Принято решением педагогического совета протокол № 6 от 25.03.2020 г. Утверждено: приказ № 22 от 25.03.2020 г. Директор школы: __________________ Никишина Т.В. Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о дистанционном обучении разработано на основании следующих документов: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 г. №442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 1.2. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Данное Положение об организации дистанционного обучения определяет участников образовательных отношений с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, их права и обязанности, организацию процесса использования дистанционных образовательных технологий в школе, организацию процесса дистанционного обучения детей-инвалидов, а также порядок ознакомления педагогических работников, родителей (законных представителей), обучающихся с настоящим Положением. 1.3. Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ст. 16 п.1 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 1.4. Дистанционное обучение — способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогами и обучающимися. 1.5. Электронное обучение (далее ЭО) — организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. 1.6. Образовательная деятельность, реализуемая в дистанционной форме, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий обучающихся, не имеющих возможности ежедневного посещения занятий; методическое и дидактическое обеспечение этой деятельности со стороны школы, а также регулярный систематический контроль и учет знаний обучающихся. Дистанционная форма обучения при необходимости может реализовываться комплексно с традиционной и другими, предусмотренными законом РФ «Об образовании», формами его получения. 1.7. Главными целями дистанционного обучения как важной составляющей в системе беспрерывного образования являются: предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения); удовлетворение потребностей обучающихся в соответствии с их интересами, способностями и потребностями; предоставление детям-инвалидам возможности получения образования по индивидуальной программе на дому; организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.8. Использование дистанционного обучения способствует решению следующих задач: организация образовательной деятельности обучающихся; предоставление возможности доступа к образованию, обеспечение возможности изучать обучающимися общеобразовательные дисциплины; развитие у обучающихся навыков самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов. 1.9. Использование технологий дистанционного обучения повышает доступность образования для всех обучающихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, и создаѐт условия для организации обучения. 1.10. Образовательная организация вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения общего образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных или практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. 1.11. Образовательные программы могут реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных задач и представления учебного материала. Соотношение объема проведенных часов, лабораторных и практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательной организацией в соответствии с образовательными программами с учетом возможностей обучающихся и условий осуществления образовательной деятельности, в том числе наличия и состояния технической базы. 1.12. ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса. 1.13. Образовательная организация информирует образовательных отношений о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ. 1.14. Обучение с применением ЭО и ДОТ обеспечиваются сочетанием образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения. 1.15. Основными элементами обучения с применением ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; электронная почта; мессенджеры и социальные сети; электронные приложения к учебникам; электронные пособия и другие ресурсы, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности. 1.16. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны. 2. Участники образовательных отношений с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 2.1. Участниками образовательных отношений с использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники школы, родители (законные представители) обучающихся. 2.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающие общеобразовательные программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации. 2.3. Обучение в дистанционной форме осуществляется как по отдельным предметам и курсам, включенным в учебный план школы, так и по всему комплексу предметов учебного плана. 2.4. Обучающиеся в дистанционной форме имеют права и несут ответственность за выполнение обязанностей, предусмотренных законом «Об образовании в РФ» и Уставом школы. 2.5. Образовательная деятельность с использованием ЭО и ДОТ организуется для обучающихся по основным направлениям образовательной деятельности. 2.6. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ, вправе применять различные имеющиеся электронные средства обучения по своему выбору, исходя из возможностей образовательной организации и наличия технических средств у обучающихся. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС. 2.7. При организации обучения с применением ЭО и ДОТ необходимо учитывать условия, имеющиеся у обучающихся, в том числе: материально-техническая база; наличие стабильного выхода в Интернет; наличие необходимого программного обеспечения; степень владения обучающимся навыками работы с электронными носителями; удалѐнность населѐнного пункта; наличие зоны уверенного приѐма для средств мобильной связи. Обучающийся должен владеть: базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением; базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций; системами навигации в сети Интернет; навыками поиска информации в сети Интернет; электронной почтой и т.п.. 2.8. Обучающийся должен иметь навыки использования цифровых образовательных ресурсов. 2.9. При использовании ДОТ образовательная организация осуществляет учебнометодическую помощь обучающимся, в том числе, в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. 2.10. В качестве услуг образовательной организацией могут быть определены: онлайновая поддержка обучения; тестирование онлайн; конкурсы, консультации онлайн; предоставление методических материалов; сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных, различные виды аттестации) и другие формы, в том числе и с использованием бумажных носителей. Организация процесса использования дистанционных образовательных технологий 3.1 Обучение в дистанционной форме осуществляется по отдельным темам учебных предметов, включенных в учебный план школы при необходимости организации такого обучения (карантин, чрезвычайная ситуация, режим повышенной готовности, длительная болезнь и т.п.). 3.2. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (ст.17 п.4 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») 3.3. При успешном изучении всех предметов учебного плана и прохождении государственной итоговой аттестации обучающиеся получают документ об образовании государственного образца. Государственная итоговая аттестация (знаний) обучающихся, получивших образование в результате дистанционного обучения, проводится в соответствии с «Положением об итоговой аттестации», утверждаемым органами управления образованием Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. 3.4. В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы образовательной деятельности: • e-mail; • дистанционные конкурсы, олимпиады; • дистанционное обучение в Интернете; • видеоконференции; • онлайн тестирование; • интернет-уроки; • сервисы Регионального центра информационных технологий «Электронные услуги в сфере образования»; • вебинары; • skype-общение; • облачные сервисы; • лекция, • консультация, • семинар, • практическое занятие, • лабораторная работа, • контрольная работа, • самостоятельная работа, • научно-исследовательская работа. 3.5. Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения: • работа с электронным учебником; • просмотр видео-лекций; • прослушивание аудиоинформации; • компьютерное тестирование; • изучение печатных и других учебных и методических материалов. 3.6. Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществляться в следующих режимах: • Тестирование онлайн; • Консультации онлайн; • Консультирование с использованием средств телекоммуникационной связи • Предоставление методических материалов; • Сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации). 3.7. Основными принципами применения ДОТ являются: 3. • принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательной деятельности с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, Интернет-конференции, онлайн – уроки, онлайн – олимпиады и др.); • принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях образовательной деятельности, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.; • принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательной деятельности работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; • принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов; • принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. 3.8. В период обучения с использованием ЭО и ДОТ в классе (школе)обучающийся имеет возможность получать консультации преподавателя по соответствующей дисциплине через электронную почту, программы Skype, Viber, WhatsApp и др., используя для этого все возможные каналы выхода в Интернет. 3.9. Заместители директора контролируют процесс использования дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, вносят предложения об улучшении форм и методов использования дистанционного обучения в образовательной деятельности. 4. Основные требования к организации дистанционного обучения 4.1. Для осуществления обучения с применением ЭО и ДОТ необходимы следующие условия: • Телекоммуникационное обеспечение. Пропускная способность телекоммуникационного канала образовательной организации должна быть достаточна для осуществления образовательной деятельности. • Информационное обеспечение дистанционного обучения. Информационное обеспечение образовательной деятельности должно представлять собой информационные ресурсы и иметь средства оперативного доступа к ним. Информационные ресурсы должны в полной мере обеспечивать проведение образовательной деятельности и качество знаний обучающихся. Средства оперативного доступа к информационным ресурсам должны быть основаны на компьютерных сетях и технологиях. • Материальная база. Осуществление образовательной деятельности в образовательной организации должно соответствовать требованиям в части санитарных и гигиенических норм охраны здоровья обучающихся и работников организаций образования, оборудования учебных помещений, лабораторного и компьютерного оборудования, средств телекоммуникаций, наличия компьютерной, аудио, видео и множительной техники и др.. 4.2. Образовательная деятельность с использованием ДОТ в образовательной организации обеспечивается следующими техническими средствами: • компьютерным классом, оснащенным персональными компьютерами, webкамерами, микрофонами, проекционной аппаратурой; • программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами для участников образовательной деятельности; • локальной сетью с выходом в Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации образовательной деятельности и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам. 4.3. Обучение с применением ЭО и ДОТ возможно при соответствующем техническом обеспечении. Обучающиеся дома должны иметь: • персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео; • стабильный канал подключения к Интернет; • программное обеспечение для доступа к удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами. 5. Права и обязанности школы в рамках предоставления обучения в форме дистанционного образования 5.1. Школа имеет право: • применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ст.16 п.2 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»); • использовать дистанционное обучение при наличии специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющей реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ; • использовать дистанционные образовательные технологии при всех, предусмотренных законодательством РФ, формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся; • принимать решение об использовании комбинированного дистанционного обучения педагогическим советом для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся. 5.2. Школа обязана: • использовать имеющиеся возможности для функционирования электронной информационно-образовательной среды; • учитывать имеющиеся у обучающихся возможности для перехода на обучение с применением ЭО и ДОТ; • Информировать обучающихся и родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с организацией дистанционного обучения. 5.3. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, определяются законодательством Российской Федерации, Уставом школы, локальными нормативными актами. 5.4. Права и обязанности родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса определяются законодательством Российской Федерации, Уставом школы и иными предусмотренными уставом локальными актами. 6. Порядок ознакомления педагогических работников, родителей (законных представителей), обучающихся с настоящим Положением 6.1. Администрация организации, осуществляющей образовательную деятельность, на педагогическом совете проводит ознакомление педагогических работников с Положением, утвержденным Советом школы. 6.2. Информация о режиме работы образовательной организации в период обучения с применением ЭО и ДОТ размещается на информационном стенде и официальном сайте образовательной организации. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение о дистанционном обучении является локальным нормативным актом, принимается на Совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора образовательной организации. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Положение о дистанционном обучении образовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения. 7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.