Приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) МОУ «Мятлевская СОШ им А.Ф. Иванова» Программа учебного предмета «Мир истории» Оглавление 1 2 3 4 5 6 7 Пояснительная записка Характеристика учебного предмета Место предмета в учебном плане Личностные и предметные результаты освоения предмета Содержание предмета Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности 1. Пояснительная записка Рабочая программа «Мир истории» для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации Рабочая программа реализуется через УМК: Мир истории. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида/ И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. –М.: Просвещение Задачи. Освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории как науке, развитии человеческого общества; Развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности; Овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации. Цели. Основные цели программы 6 класса — обобщить имеющиеся у учащихся с ОВЗ разрозненные сведения для формирования новых понятий, необходимых для дальнейшего изучения истории как общественной дисциплины. В основу разработки пропедевтического курса «История» положено научное исследование Л. В. Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у учащихся 5— 6 классов носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети смешивают понятия столица, главный город области, не представляют состав числа во временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и многие другие понятия. 2. Характеристика учебного предмета Содержательная линия изучения истории направлена на приобретение учащимися исторических и обществоведческих знаний. Направленных на получение знаний и навыков по поведению в кругу семьи, в коллективе, в обществе. Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная форма. При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению и других принципов: • цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе. • экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям; • объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов. 3. Место предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» освоение программы рассчитано на 1 год, из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год. 4. Личностные и предметные результаты освоения предмета В результате изучения истории ученик должен знать/понимать o основные этапы развития человеческого общества и культуры; o важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; уметь o различать древние культуры на основе архитектуры, письменности, etc… o использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; o соотносить общие исторические процессы и отдельные факты понимания взаимосвязи причин и следствий в современной жизни; 5.Содержание предмета Раздел 1 . Введение. Тема 1. Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас. История имени. Как возникли имена. Значение имен. Полное и неполное имя. Понятие о тезках. Имена вымышленные и реальные. Знаменитые имена России. История фамилии. Происхождение фамилии. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Семейный альбом. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография. Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село). Кто и когда построил этот дом. Соседи. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях. История улицы. Название улиц, их происхождение. Улица моего дома, моей школы. Местность, где мы живем (город, село). Название местности, происхождение названия. Край (область, республика), в котором мы живем, главный город края. Национальный состав. Основные занятия жителей края,города. Страна, в которой мы живем. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Республика в составе РФ. Главный город страны. Понятие о государственных символах: Государственные герб, флаг, гимн. Руководство страны, республики. Понятие о большой и малой родине. Соседние государства. Другие страны мира (обзорно, с примерами)Планета, на которой мы живем. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна.Понятия: человечество, Отечество, страна, парламент, президент Рекомендуемые виды практических заданий рисунки на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Моя улица»; составление устных рассказов о себе, друзьях, родственниках, членах семьи; написание своей биографии, биографий членов семьи. Словесный автопортрет, портрет главных членов семьи, друзей; рисунки, схемы улиц, маршрутов движения; пропедевтическая работа с символами, цветами карты. Рисование Государственного флага, прослушивание Государственногогимна; словарная работа. Тема 2. Представления о времени в истории Повторение. Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Приборы для отсчета времени. Понятия об астрономическом времени: солнечное время, лунное время. Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История календаря. Меры времени. Новые сведения. Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), лента времени. Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятия (ориентировка): давно, недавно, вчера — прошлое; сегодня, сейчас — настоящее; завтра, через день, через месяц, через год — будущее. Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события XX века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век). Рекомендуемые виды практических заданий Изображение схем сменяемости времен года; изображение ленты времени одного столетия, одного тысячелетия (с учетом программы по математике); ориентировка на ленте времени; рассказы об истории календаря пословицы и поговорки о времени, временах года, о человеке и времени; Тема 3. Начальные представления об истории История — наука об изучении развития человеческого общества. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения. Историческая память России. Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах). Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор). Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте. Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии. Рекомендуемые виды практических заданий Чтение и пересказы адаптированных текстов по теме; рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам; экскурсии в краеведческий, исторический музеи; ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями (можно с культовыми); составление вопросов для викторин; просмотр фильмов о культурных памятниках; Раздел II. История Древнего мира Тема 1. История появления и развития древнего человека (8 ч) Повторение. Человек — житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания. Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Места обитания. Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века. Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований. Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Кочевники. Первые сообщества. Изменение климата Земли. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни. Тема 2. Человек разумный (2 ч) Время и место появления. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятия о семье, общине, роде, племени. Раздел III. История вещей и дел человека Тема 1. История освоения человеком огня, энергии (от древности до наших дней) (3 ч) Повторение. Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, производство пищи и др. Огонь в военном деле. Изобретение пороха, его последствия в истории войн. Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, лазерная, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества (см. программу по природоведению). Тема 2. История использования человеком воды (4 ч) Повторение. Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления). Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, его значение в истории человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых. Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов. Тема 3. История жилища человека (2 ч) Повторение. Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории. Тема 4. История появления мебели (2 ч) Повторение. Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для ее изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели. Тема 5. История питания человека (3 ч) Повторение. Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества. Добывание пищи древним человеком как его борьба за выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболов- ство, охота; земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение животных человеком для улучшения питания и других хозяйственных нужд. История хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями. Влияние природных условий на традиции в питании разных народов как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека. Тема 6. История появления посуды (4 ч) Повторение. Понятие о посуде и ее назначении. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды. Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции в ее изготовлении. Посуда из других материалов. История фарфора, история хрусталя; посуда из драгоценных металлов. Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды. Посещение музея по темам «История посуды», «История мебели». Тема 7. История появления одежды и обуви (4 ч) Повторение. Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека. Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции в изготовлении одежды (2—3 примера). Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона). История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви. Посещение музея по теме раздела. Раздел IV. История человеческого общества Тема 1 Повторение. Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи. Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления). Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, иудаизм, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религий для духовной жизни человечества. Тема 2 (3 ч) Понятия о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2—3 примера). Направления в науке, астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки. Причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое (образные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления). История воспитания и образования. Особенности воспитания в первобытном обществе. Сословия в обществе и содержание образования. История школы. Влияние образования на развитие науки, духовной и культурной среды человека. Понятие о культуре и человеке как носителе культуры. Понятия об общечеловеческих ценностях и культурных нормах. Культура материальная и духовная. Понятие о цивилизации. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления). Тема 3 (5 ч) Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Выделение семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Устройство государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятия о политике, гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах). Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве. Войны. Причины возникновения войн. Войны религиозные, захватнические, освободительные. Исторические уроки войн. 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Тема Раздел 1. Тема I. Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас. Тема 2 Представления о времени в истории Тема 3. Начальные представления об истории Раздел 2. Тема 1. История появления и развития древнего мира Тема 2 Человек разумный Раздел 3. Тема 1. История освоения человекам огня, энергии Тема 2. История использования человеком воды Тема 3 История жилища человека Тема 4 История появления мебели Тема 5 История питания человека Тема 6 история появления посуды Тема 7 История появления одежды и обуви Раздел 4 история человеческого общества Тема 1 Тема 2 Тема 3 Количество часов 12 6 6 7 3 3 4 2 2 3 3 4 4 3 6 Основные виды работы – рассказ, учебная беседа, поиск и структурирование информации из открытых источников, работа с картой, 7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности Учебник «Мир истории» для 6 класса, проектор, интерактивная доска, контурные карты