ИЗО

Приложение
к Основной образовательной программе
начального общего образования МОУ
«Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
1-4 класс

Оглавление
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета ....................................................... 3
II. Содержание учебного предмета……………………………………………………………..15
III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы ....................................................... 17

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике
изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с
искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
- будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям
действительности и художественный вкус;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности
оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов,
воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству,
миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут
базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и
поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви,
взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого
человека;
- появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в
духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм,
способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей,
форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным
содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется
принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации,
зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей
этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Метапредметные результаты
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебнотворческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения
искусства;
- овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических
искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи,
скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
- смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать
свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу;
- воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой
деятельности;
- научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических
искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с
возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны
вставать на позицию другого человека;
- смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и
представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественнопрактических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций
в повседневной жизни.

1 класс
Личностные результаты
У обучащегося будет сформировано:
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
 сформированность
эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работыв команде одноклассников под руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою
часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
средств его выражения;
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
 основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;
Обучащийся получит возможность для формирования:
ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
 способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 проговаривать последовательность действий на уроке;
Обучающийся получит возможность научиться:
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
 ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке;
 сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным
средствам, жанрам и т.д.).
 строить сообщения в устной и письменной форме;
Обучающийся получит возможность научиться:


ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
 пользоваться языком изобразительного искусства;
 сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным
средствам, жанрам и т.д.).
 слушать и понимать высказывания собеседников;
Обучающийся получит возможность научиться:
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
 формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия.


Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
 различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно ­ прикладное искусство) и
участвовать в художественно ­ творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
 различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально ­ ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать
в художественно ­ творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое
отношение к ним средствами художественного образного языка;
 узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека,
различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и
жизненных явлений;
 приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Обучающийся получит возможность научиться:
 воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их
содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых
произведениях;
 видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура,
скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
 высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
 создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
 использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму,
ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно ­ творческого замысла;



различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную
напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для
передачи художественного замысла в собственной учебно ­ творческой деятельности;
 создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно ­ прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры;
передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
 наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета;
изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
 использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения
своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания
орнамента; передавать в собственной художественно ­ творческой деятельности специфику
стилистики произведений народных художественных промыслов в России.
Обучающийся получит возможность научиться:
 пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно ­ прикладного искусства, художественного конструирования в собственной
художественно ­ творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные
состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на
заданные темы;
 моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного,
создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек
средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной
графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Обучающийся научится:
 осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно ­
творческой деятельности;
 выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для
создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать
художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека,
сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре,
выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы,
цветоведения, усвоенные способы действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
 видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов;
 понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте
человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
 изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
 изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в
коллективных работах на эти темы.

2 класс
Личностные.
У обучающегося будут сформированы:
• положительная мотивация и познавательный интерес к выполняемой работе, к изучению
изобразительных возможностей и свойств используемых материалов;
• уважительное отношение к культуре и искусству нашей страны;
• уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям;
• эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазия;
• внимательное отношение к красоте окружающего мира;
• эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к культуре своего народа;
• понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к
окружающему миру;
• положительной мотивации к изучению истории искусства;
• представлений о роли искусства в жизни человека;
• адекватной оценки правильности выполнения задания;
• навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде
одноклассников под руководством учителя;
• умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств
его выражения.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
• понимать цель выполняемых действий;
• понимать важность планирования работы;
• с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь
на шаблон, образец, рисунок;
• выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
• осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в
учебнике последовательностью или образцом;
• осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным
критериям;
• решать практическую творческую задачу, используя известные средства;
• осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
• различать и соотносить замысел и результат работы;
• планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной
задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении
художественный замысел, соответствующий поставленной задаче и предлагать способы его
практического воплощения;
• продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя
справочные материалы учебника;
• использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих
задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих
проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя
справочные материалы учебника;
• выполнять различные рисунки и композиции на заданные темы;
• анализировать образец, работать по схеме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы и
Интернет;
• осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов;
• владеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• выражать собственное эмоциональное отношение к результату своей деятельности;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для
реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при посещении выставок
рисунков;
• владеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
•задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели и задачам выполняемых
действий.
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
 формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни
человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
 формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной
культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности,
потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
 овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений
искусства;
 овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной
деятельности
(рисунке,
живописи,
скульптуре,
художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
 овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде
одноклассников под руководством учителя;
 развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего
замысла.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник –
предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага,
холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
 узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды
произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и
архитектура) изобразительного искусства;
 называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец,
Дымково);
 узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников,
называть их авторов;














сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративноприкладного искусства, скульптуры и архитектуры);
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную
напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для
передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения
своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания
орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику
стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных
условий);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые
мелки, тушь, уголь, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к
произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
ИКТ- компетентность
Обучающиеся научатся:
соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для
воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения
доступных конструкторско-технологических задач;
использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать,
читать информацию, выполнять задания;
создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и
презентаций.
пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной
выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в
собственной художественно-творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:
 воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их
содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых
произведений;
 высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека
в различных эмоциональных состояниях;
 пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной
художественно-творческой деятельности;
 моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного;
создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами
изобразительного искусства;
 выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной
графики в программе Paint;
 видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов;
 изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное
отношение.
3 класс
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
 способность к оценке своей учебной деятельности;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
 положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни.


Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
 определять и формулировать цель деятельности на уроке;
 проговаривать последовательность действий на уроке;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника;
 объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и
инструментов;
 учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному
учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств
ее осуществления;
 умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
 определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре);
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке;
 пользоваться памятками;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные
образы.

Обучающиеся получат возможность научиться:
 способам решения проблем творческого и поискового характера;
 использовать знаково-символические средства представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
 различным способам поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для
изготовления изделиях;
 слушать и понимать речь других.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 слушать собеседника и вести диалог;
 готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
 Различать виды художественной деятельности.
 Различать виды и жанры в ИЗО.
 Понимать образную природу искусства.
 Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.
 Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения
художественно-творческой работы.
 Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и
мирового искусства.
 Обсуждать и анализировать произведения искусства.
Обучающийся получит возможность научиться:
 Называть ведущие музеи России и своего региона.
 Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме,
на улице, в театре, на празднике.
 Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и
техники
 Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.
 Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы
цветоведения, графической грамотности.
 Овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
 Навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
 Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности
человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.
 Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик,
свидетелей нашей истории.
 Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.
 Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в
произведениях искусств, и объяснять их разницу.

 Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.
 Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека,
животного.
 Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.
 Овладеть на практике основами цветоведения.
 Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании
портрета.
 Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.
 Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
4 класс
Личностные результаты:
Обучающиеся научатся:
 эмоционально-ценностное относиться к миру, явлениям действительности и
художественного творчества;
 система положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения;
 устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой
самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и
поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;
 чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за
другого человека;
 основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
 осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры и духовных традиций
многонационального народа Российской Федерации;
 приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы
изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других
народов;
 позитивная самооценка и самоуважение;
 основа для организации культурного досуга и формирования культуры здорового образа
жизни.
Обучащиеся получат возможность научиться:
 потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
 понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение
 к событиям и явлениям окружающего мира;
 чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного
искусства;
 осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм
культурно-исторической и духовной жизни родного края;
 способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественнопродуктивной деятельности;
 целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
 способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и
нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучащиеся научатся:
 осуществлять целеполагание как формирование художественно-творческого замысла;
 планировать и организовывать действия в соответствии с целью;
 контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого
замысла;

 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других
людей;
 вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия
замыслу;
 осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;
 преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
 самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного
творческого замысла;
 высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;
 действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной
и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные УУД
Обучащиеся научатся:
 анализировать произведения искусства;
 применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для
выполнения учебных и художественно-практических задач;
 воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной
деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры, архитектуры, художественного
конструирования, декоративно-прикладного искусства;
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих
заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в
контролируемом пространстве Интернета;
 устанавливать аналогии;
 использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и
символы для решения учебных (художественных) задач;
 воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим
визуально представленным материалом;
 проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
 обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
 представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями.
Обучащиеся получат возможность научиться:
 строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной
выразительности;
 расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о
современных событиях культуры;
 фиксировать информацию о явлениях художественной культуры с помощью
инструментов ИКТ;
 соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по
различным средствам выразительности;
 произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной
форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в
зависимости от конкретных условий;
 строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
 произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные
Обучащиеся научатся:
 воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между
людьми;
 продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

 вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и
искусства;
 воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественном произведении, о
результатах индивидуального и коллективного творчества;
 контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других
участников и понимать важность совместной работы;
 задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
 стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию
другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей автора
художественного произведения.
Обучащиеся получат возможность научиться:
 открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою
позицию и координировать ее с позицией партнеров;
 выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства
(монолог, диалог, сочинения), в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
 проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других
участников в процессе коллективной творческой деятельности;
 продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного
культурного досуга.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
 Различать виды художественной деятельности.
 Различать виды и жанры в ИЗО.
 Понимать образную природу искусства.
 Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.
 Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения
художественно-творческой работы.
 Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и
мирового искусства.
 Обсуждать и анализировать произведения искусства.
Обучающийся получит возможность научиться:
 Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.
 Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме,
на улице, в театре, на празднике.
 Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и
техники
 Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.
 Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы
цветовидения, графической грамотности.
 Овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
 Навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
 Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности
человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.
 Эстетически
воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик,
свидетелей нашей истории.
 Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.

 Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в
произведениях искусств, и объяснять их разницу.
 Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.
 Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека,
животного.
 Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.
 Овладеть на практике основами цветоведения.
 Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании
портрета.
 Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.
 Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
II. Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность,
передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств
общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир
природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и
разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся
представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие
художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие
и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства.
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека,
в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.
д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная
и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные
средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств
художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с
поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания
выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы).
Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных,
выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа
(пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание,
вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного
конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно ­ прикладное искусство. Истоки декоративно ­ прикладного искусства и его
роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания,

сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской
красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в
народной культуре и декоративно ­ прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как
основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение
ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива.
Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в
композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое,
спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное
и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль
белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные
возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета
характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,
закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы.
Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема.
Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм
линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.
Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно
­ прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их
характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года,
суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных
образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик
улитки и т.д.
Восприятие
и
эмоциональная
оценка
шедевров
русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств,
отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран
(например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван
Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные
народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль
природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в
искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры
народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища,

предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней,
танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре.
Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ
защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира.
Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и
художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие
чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.
Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и
выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального
окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий,
традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно ­
прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и
оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно ­ творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно ­ прикладной и художественно ­
конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно ­ прикладного искусства.
Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные,
растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией,
цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными
навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации,
натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели,
пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и
природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№
1
2
3
4

Тема урока
Ты учишься изображать
Ты украшаешь.
Ты строишь.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг

9 ч.
8 ч.
11 ч.
5 ч.

другу
ИТОГО

33 ч.
2 класс

№
1
2
3
4

Тема урока
Как и чем работает художник?
Реальность и фантазия
О чём говорит искусство?
Как говорит искусство?
ИТОГО

№
1
2
3
4

Тема урока

10 ч.
11 ч.
6 ч.
7 ч.
34 ч.
3 класс

Искусство в твоем доме
Искусство на улицах твоего города
Художник и зрелище
Художник и музей
ИТОГО

8 ч.
7 ч.
11 ч.
8 ч.
34 ч.
4 класс

№
1
2
3
4

Тема урока
Истоки родного искусства
Древние города нашей земли
Каждый народ - художник
Искусство объединяет народы
ИТОГО

8 ч.
7 ч.
11 ч.
8 ч.
34 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».