АООП (7-9 кл) 2021-2022 уч г

ПРИНЯТО: решение педагогического совета протокол №1 от 30.08.2021 г
УТВЕРЖДЕНО: приказ № 112 от 30.08.2021 г.
Директор школы:

Т.В. Никишина

Адаптированная основная
общеобразовательная программа
обучающихся с ОВЗ
(интеллектуальными нарушениями)
МОУ «Мятлевская средняя
общеобразовательная школа
им. А.Ф. Иванова»
(7-9 классы)

1

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1.2. Нормативные документы для разработки адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1.3. Структура адаптированной основной общеобразовательной программы
2. Пояснительная записка
2.1. Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
2. 2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
2. 3.Особые образовательные потребности обучающихся
2. 4. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы
3. Содержание образования
3.1. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной
общеобразовательной программы общего образования
3.2. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
3.3. Программа формирования базовых учебных действий
3.4. Программы учебных предметов
3.5. Программа коррекционной работы
3.6. Программа внеурочной деятельности
3.7. Учебный план
3.8. Условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
3.9. Кадровые условия реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы
3.10. Финансовые условия реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы
3.11. Материально-технические условия реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы

2

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — это общеобразовательная
программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
1.2. Нормативные документы для разработки адаптированной основной
общеобразовательной программы МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»
Нормативно-правовую базу разработки АООП обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составляют:
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 г
 Нормативно-методические документы Министерства образования и науки
Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
 СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ОВЗ»
1.3. Структура адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
В структуре АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) представлены:
1. Пояснительная записка, в которой раскрыты: цели АООП, сроки ее освоения,
психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП.
3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
АООП.
4. Содержание образования
— программа формирования базовых учебных действий;
— программы учебных предметов, курсов;
— программа духовно-нравственного развития;
— программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
— программа коррекционной работы;
— программа внеурочной деятельности;
— учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса;
— Условия реализации ООП:
кадровые условия,
финансово-экономические условия,
материально-технические условия.

3

2. Пояснительная записка
2.1. Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) направлена на формирование жизненных компетенций, овладение ими
учебной деятельностью, а также формирование общей культуры, обеспечивающей
разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально- личностное,
интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями. Срок реализации АООП для обучающихся
МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» — 9 лет.
2.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной
деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной
нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной
неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности
интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые
возникло поражение ЦНС - чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия.
В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени
умственной отсталости: легкая (^ — 69-50), умеренная (^ — 50- 35), тяжелая (^ — 34-20),
глубокая (^<20). Наиболее многочисленную группу среди обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерно три четверти, составляют дети с
легкой умственной отсталостью. Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и
характеризуется замедленностью, наличием отклонения от нормального развития, тем не
менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в
познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для
оптимистического прогноза. Затруднения в психическом развитии детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей
нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным
формированием условных связей, туго подвижностью нервных процессов, нарушением
взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.).
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие
познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено
замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и
переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические
функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя
наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и
обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница советской)
руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная
педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные
процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно
сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
оказывается чувственная ступень познания — ощущение и восприятие. Но и в этих
познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость
дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и
вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и
темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать
отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной
работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных
коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и
4

оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности
овладение отдельными мыслительными операциями.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие
операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти
мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт,
проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении
его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и
сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словеснологического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это
выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта.
Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая
регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав
инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой
организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пользованию рациональными и
целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной
степени скорригировать недостатки мыслительной деятельности. Использование специальных
методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения,
позволяет оказывать влияние на развитие различных видов мышления, обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и словеснологического.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно
связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной
информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают
внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее
осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных
сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных
повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя
механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не
столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько воспроизведения:
вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может
воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие
трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных
дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения
(иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов
педагога и т.д) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения
словесного материала. Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической
деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет особенностей,
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных
клинических групп (по классификации М. С. Певзнер) позволяет более успешно использовать
потенциал развития их мнемической деятельности.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое
отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения,
замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание,
что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей,
что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются
трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если
задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время
поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованного обучения и
воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет
5

говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти
показатели не достигают возрастной нормы.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и
воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) свойственна не дифференцированность, фрагментарность, уподобление
образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала.
Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной
несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов
проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде
всего — представлений об окружающей действительности.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых
является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в
свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической,
грамматической. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую
связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике
такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при
этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционноразвивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об
окружающей действительности, создает положительные условия для овладения
обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в
увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными
конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных
высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной
формой речи — письменной.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности,
обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией
мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении
письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений,
включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных
уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а
также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями,
требующими определенной моторной ловкости.
Психологические
особенности
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При
легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием
оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо
выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной
деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших
психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой
внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых
усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них
развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие
протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на
характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии
мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки
особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее
выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя
ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто
уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия,
произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения
условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально
6

организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию,
планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности:
изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной
труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить
независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря
овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и
эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических
особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что
затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на
положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития
аномального и нормального ребенка, а также решающей роли создания таких социальных
условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в
культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в
процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны его
психики и учитывающее зону ближайшего развития.
2.3. Особые образовательные потребности обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер,
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных групп
проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в
глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется
замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности
ребѐнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного
нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития
интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об
особенностях
психофизического развития разных групп, обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как
общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования,
создание специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение
границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга
лиц, участвующих в образовательном процессе.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
осваивающих АООП, характерны следующие специфические образовательные потребности:
 раннее получение специальной помощи средствами образования;
 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
 обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
 увеличение сроков освоения АООП;
 научный,
практико-ориентированный,
действенный
характер
содержания
образования;
 доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
 введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о
природных и социальных компонентах окружающего мира;

7



овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации,
обеспечивающими успешность установления и реализации социо-культурных связей
и отношений обучающегося с окружающей средой;
 систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных,
познавательных, трудовых и других ситуаций;
 обеспечение обязательности начального профессионального образования;
 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
 обеспечение
особой
пространственной
и
временной
организации
общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное
отношение к ним;
 развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию
со средой
 стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к
окружающему миру;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательного учреждения;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящем за пределы
образовательного учреждения.
2.4. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы
основу разработки АООП заложены дифференцированный и деятельностный

В
подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей,
которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования и
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических
положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и
структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося. Реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
• придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
• прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;
• существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное
усвоение некоторых элементов системы научных знаний,
• умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной
компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы
положены следующие принципы:

8

 принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории
Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
 принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
 принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
 принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и
учебными предметами, входящими в их состав;
 принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
 принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и
активной деятельности в реальном мире;
 принцип сотрудничества с семьей.
З. Содержание образования
3.1. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной
общеобразовательной программы общего образования
Результаты освоения АООП обучающимися оцениваются как итоговые на момент
завершения общего образования.
Освоение обучающимися АООП предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9

12) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
13) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
14) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их
применения.
Предметные
результаты
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при
оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к продолжению образования. В том случае если обучающийся не достигает
минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных
предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия
родителей (законных представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение по
индивидуальному плану.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов содержатся в
рабочих программах по отдельным учебным предметам.
3.2. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
Оценке подлежат личностные и предметные результаты обучающихся. В связи с этим
система оценки достижений обучающихся включает в себя требования к оценке овладения
социальными компетенциями (личностные результаты) и требования к оценке степени
самостоятельности использования предметных знаний и умений для решения практикоориентированных задач (предметные результаты). Личностные результаты включают овладение
обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка
в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге,
составляют основу этих результатов.
Всестороння и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который
представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов
(экспертов). Состав экспертной группы включает учителей, педагога-психолога, которые
хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать
мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ
изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах
(школьной и семейной). Результаты анализа представляются в баллах: 0 баллов —нет
фиксируемой динамики;
1 балл — минимальная динамика;
2
балла — удовлетворительная динамика;
3
балла — значительная динамика.
Оценки в баллах являются основой для описания динамики развития социальной
(жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в
10

дневник наблюдений, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным
жизненным компетенциям.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений,
возможности их применения в практической деятельности и жизни. Основными критериями
оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие/несоответствие науке и
практике; прочность усвоения (полнота и надежность).
По критерию прочности они оцениваются как удовлетворительные; хорошие и очень
хорошие (отличные). Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения
обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления
(устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные,
продуктивные, творческие). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем
выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником,
соотносятся с отметками:
«неудовлетворительно» (два), если обучающиеся верно выполняют менее 35% заданий;
«удовлетворительно» (три), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» (четыре) — от 51% до 65% заданий; «отлично» (пять) - свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок
по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом
случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать
такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося,
оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
3.3. Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) конкретизирует требования проекта Стандарта к
личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД
реализуется в процессе всей урочной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет
реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель реализации программы формирования БУД:
формирование школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к
самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачи реализации программы:
 формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
 овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный
компонент учебной деятельности;
 развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую
деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную
помощь педагога.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Функции базовых учебных действий:
 обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной
области;
 реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
 формирование
готовности
обучающегося
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
 обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся 5-9 классов
11

Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: осознавать себя
как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; гордиться школьными
успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально
откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно
относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в
общеполезную социальную деятельность; осознанно относиться к выбору профессии; бережно
относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых,
бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; дифференцированно
использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание
и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный
статус, знакомый-незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письма для решения
жизненно значимых задач; использовать разные источники и средства получения информации
для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели
и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск
средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний
контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
 дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
 использовать логические действия (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
 применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения
познавательных и практических задач;
 Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает
индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности
проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия
используется следующая система оценки:
0 баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в
процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл — смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие
только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла — преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях
способен выполнить его самостоятельно;
3 балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко
допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла — способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов — самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
12

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые
достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить
общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе
осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени
обучения.
3.4.Программы учебных предметов
(Приложение к программе)
3.5. Программа коррекционной работы
Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения
АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП,
преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом
развитии.
Задачи коррекционной работы:
-выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них
нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
-осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи
детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и
типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей
обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психологопедагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их
воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников
организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его
индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы:
цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации,
взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем
протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной
работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей
психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий
взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по
комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и
успешность его интеграции в общество.
Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) проводится:
13

-в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса
(индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная
простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
-в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и
групповых занятий (коррекционно - развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
-в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Характеристика основных направлений коррекционной работы
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и
здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью
создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной
программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
-психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых
образовательных потребностей:
-развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования
и потенциальных возможностей;
-развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
-определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
-мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;
-анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных
мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
-сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
-психолого-педагогический эксперимент,
-наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
-беседы с учащимися, учителями и родителями,
-изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
-оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий,
способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии
и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно
с педагогами),
-формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
-организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов
учащихся, их общее социально-личностное развитие,
-разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ
(методик, методов и приѐмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными
потребностями,
-организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по
психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,
-развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
-социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы
работы:
-занятия индивидуальные и групповые,
-игры, упражнения, этюды,
-психокоррекционные методики и технологии,
-беседы с учащимися,
-организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
14

детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам
реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания,
коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
-психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и
обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,
-консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания
возможной помощи ребѐнку в освоении общеобразовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
-беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг,
-анкетирование педагогов, родителей,
-разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое
консультирование
основывается
на
принципах
анонимности,
доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и
ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
4. Информационно-просветительская
работа
предполагает
осуществление
разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с
особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их
родителями (законными представителями), и др.
Информационно-просветительская работа включает:
-проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуальнотипологических особенностей различных категорий детей,
-оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
-психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
-психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психологопсихологической компетентности.
5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие
социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и
обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Социально-педагогическое сопровождение включает:
-разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся,
направленную на их социальную интеграцию в общество,
-взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах
учащегося и его семьи.
В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы
используются следующие формы и методы работы:
-индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,
-лекции для родителей,
-анкетирование педагогов, родителей,
-разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Механизмы реализации программы коррекционной работы
Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации в процессе реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы - один из основных механизмов
реализации программы коррекционной работы.
Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации с организациями и
органами государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья
социальной защиты и поддержки, трудоустройства и др. обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Социальное партнерство, которое основано на взаимодействии общеобразовательной
организации с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами
общества.
Социальное партнерство включает сотрудничество (на основе заключенных договоров):
-с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в
решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и
15

интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),
-со средствами массовой информации в решении вопросов формирования отношения общества к
лицам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
-с родителями учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в решении
вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в
общество.
3.6. Учебный план
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных предметов, курсов, иных видов учебной деятельности учащихся и
формы их промежуточной аттестации.
В целях общего развития и социализации учащихся часы трудовой подготовки распределены
следующим образом:
 5 класс: география 1 ч, история 2 ч, физическая культура 1 ч.
 6 класс: русский язык 2 ч, обществознание 1 ч, физкультура 1 ч.
 7 класс: математика 1 ч, обществознание 1 ч, физкультура 1 ч, информатика (элементарная) 1 ч,
физика (элементарная) 2 ч.
 8 класс: математика 1 ч, искусство 1 ч, физкультура 1 ч, информатика (элементарная) 1 ч,
физика (элементарная) 2 ч, химия (элементарная) 1 ч.
 9 класс: математика 2 ч, физкультура 1 ч, информатика (элементарная) 1 ч, физика
(элементарная) 2 ч, химия (элементарная) 2 ч.
Трудовая подготовка реализуется во время летней трудовой практики.
Результатами промежуточной аттестации по всем предметам учебного плана считать
годовые отметки по предметам (пункт 3.3 Положения о проведении промежуточной аттестации
учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости в МОУ «Мятлевская средняя
общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова»).
Учебный план
(по БУП специальных ОУ 8 вида)
Общеобразова
тельные
области
Общеобразователь
ные курсы

Природа

Общество
знание
Искусство
Трудовая
подготовка
ИТОГО

предметы

Чтение и развитие речи
Русский язык. Письмо и
развитие речи
Математика
Информатика
(элементарная)
Природоведение
Биология
География
Физика (элементарная)
Химия (элементарная)
История
История Отечества
Обществознание
ИЗО
Музыка и пение
Физкультура
Профессионально-трудовое
обучение

классы

Трудоем
кость

5 кл 6 кл 7 кл
8 кл 9 кл
4
4
3
3
3
17
7

8

6

6

6

33

6

6

6
1

6
1

6
1

30
3

2
2
2
2

2
2
2
1

2
2
2
2

2
1
1
1
3
2

2
1
1
1
3
2

2
1

1
1
3
2

1
1
1
3
2

3
3

2
8
9
6
3
2
6
4
4
4
15
11

29

30

32

33

33

157

1

2
2

2

16

Коррекционная Социально-бытовая
подготовка
ориентировка
Коррекционные занятия

Природа

Общество
знание
Искусство
Трудовая
подготовка
ИТОГО
Коррекционная
подготовка

2

2

1

1

1

2

2

Учебный план
(по БУП специальных ОУ 8 вида)
предметы
классы

Общеобразова
тельные
области
Общеобразователь
ные курсы

1

Чтение и развитие речи
Русский язык. Письмо и
развитие речи
Математика
Информатика
(элементарная)
Природоведение
Биология
География
Физика (элементарная)
Химия (элементарная)
История
История Отечества
Обществознание
ИЗО
Музыка и пение
Физкультура
Профессионально-трудовое
обучение

Социально-бытовая
ориентировка
Коррекционные занятия

Трудоем
кость

5 кл 6 кл 7 кл
8 кл 9 кл
136 136 102
102
99
238

272

204

204

198

204

204

204
34

204
34

198
33

68
68

68
68
68

68
68
68
34

66
66
66
66

68
34
34
34
102
68

68
34
34
34
102
68

66
33

1122
68

1089
66

68
34

68

34
34
102
68

34
34
34
102
68

986
34

1020 1088
68
68

34

34

99
99
5305

34

3.7 Календарный учебный график

1.
2.
3.
4.

Начало учебного года – 1.09.2021 г, окончание учебного года – 31.08.2022 года;
5-дневная учебная неделя;
Продолжительность урока во 2 – 9 классах 40 минут;
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка:
Классы
Количество учебных недель
Количество часов при 5-дневной учебной
неделе

5
34
29

6
34
30

7
34
32

8
34
33

9
33
33

5. Распределение учебного времени
Четверти

Учебное время

Каникулярное время

17

1 четверть с 1 сентября – по 29 октября с 30 октября – по 6 ноября;
2 четверть с 7 ноября – по 30 декабря

с 31 декабря – по 12 января; 13 дней

3 четверть с 13 января – по 18 марта

с 19 марта – по 27 марта; 9 дней

4 четверть с 28 марта – по 31 мая

с 1 июня – по 31 августа;

Всего

•
•
•
•
•
•
•
•

8 дней

1 сентября – 31 мая

30 дней + 93 дня

3.8. Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»
разрабатывалась с учѐтом, социально-экономических особенностей поселка Мятлево и
микрорайона школы, запросов семей и других субъектов образовательного процесса на основе
системно-деятельностного и культурно-исторического подходов.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность,
направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной
программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная
деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых
возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в
обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации
их свободного времени. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
 расширения опыта поведения, деятельности и общения;
 творческой
самореализации
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде,
 стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам
жизнедеятельности;
 позитивного отношения к окружающей действительности;
 социального становления обучающегося в процессе общения и совместной
деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и
педагогами;
 профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации
дальнейших жизненных планов обучающихся.
Цель внеурочной деятельности
Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей
развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Задачи:
коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей;
развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах
деятельности;
формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать
окружающее и самих себя,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлѐнности и
настойчивости в достижении результата;
расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
18

• формирование умений, навыков социального общения людей;
• расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной
организации;
• развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями,
старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и
сопереживания им.
Основные направления и формы организации внеурочной деятельности
К основным направлениям внеурочной деятельности относятся:
• коррекционно-развивающее,
• духовно-нравственное,
• спортивно-оздоровительное,
• общекультурное,
• социальное.
Формы, содержание внеурочной деятельности соответствуют общим целям, задачам и
результатам воспитания.
Результативность внеурочной деятельности предполагает приобретение обучающимися
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социального знания,
формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта
самостоятельного общественного действия.
Виды внеурочной деятельности:
• игровая,
• досугово-развлекательная,
• художественное творчество,
• социальное творчество,
• трудовая,
• общественно-полезная,
• спортивно-оздоровительная,
• туристско-краеведческая деятельность и др.
Формы организации внеурочной деятельности:
• экскурсии,
• кружки,
• секции,
• соревнования,
• праздники,
• общественно полезные практики,
• смотры-конкурсы,
• викторины,
• беседы,
• культпоходы в театр,
• фестивали,
• игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п.),
• туристические походы и т. д.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться
достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые
обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности;
• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем
окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых
19

и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного
общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от
индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Основные личностные результаты внеурочной деятельности:
• ценностное отношение и любовь к близким, к школе, своему поселку, Калужской
области, народу, России;
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям
России и человечества, трудолюбие;
• осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя
Калужской области;
• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры;
• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов;
• готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
профессиональной деятельности;
• готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
• понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и
наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической,
спортивно-физкультурной деятельности;
• развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и
социальных компонентов;
• расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных
социальных ролей;
• принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми,
работать в коллективе;
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
• способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом
образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
• способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
• способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической,
общественно полезной деятельности.
Для организации внеурочной деятельности созданы следующие условия: финансовые,
программно-методические, кадровые, материально-технические, информационные.
Результатами итоговой и промежуточной аттестации деятельности учащихся в рамках
внеурочной деятельности (кружки, спортивные секции, студии и т.п.) считать творческие
работы, выполненные в течение учебного года, проекты, тестирование, достижения в конкурсах и
соревнованиях.
20

Объем внеурочной деятельности
Направления Содержание внеурочной деятельности
развития
личности
Деятельность разновозрастных объединений по
интересам.
ДуховноВоспитательные мероприятия (кл часы, экскурсии,
нравственное
коллективные дела, общественно полезные
практики, экологические акции, школьное
ученическое самоуправление и др)
Деятельность разновозрастных объединений по
Физкультурно – интересам, секции, олимпиады, конкурсы,
соревнования, Клуб выходного дня и др.
спортивное и
оздоровительное Деятельность летнего оздоровительного лагеря на
базе школы
Осуществление педагогической поддержки
социализации обучающихся, социальная
деятельность.
Воспитательные мероприятия (экскурсии,
кружки, секции, конкурсы, соревнования,
общественно полезные практики, школьное
ученическое самоуправлени е и др)
Социальное
Обеспечение благополучия обучающихся в
пространстве школы (безопасности жизни и
здоровья, безопасных межличностных отношений в
учебных группах, профилактики неуспеваемости,
различных рисков, возникающих в процессе
взаимодействия школьника с окружающей средой,
соцзащиты учащихся)
Деятельность ученических сообществ,
разновозрастных объединений по интересам,.
Воспитательные мероприятия (школьные
Общекультурное
праздники, экскурсии, кружки, концерты,
конкурсы, соревнования, общественно полезные
практики, экологические акции и мероприятия и др)
Итого в год
Итого на уровень образования

Кол-во часов в неделю
1 год 2 год 3 год 4 год 5 год
(5 кл) (6 кл) (7 кл) (8 кл) (9 кл)

70

80

80

80

80

35

35

35

35

34

105

--

--

--

--

35

80

80

80

80

70

80

80

80

78

315

275

275

275

265

3.9. Условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
Система условий реализации основной образовательной программы
Описание кадровых условий реализации образовательной программы
Для решения задач, определенных основной образовательной программой, учреждение
формирует педагогический коллектив.

Должность

Кол-во
работн
иков в
ОУ
(требуе
Должностные обязанности тся/
имеется
)

руководитель обеспечивает системную

1/1

Уровень квалификации работников ОУ

Требования к
Фактический
уровню квалификации
высшее профессиональное образование соответствует
21

образовательн
ого
учреждения
(директор
школы)
заместители
руководителя

образовательную и
административнохозяйственную работу
образовательного
учреждения.
координируют работу
2/2
преподавателей,
воспитателей, разработку
учебно-методической и
иной документации.
Обеспечивают
совершенствование
методов организации
образовательного процесса.
Осуществляют контроль
над качеством
образовательного процесса
Учителяосуществляют обучение и 16/16
предметники воспитание обучающихся,
способствуют
формированию общей
культуры личности,
социализации, осознанного
выбора и освоения
образовательных
программ.
педагогосуществляет
1/1
психолог
профессиональную
деятельность,
направленную на
сохранение психического,
соматического и
социального благополучия
обучающихся
библиотекарь обеспечивает доступ
1/1
обучающихся к
информационным
ресурсам, участвует в их
духовно-нравственном
воспитании,
профориентации и
социализации, содействует
формированию
информационной
компетентности
обучающихся.

по направлению подготовки
«Менеджмент в образовании», стаж
работы на педагогических должностях
более 5 лет.
высшее профессиональное
образование, стаж работы на
руководящих должностях более 5 лет

соответствуют

высшее профессиональное образование соответствуют
или среднее профессиональное
образование по направлению
подготовки «Образование и педагогика»
или в области, соответствующей
преподаваемому предмету

высшее профессиональное образование соответствует
или среднее профессиональное
образование по направлению
подготовки «Педагогика и психология»

высшее или среднее профессиональное соответствует
образование по специальности
«Библиотечно-информационная
деятельность».

Квалификация педагогических кадров школы.

Общая численность педагогических работников
Количество/доля педагогических работников, имеющих высшее
образование, из них:
- непедагогическое
Количество/доля педагогических работников, имеющих среднее
специальное образование, из них:
- непедагогическое
Количество/доля педагогических работников, которым по
результатам аттестации присвоена квалификационная категория, из

16 чел
13 чел,

81%

1 чел, 6%
3 чел, 19%
0 чел, 0%
17 чел, 89%

22

них:
- высшая
- первая
- соответствие
Количество/доля педагогических работников и управленческих
кадров, прошедших за последние три года повышение квалификации
по профилю осуществляемой ими образовательной деятельности в
учреждениях высшего профессионального образования, а также в
учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации
Доля педагогических и управленческих кадров, прошедших
повышение квалификации для работы по ФГОС
Количество / доля педагогических работников, имеющих почетные
звания

5 чел,
31%
5 чел, 31%
5 чел, 31%
16 чел. 100%

16 чел, 100%
5 чел, 31%

Квалификация педагогических кадров школы соответствует реализуемой школой
образовательной программе.
Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических
работников.
Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников МОУ
«Мятлевская СОШ осуществляется в следующих формах:
 Курсы повышения квалификации в учреждениях, имеющих соответствующую лицензию;
 Использование дистанционных образовательных ресурсов;
 Повышение уровня профессионального образования в учебных учреждениях, имеющих
соответствующую лицензию;
 Участие педагогов в профессиональных конкурсах;
 Участие педагогов в методической работе школы;
 Участие педагогов в работе семинаров и конференций;
 Обобщение и трансляция опыта работы.

Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы
Целью деятельности педагога-психолога является создание благоприятных социальнопсихологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в рамках
образовательного процесса.
Задачи психологического сопровождения:
1. Создание
развивающей
образовательной
среды,
способствующей
развитию
интеллектуального, личностного, творческого потенциала школьников и педагогов.
2. Создание психолого-педагогических условий для сохранения физического, психологического,
психического здоровья участников образовательного процесса и их личностного
самоопределения.
3. Содействие полноценному личностному и профессиональному развитию учащихся.
4. Обеспечение индивидуального подхода к разрешению проблем ученика в образовательном
процессе.
5. Оказание помощи и поддержки школьнику в выстраивании индивидуального образовательнопрофессионального маршрута.
6. Создание организационно-педагогических условий для развития профессиональной
компетентности педагогов.
7. Организация целенаправленной адресной поддержки и помощи педагогам в процессе их
профессионального становления и развития.
Основные направления деятельности:
 Психолого-педагогическая диагностика;
 Психопрофилактическая работа;
23





Коррекционно-развивающая работа;
Психолого- педагогическое консультирование;
Психопрофилактическая деятельность.
Основным видом деятельности является консультационная работа, осуществляемая как
психопрофилактическая работа в соответствии с планом работы школы, целями и задачами
психологической службы.
Диагностические мероприятия проводятся по запросу со стороны педагогов, администрации
школы, социального педагога, учащихся и их родителей.
Психодиагностика проводится с целью определения индивидуальных особенностей и
склонностей детей, их потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в
профессиональном самоопределении, с целью выявления причин и механизмов нарушений в
обучении, развитии, социальной адаптации.
Финансово-экономические условия реализации образовательной программы
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы опирается на исполнение
расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное и
общедоступное общее образование.
Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах
объѐма средств школы на текущий финансовый год, определѐнного в соответствии с региональным
расчѐтным подушевым нормативом, количеством обучающихся и соответствующими
поправочными коэффициентами, и отражается в смете образовательного учреждения.
Финансовое обеспечение гарантирует возможность:
– кадрового обеспечения образовательного учреждения специалистами, обладающими
необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к
непрерывному процессу образования в течение всей жизни;
– повышения квалификации педагогических кадров, обеспечения их готовности к введению
ФГОС, в том числе формированию у учащихся универсальных учебных действий, достижению
планируемых результатов на основе системно-деятельностного подхода;
– обеспечения образовательного процесса набором средств обучения и воспитания
(наглядные пособия, оборудование, печатные материалы, мультимедийные средства и др.),
позволяющих реализовать Требования к результатам освоения основных образовательных
программ;
– формирования необходимого набора образовательных, информационно-методических ресурсов,
обеспечивающих реализацию образовательной программы.
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы казенного учреждения
МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» осуществляется на основании бюджетной сметы.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и
бесплатного образования в МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» осуществляется в
соответствии с нормативами, определяемыми органом государственной власти субъекта Российской
Федерации (Калужская область).
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы для детей с ОВЗ
учитывает расходы необходимые для коррекции нарушения развития.
Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг включают в
себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней
заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую)
работу и другую работу, определяемого в соответствии с Указами Президента Российской
Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов
государственной власти Калужской области, органов самоуправления МР «Износковский район».
Формирование фонда оплаты труда МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»
осуществляется в пределах объема средств образовательной организации на текущий финансовый
год, установленного в соответствии с нормативами финансового обеспечения, определенными
органом
государственной
власти
Калужской
области,
количеством
обучающихся,
соответствующими поправочными коэффициентами и Положение об оплате труда и распределения
стимулирующих выплат работников.

24

Фонд оплаты труда состоит из базовой и стимулирующей частей. Базовая часть фонда оплаты
труда обеспечивает гарантированную заработную плату работников. Соотношение объема фонда
оплаты труда педагогического персонала – 70 % от общего объема фонда оплаты труда.
Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются
Положением об оплате труда и распределения стимулирующих выплат работников, в котором
определены критерии и показатели результативности и качества деятельности и результатов,
разработанные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательной
программы: динамика учебных достижений обучающихся, активность их участия во внеурочной
деятельности; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе
здоровьесберегающих; участие в методической работе, распространение передового
педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства и др.

25

Бюджетная смета на 2021 год

26

1.
2.

Материально-технические условия реализации образовательной программы
Наличие материально-технических условий обеспечивает:
возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к
результатам освоения основной образовательной программы;
соблюдение:
 санитарно-гигиенических
норм
образовательного
процесса
(требования
к
водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
 санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной
гигиены и т. д.);
 социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской,
комнаты психологической разгрузки и т.д.);
 пожарной и электробезопасности;
 требований охраны труда.

Материально-техническая база реализации образовательной программы соответствует
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников
образовательного учреждения.
Требования ФГОС, нормативных и локальных актов
Учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами
обучающихся и педагогических работников
Помещения для занятий естественно-научной деятельностью,
моделированием, техническим творчеством, иностранными
языками
Помещения для занятий музыкой, хореографией и
изобразительным искусством
Помещение библиотеки с оборудованным читальным залом и
книгохранилищем, медиатекой;
Актовый зал;
Спортивный
зал,
оснащѐнный
игровым,
спортивным
оборудованием и инвентарѐм;
Помещения для питания обучающихся, а также для хранения и
приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации
качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
Помещения медицинского назначения;
Гардероб, санузлы, места личной гигиены;
Территория школы с необходимым набором оснащѐнных зон.

Необходимо/ имеется
в наличии
+
+

+
+
+
+
+

+
+
+

Обеспечение безопасности
Школа расположена в двух зданиях, которые были построены и введены в эксплуатацию в
1956 и 1968 году. Здания типовые, двухэтажные. Состояние помещений, фасада, кровли
удовлетворительное.
Порядок размещения помещений соответствует типовому проекту.
Территория ограждена, имеется наружное электрическое освещение и видеонаблюдение. Здание
ежегодно подвергается осмотру, что подтверждается наличием соответствующих актов. Замечаний
и нарушений по эксплуатации здания не установлено. Планово осуществляется экспертиза
санитарно-гигиенических условий.
Условия осуществления образовательного процесса соответствуют требованиям СанПиН,
охраны труда и противопожарной безопасности. Образовательное учреждение оснащено
техническими средствами охраны: система пожарной сигнализации, кнопка тревожной
сигнализации с выводом на ПЦО МЧС. В школе и на прилегающей территории ведется
видеонаблюдение. Организован пропускной режим и охрана школы ООО ЧОП «КАРНЕТ».

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».