Зеленая энергетика

Приложение к Программе
дополнительного образования МОУ
«Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»

Дополнительная
общеразвивающая программа
естественно – научной направленности

«Зеленая энергетика»
7 класс

1. Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования основная образовательная программа основного общего
образования реализуется и через урочную и внеурочную деятельность учащихся.
Программа направлена на формирование интеллектуального развития школьника,
развитию любознательности, активности и заинтересованности в познании мира,
культуры безопасного образа жизни. Программа способствует формированию у
подростков системы знаний и умений о способах сохранения и улучшения здоровья.
Мероприятия, предлагаемые в программе, направлены на формирование и развитие
творческих способностей детей и подростков, повышения интереса учащихся к своему
организму.
Деятельностный подход к организации работы объединения заключается в
активном использовании на его занятиях практических заданий, проведения силами
учащихся разнообразных экспериментов. Программа способствует формированию у
учащихся навыков организации собственной деятельности.
Содержание материала данного курса расширено историческими данными об
открытиях, способствующих развитию биотехнологии, сведениями о методах клеточной и
генной инженерии, актуальных научных основах современной биотехнологии, ценными в
образовательном, воспитательном и развивающем отношении.
Программа «Зелѐная энергия» разработана для пропаганды и внедрения в
образовательную сферу инновационного направления в системе «Энергосбережение и
альтернативные источники энергии».
Программа крайне актуальна в современном мире высоких технологий, критической
степени загрязнения окружающей среды и высочайшего уровня потребления энергии
человечеством. Развитие научно-технического прогресса и как следствие повышение
уровня потребления энергии уже просто невозможно без учѐта требований экологической
безопасности. Эту ситуацию усугубляет варварское отношение человечества к природе,
неуклонный прирост населения Земли, глобальные климатические изменения на нашей
планете. Человечеству необходимо осознать масштаб надвигающейся техногенной,
экологической катастрофы, а не продолжать «рубить сук» на котором сидит.
Девиз объединения «Зелѐная энергия»: Максимальная энергия при минимальном
вреде природе!
Направленность программы
Программа дает учащимся во-первых: базовые познания и навыки в областях –
электроники, мехатроники, радиотехники, физики и основных видов и способов
получения человеком энергии; во-вторых: учащиеся познают основы и принципы
экологии, учатся беречь и любить природу, а так же познают в теории и на практике
химию, биологию, медицину, естествознание.
Программа относится к естественно-научной направленности и ориентирована на
развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся, приобретение знаний
и умений в области биотехнологии, служит профориентационным средством и средством
формирования навыков исследовательской деятельности.
Программа составлена для обучающихся 7 класса.
Цель программы: передача обучающимся базовых знаний и основ в области
традиционных и альтернативных способов получения энергии, энергосбережения и
изучение и разработка способов уменьшения экологического вреда окружающей среде в
сфере техногенной деятельности человечества.
Задачи
Образовательные

























Обучение базовым основам электротехники и механики.
Обучение базовым основам физики и энергетики.
Обучение начальным понятиям в области химии, биологии и медицины.
обучение применению компьютеров и цифровой техники в обучающем процессе.
повышение уровня мотивации при изучении отдельных предметов школьного
углубление знаний учащихся по отдельным темам, относящимся к предметам школьных
курсов астрономии, географии, русского и иностранных языков, химии, физики, биологии
и т.д.
приобретение практических навыков в слесарном и столярном деле, радиомонтажных
работах и т.п.
Воспитательные
формирование положительных сторон личности учащегося
усваивание этических норм общения
установление дружественных (командных) взаимоотношений в коллективе;
воспитание бережливого отношения к окружающей среде.
Стимулировать научно-обоснованный подход в изучении проблемы и самостоятельно
разрабатывать способы их решения.
Побуждать учащихся работать с литературой, оборудованием с фиксацией выводов в
форме реферата, проекта, работы.
Развивающие ·
развитие научно-исследовательского подхода в освоении программы.
психо-физическое и морально-нравственное развитие.
Важной особенностью программы является параллельная с основным изучением
программы в учебных помещениях, исследовательская работа в природной среде и в
форме домашних заданий и поручений. Во время учебного процесса изучается теория,
проводятся опыты и исследования, а выполняя задания и поручения, учащийся в
свободное время самостоятельно и по своему усмотрению продолжает самообучаться по
интересующей его теме. Тем самым обеспечивается непрерывность обучения исходящая
из желания учащегося.
Формы аттестации
Формой проведения итоговой аттестации в объединении – защита исследовательской
работы перед одноклассниками. Выступление перед аудиторией способствует развитию
ораторских способностей, значительно расширяет кругозор ребят, их круг общения.
Ребята приобретают личный опыт и уверенность в себе в условиях активной
включенности в выполнение разнообразных видов деятельности.
2.Планируемые результаты:
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе учебноисследовательской и творческой деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметные:
Регулятивные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;























умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Познавательные:
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие компетентности в области использования информацион нокоммуникационных технологий;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели;
извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.
Учащиеся должны: Знать/ понимать:
знать
правила и меры безопасности при работе с электрооборудованием.
начальные основы электро-радиотехники, энергетики, механики.
начальные познания в области физики, химии, биологии, медицины.
начальные понятия в области экологии, энергосбережения и ресурсосбережения.
понимать
читать простейшие электросхемы.
создавать простейшие механические приспособления.
проводить простые химические и биологические опыты и наблюдения.
проводить расчѐты в области энергосбережения.

3.Содержание программы
1. Вводное занятие
Задачи, стоящие на период обучения.
Правила безопасности.
2. Биосфера. Экологическое состояние Земли
Сведения о биосфере и экологии.
Глобальные изменения климата Земли.
3. Основные виды традиционных источников энергии
Рассмотрение основных видов:
ТЭЦ, ГРЭС.
Атомная энергетика.

Использование углеводородов.
4. Способы снижения вредного воздействия на окружающую среду при использовании
традиционных способов энергии
Фильтры, реагенты.
5. Энергосбережение. Расчѐты и возможность
Энергосбережение в производстве.
В быту.
Лампы ЭСЛ. Стабилизаторы. Компенсаторы.
6. Основные виды и принципы использования альтернативных источников энергии
Предпосылки и история возникновения понятий об альтернативных источниках энергии.
Рассмотрение основных видов АИЭ.
7.Ветроэнергетика
Ветрогенераторы в быту и на производстве.
Схемы ВГ.
Построение простых ВГ.
Разработки учащихся.
8. Солнечная энергия
Солнце – реактор вселенской энергии.
Солнечные батареи.
Схемы построения СБ.
Разработки учащихся.
9.Магнитное поле Земли
Магнитное поле Земли.
Постоянные магниты в электронике.
Разработки учащихся.
10.Электрическое поле Земли. Ионосфера.
Электромагнитное поле и его использование в АИЭ.
Ионосфера. Свободная энергия ионов.
Ионогенератор.
Разработки учащихся.
11.Механическая свободная энергия. Маховики. Супермаховики.
Свободная энергия маховиков.
Транспорт. Производство.
Супермаховики и их применение.
Разработки учащихся.
12. Создание презентаций и собственных разработок
4.Тематический план
N темы Наименование темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Вводное занятие
Биосфера. Экологическое состояние земли.
Основные виды традиционных источников энергии.
Способы снижения вредного воздействия на
окружающую среду при использовании традиционных
источников энергии.
Энергосбережение. Расчѐты и возможности.
Основные виды и принципы использования
альтернативных источников энергии.
Ветроэнергетика.
Солнечная энергия.

Всего
часов
1
1
2
1
1
2
4
4

9.
10.
11.
12.
13.

Магнитное поле Земли.
Электрическое поле Земли.
Ионосфера.
Механическая свободная энергия. Маховики.
Супермаховики.
Создание и разработка авторских работ и проектов.
Защита презентаций и разработок
ИТОГО:

4
4
2
5
3
34

5.Список информационных источников.
1. Т. Байерс. «20 конструкций с солнечными элементами». Москва «Мир» 2006 г.
2. Кашкаров А.П. «Ветрогенераторы, солнечные батареи и другие конструкции». Москва
2010 г.
3. Никола Тесла. «Лекции-статьи». Москва 2008 г.
4. Коробков В.А. «Преобразование энергии океана» Ленинград «Судостроение» 2012.
5. В.Г. Лайбеш «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии». Санкт-Петербург
2015 г.
6. М.В. Голицин. А.М. Голицин. Н.М. Пронина. «Альтернативные энергоносители».
Издательство «Наука» 2018 г.
7. Кузык Б.Н. и др. «На пути к водородной энергетике». Москва 2005 г.
8. Курилов Ю.М. «Электрическое поле Земли – источник энергии». 2005 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».