиеся научатся: осуществлять целеполагание как формирование художественно-творческого замысла; планировать и организовывать действия в соответствии с целью; контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей; вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу; осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности; преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач. Учащиеся получат возможность научиться: самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла; высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства; действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни. Познавательные УУД Обучащиеся научатся: анализировать произведения искусства; применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач; воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры, архитектуры, художественного конструирования, декоративно-прикладного искусства; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в контролируемом пространстве Интернета; устанавливать аналогии; использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач; воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом; проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям; обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями. Обучащиеся получат возможность научиться: строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности; расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о современных событиях культуры; фиксировать информацию о явлениях художественной культуры с помощью инструментов ИКТ; соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по различным средствам выразительности; произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. Коммуникативные Обучащиеся научатся: воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми; продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками; вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественном произведении, о результатах индивидуального и коллективного творчества; контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера; стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей автора художественного произведения. Обучащиеся получат возможность научиться: открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров; выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга. Предметные результаты. Обучающийся научится: Различать виды художественной деятельности. Различать виды и жанры в ИЗО. Понимать образную природу искусства. Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира. Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы. Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства. Обсуждать и анализировать произведения искусства. Обучающийся получит возможность научиться: Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона. Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике. Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ. Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветовидения, графической грамотности. Овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, Навыками изображения средствами аппликации и коллажа. Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру. Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории. Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений. Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу. Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства. Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. Выбирать характер линий для изображения того или иного образа. Овладеть на практике основами цветоведения. Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета. Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы. Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение. II. Содержание учебного предмета Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно прикладное искусство. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественно творческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс № 1 2 3 4 Тема урока Ты учишься изображать Ты украшаешь. Ты строишь. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг 9 ч. 8 ч. 11 ч. 5 ч. другу ИТОГО 33 ч. 2 класс № 1 2 3 4 Тема урока Как и чем работает художник? Реальность и фантазия О чём говорит искусство? Как говорит искусство? ИТОГО № 1 2 3 4 Тема урока 10 ч. 11 ч. 6 ч. 7 ч. 34 ч. 3 класс Искусство в твоем доме Искусство на улицах твоего города Художник и зрелище Художник и музей ИТОГО 8 ч. 7 ч. 11 ч. 8 ч. 34 ч. 4 класс № 1 2 3 4 Тема урока Истоки родного искусства Древние города нашей земли Каждый народ - художник Искусство объединяет народы ИТОГО 8 ч. 7 ч. 11 ч. 8 ч. 34 ч.