ПРИНЯТО: решение педагогического совета протокол №1 от 30.08.2021 г УТВЕРЖДЕНО: приказ № 112 от 30.08.2021 г. Директор школы: Т.В. Никишина Образовательная программа дополнительного образования МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» СОДЕРЖАНИЕ I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 3 1.2 Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования 5 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися программы дополнительного образования 5 II. Содержательный раздел 2.1. 2.2. Организация образовательной деятельности дополнительного образования Программы объединений дополнительного образования 6 7 III. Организационный раздел 3.1 Учебный план 7 3.2 Система условий реализации программы дополнительного образования 10 3.3. Ожидаемые результаты программы дополнительного образования 15 2 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования – дополнительное, вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. В МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» реализуются общеразвивающие дополнительные общеобразовательные программы. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются учащиеся школы без предъявления требований к уровню образования. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательными программами, разработанными и утвержденными школой. Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Особенность дополнительного образования состоит в том, что все его программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Используя разнообразные культурно-досуговые программы, педагоги обучают детей и подростков интересно и содержательно проводить свой досуг. Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Детские коллективы, не связанные напрямую с учебной деятельностью, создают благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения на этой основе узнавших друг друга детей в единый школьный коллектив. А массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, конкурсно-игровых программах, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию духа «своей» школы, чувства гордости за нее. Уникальной особенностью дополнительного образования является возможность учащегося проявить себя, пережить ситуацию успеха (и притом неоднократно!). 3 Поскольку в системе дополнительного образования палитра выбора детьми сферы приложения интересов чрезвычайно широка, практически каждый обучающийся может найти себя и достигнуть определенного успеха в том или ином виде деятельности. Этот момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и внеурочной деятельности в интересах личности. Задачи: Сформировать систему дополнительного образования в школе, способную дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать условия для полной занятости обучающихся Охватить дополнительным образованием максимальное количество обучающихся Сформировать условия для чувства успешности обучающихся Организовать социально-значимый досуг Обеспечить внеурочную занятость подростков Привить обучающимся навыки проектной и исследовательской деятельности. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей и подростков С учѐтом возрастных и психологических особенностей обучающихся на каждом уровне обучения дополняются и задачи дополнительного образования: I. Уровень начального общего образования. Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил». II. Уровень основного общего образования. Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности. III. Уровень среднего общего образования. Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, еѐ профориентации. Организация дополнительного образования предусматривает возможность использования каникулярного времени для проведения тематических площадок, экскурсий, самостоятельной творческой и проектной деятельности детей. Также предусматривается участие детей в конкурсах и соревнованиях. Занятия возможны практически с любого возраста (с 1 по 11 класс), при любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его направление деятельности. Дополнительно образовываться – никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным фактором непрерывного образования личности. Дополнительное образование реализуется по шести направленностям развития личности: Техническая Естественнонаучная Физкультурно-спортивная Туристско-краеведческая Социально-гуманитарная. 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы дополнительного образования Обучающиеся, прошедшие обучение в объединениях дополнительного образования, должны: 4 обладать способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовнонравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы социальных явлений и традиций; уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее; уметь применять коммуникативные навыки, необходимые для общения в учебной, повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга и развлечения; овладеть способами духовного и интеллектуального саморазвития; овладеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях с точки зрения здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты освоения обучающимися отдельных программ дополнительного образования представлены в рабочих программах педагогов. 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов. Оценка образовательной деятельности ребенка осуществляется по учебным (чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны. Но далеко не каждый ребѐнок способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Также фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты. Конечно, формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер, их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте, необходимо каждому педагогу. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования детей. Таким образом, поскольку образовательная деятельность в области дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. О ее результатах необходимо судить по двум группам показателей: предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы предметные и общеучебные компетенции); личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции). Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагог продумывает систему работы с родителями, способы представления им достижений ребенка. Промежуточная и итоговая аттестация проводится в следующих формах по выбору: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.п. Главные требования при выборе формы аттестации – она должна быть понятна детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, не способного достичь определенного успеха. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Организация образовательной деятельности дополнительного образования 5 Педагогический коллектив школы предлагает обучающимся свободный выбор дополнительных образовательных программ, в соответствии с их интересами, склонностями и способностями. Образовательный процесс в школе строится с учѐтом индивидуального развития личности ребѐнка. В ходе образовательного процесса реализуются принципы педагогики сотрудничества и сотворчества, что позволяет достаточно рано выявить природные наклонности и способности конкретного ребѐнка и создать условие для развития личности. Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через различные объединения детей по интересам. Это кружки, студии, секции, театры, отряды и др. Основным способом организации деятельности детей является их объединение в учебные группы, т.е. группы учащихся с общими интересами, которые совместно обучаются по единой образовательной программе в течение учебного года. Учебная группа (в той или иной ее разновидности) является основным способом организации деятельности детей практически в любом из видов детских объединений. В них могут заниматься дети с 1 по 11 класс. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Комплектование учебных групп начинается в сентябре. Учебные группы создаются для обучающихся одного возраста или разных возрастов. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного профиля. 2.2. Программы объединений дополнительного образования Обучение осуществляется по программам объединений дополнительного образования. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебный план Дополнительное образование реализуется по пяти направлениям развития личности: духовно-нравственное физкультурно-спортивное и оздоровительное социальное общеинтеллектуальное общекультурное. Особенности организации образовательного процесса В МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» выстроена система дополнительного образования детей, которая позволяет ребенку, адаптироваться в современном мире, духовно обогащаться и сделать выбор профессии. Образовательный процесс в школе – это учебно-творческая деятельность учащихся и педагогического коллектива, базирующаяся на реализации дополнительных общеобразовательных программ разного уровня: стартовый уровень: предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. базовый уровень: предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. 6 продвинутый уровень: предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам в рамках содержательнотематического направления программы. Главными принципами организации работы творческих объединений являются те, которые определяют и гарантируют ребѐнку право свободы выбора: каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях; занятия в объединениях могут проводиться по программе одной тематической образовательной направленности или комплексным программам; расписание занятий объединения составляется с учѐтом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм, в целях создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей. Организация образовательного процесса в творческих объединениях осуществляется в разновозрастных группах постоянного состава в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой. Программа дополнительного образования реализуется педагогами МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» и педагогами дополнительного образования Калужской области в результате взаимодействия с образовательными организациями области. Обучение по всем дополнительным общеразвивающим программам осуществляется в очной форме и с применением дистанционных технологий. Режим занятий Занятия проводятся в соответствии требованиями СанПиН, Уставом школы, общеобразовательной программой каждого объединения и расписанием занятий. Формы организации деятельности: экскурсии, кружки, вебинары, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, туристические походы и др. В период школьных каникул учебные группы работают по плану работы на каникулах и занятия могут быть перенесены на дневное время; Продолжительность одного занятия составляет 40 минут. Образовательный процесс регламентируется нормами СанПин, учебным планом и расписанием занятий. Формы аттестации Аттестация учащихся объединений дополнительного образования детей неотъемлемая часть образовательного процесса, позволяющая всем еѐ участникам оценить реальную результативность их совместной деятельности. Аттестация - это промежуточная и итоговая оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель аттестации — выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребѐнка и их соответствие прогнозируемым результатам образовательных программ дополнительного образования детей. Задачи аттестации: определение уровня теоретической, практической подготовки учащихся по конкретной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе; выявление степени сформированности практических умений и навыков, учащихся в выбранной ими виде творческой деятельности; анализ полноты реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы объединения; выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. Промежуточная и итоговая аттестация строятся на принципах научности, учѐта индивидуальных и возрастных особенностей учащихся в соответствии со спецификой деятельности объединений и периода обучения. 7 Формы проведения аттестации определяются педагогом в его образовательной программе таким образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам образовательной программы. В зависимости от предмета изучения формы проведения аттестации могут быть следующие: - контрольные занятия; - спектакли; - выставки детского творчества; - спортивные соревнования; - интеллектуальные состязания - турниры; - конкурсы творческих работ; - творческие отчеты и др. Программный материал изучается по принципу возрастающей сложности с учетом возрастных, психологических способностей и возможностей учащихся, при этом используются разнообразные педагогические технологии, методы, приемы, формы организации занятий. УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительного образования МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» 2021-2022 учебный год (на базе центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» и федерального проекта «Успех каждого ребенка») Пояснительная записка Учебный план дополнительного образования разработан на основе учета интересов учащихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Главная задача школы - формирование и развитие нравственной, самостоятельной, творческой и физически здоровой личности учащихся, свободно адаптирующейся в современном обществе и приумножающих культурное наследие страны. Одним из условий выполнения данной задачи является интеграция основного и дополнительного образования. Учебный план дополнительного образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» - нормативный документ, определяющий объѐм, порядок преподавания курсов дополнительного образования. Текущий контроль успеваемости может проводиться в следующих формах: • самостоятельное выполнение творческого задания; • выступление на школьной конференции, участие в выставке, фестивале, конкурсах; • тестирование. Формой промежуточной аттестации учащихся является защита портфолио, защита индивидуального проекта или творческой работы. 8 Учебный план Направлен ности 1 2 3 4 1 1 1 1 5 6 7 8 9 10 Группы Программа Техническая В мире информатики Техническая Информатика среди нас Техническая Введение в программирование Техническая Робототехника Техническая 3D- моделирование Техническая Техническое черчение Техническая Виртуальная реальность. VR/AR технологии Художеств Волшебная флористика Художеств Флористика Естественно Биотехнология для научная школьников Естественн Зеленая энергетика Естественн Основы биотехнологии Естественн Биотехнология вокруг нас ФизкультШахматы спортивная ФизкультОбщая физическая спортивная подготовка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 2 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 Тр уд ое мк ост ь 4 1 1 1 5 1 1 2 3.2. Система условий реализации программы дополнительного образования Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования Для решения задач, определенных основной образовательной программой, учреждение формирует педагогический коллектив в соответствии с требованиями новых стандартов. Должность Должностные обязанности Кол-во работн иков в ОУ (требу ется/ имеетс я) руководител обеспечивает системную 1/1 ь образовательную и Уровень квалификации работников ОУ Требования к уровню квалификации высшее профессиональное образование по направлению Фактический соответствует 9 образователь административноного хозяйственную работу учреждения образовательного учреждения. заместители координируют работу руководител преподавателей, я воспитателей, разработку учебнометодической и иной документации. Обеспечивают совершенствование методов организации образовательного процесса. Осуществляют контроль над качеством образовательного процесса Учителя осуществляют обучение и воспитание обучающихся, способствуют формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ. педагогосуществляет психолог профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся библиотекар обеспечивает доступ ь обучающихся к информационным ресурсам, участвует в их духовно-нравственном воспитании, профориентации и социализации, содействует формированию информационной компетентности обучающихся. 2/2 подготовки «Менеджмент в образовании», стаж работы на педагогических должностях более 5 лет. высшее профессиональное соответствую образование, стаж работы на т руководящих должностях более 5 лет 16/16 высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету соответствую т 1/1 высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» соответствует 1/1 высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Библиотечноинформационная деятельность». соответствует 10 Квалификация педагогических кадров школы Общая численность педагогических работников Количество/доля педагогических работников, имеющих высшее образование, из них: - непедагогическое Количество/доля педагогических работников, имеющих среднее специальное образование, из них: - непедагогическое Количество/доля педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, из них: - высшая - первая - соответствие Количество/доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших за последние три года повышение квалификации по профилю осуществляемой ими образовательной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации Доля педагогических и управленческих кадров, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС Количество / доля педагогических работников, имеющих почетные звания 16 чел 13 чел, 81% 1 чел, 6% 3 чел, 19% 0 чел, 0% 15 чел, 89% 5 чел, 31% 5 чел, 31% 5 чел, 31% 16 чел. 100% 16 чел, 100% 5 чел, 31% Процент педагогов, применяющих в своей деятельности современные образовательные технологии – 100% . Школа в своей деятельности ориентируется на развивающее обучение и образовательные технологии деятельностного типа: исследовательский метод в обучении; технологию использования в обучении игровых методов; технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре; технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей; групповые технологии и технологии уровневой дифференциации; технологию проблемного обучения; метод проектов. Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников. Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников МОУ «Мятлевская СОШ осуществляется в следующих формах: Курсы повышения квалификации в учреждениях, имеющих соответствующую лицензию; Использование дистанционных образовательных ресурсов; Повышение уровня профессионального образования в учебных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию; Участие педагогов в профессиональных конкурсах; Участие педагогов в методической работе школы; 11 Участие педагогов в работе семинаров и конференций; Обобщение и трансляция опыта работы. Материально-технические условия реализации программы Материально-техническая база реализации программы дополнительного образования соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения. Требования ФГОС, нормативных и локальных актов Учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников Помещения для занятий естественно-научной деятельностью, моделированием, техническим творчеством, иностранными языками Помещения для занятий музыкой, хореографией и изобразительным искусством Помещение библиотеки с оборудованным читальным залом и книгохранилищем, медиатекой; Актовый зал; Спортивный зал, оснащѐнный игровым, спортивным оборудованием и инвентарѐм; Помещения медицинского назначения; Гардероб, санузлы, места личной гигиены; Территория школы с необходимым набором оснащѐнных зон. Необходимо/ имеется в наличии + + + + + + + + + Обеспечение безопасности Школа расположена в двух зданиях, которые были построены и введены в эксплуатацию в 1956 и 1968 году. Здания типовые, двухэтажные. Состояние помещений, фасада, кровли удовлетворительное. Порядок размещения помещений соответствует типовому проекту. Территория ограждена, имеется наружное электрическое освещение и видеонаблюдение. Здание ежегодно подвергается осмотру, что подтверждается наличием соответствующих актов. Замечаний и нарушений по эксплуатации здания не установлено. Планово осуществляется экспертиза санитарно-гигиенических условий. Условия осуществления образовательного процесса соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда и противопожарной безопасности. Образовательное учреждение оснащено техническими средствами охраны: система пожарной сигнализации, кнопка тревожной сигнализации с выводом на ПЦО МЧС. В школе и на прилегающей территории ведется видеонаблюдение. Информационно-методические условия Учебно-методическое и информационное оснащение образовательного процесса МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» обеспечивает возможность: — ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; создания текста на основе расшифровки аудиозаписи; использования средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора; — записи и обработки изображения (включая микроскопические изображения) и звука при фиксации явлений в природе и обществе, хода образовательного процесса; переноса информации с нецифровых носителей (включая трѐхмерные объекты) в цифровую среду (оцифровка, сканирование); 12 — создания и использования диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, хронологических, родства и др.), специализированных географических (в ГИС) и исторических карт; создания виртуальных геометрических объектов, графических сообщений с проведением рукой произвольных линий; — организации сообщения в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, сообщения для самостоятельного просмотра, в том числе видеомонтажа и озвучивания видеосообщений; — выступления с аудио-, видео- и графическим экранным сопровождением; — вывода информации на бумагу; — информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду учреждения, в том числе через Интернет, размещения гипермедиасообщений в информационной среде образовательного учреждения; — поиска и получения информации; — использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах); — вещания, использования носимых аудиовидеоустройств для учебной деятельности на уроке и вне урока; — общения в Интернете, взаимодействия в социальных группах и сетях, участия в форумах, групповой работы над сообщениями (вики); — создания и заполнения баз данных, в том числе определителей; наглядного представления и анализа данных; — включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений; — художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТинструментов, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации; — создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространѐнных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях); — размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения; — проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); — обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся; — проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиасопровождением; — выпуска школьных печатных изданий. 13 Информационно-образовательная среда Информационно-образовательная среда включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебнопознавательных и профессиональных задач с применением информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие службы поддержки применения ИКТ. Образовательное учреждение имеет развитую IT- инфраструктуру. В результате реализации программы развития по направлению «Информатизация образования» создано единое информационно-образовательное пространство на основе современных ИКТ; модернизирована материально-техническая база; обеспечен свободный доступ субъектов образования к различным информационным ресурсам. Единое информационное образовательное пространство включает в себя технические, программные, телекоммуникационные средства; многофункциональную локальную сеть школы как информационную платформу, позволяющую применять в образовательном процессе информационные технологии; мобильные компьютерные классы; читальный зал с открытым доступом к компьютерам, сканерам и принтерам всем участникам образовательного процесса; школьный пресс-центр; сайт школы. 3.3 Ожидаемые результаты реализации программы дополнительного образования Ожидаемые результаты реализации программы дополнительного образования: создание условий для разностороннего развития ребенка; развитие мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; профилактика асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; интеллектуальное и духовное развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей вовлечение родителей в дополнительное образование детей. Критериями результативности считаем положительную динамику по следующим критериям: рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности; удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию; удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме; положительная динамика физического и психического здоровья школьников; удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников; рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью; отсутствие обучающихся, состоящих на учете в ОДН, КДН, на внутришкольном контроле; увеличение числа педагогов, вовлеченных в процесс формирования творческой личности школьников в пространстве дополнительного образования. 14