Приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с ОВЗ ( интеллектуальные нарушения) МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» ПРОГРАММА учебного предмета Профильный труд (сельскохозяйственный труд) 5-9 классы 1 Оглавление 1. Пояснительная записка Стр. 3 2. Общая характеристика учебного предмета Стр. 3 3. Описание места учебного предмета в учебном Стр. 4 плане Личностные и предметные результаты освоения Стр. 4 учебного предмета. Содержание учебного предмета. Стр. 7 4. 5. 6. 7. Тематическое планирование с определением Стр. 13 основных видов учебной деятельности обучающихся Описание материально-технического обеспечения Стр. 16 образовательной деятельности. 2 1. Пояснительная записка Программа содержит оптимальный объѐм сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и личных подсобных хозяйствах. Основная цель обучения сельскохозяйственному труду – профессиональная подготовка и социальная адаптация обучающихся после обучения в школе. Задачи курса: -Знакомство с основами растениеводства: полеводства, овощеводства, животноводства. -Знакомство с биологическими особенностями и технологией выращивания столовых корнеплодов, лука, чеснока, картофеля. -Развитие трудовых навыков. -Воспитание уважительного отношения к сельскохозяйственному труду. -Учить умению соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ. -Коррекция внимания, внимательности, наблюдательности и памяти в процессе практических работ и во время получения теоретических сведений, обучение умению использовать знания на практике. -Ознакомление с ведущими профессиями в овощеводстве, цветоводстве, животноводстве. Результатами промежуточной аттестации считаются годовые отметки по предмету (пункт 3.3 Положения о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости в МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова»). Форма организации учебного предмета – урок. 2. Общая характеристика учебного предмета Трудовая деятельность – та форма проявления жизненной активности человека; которая, оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе умственно отсталых школьников. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений учащихся; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. В процессе обучения сельскохозяйственному труду обучающиеся должны овладеть определѐнной системой первоначальных знаний и практических умений по общему земледелию и важнейшим отраслям растениеводства. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников: целенаправленность; умение довести начатое дело до конца; самостоятельность; самоконтроль; чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду развивает мышление и мелкую моторику; способность к пространственному анализу; речи; внимание; памяти. Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы. В последние годы особую остроту приобрели вопросы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц с нарушением интеллекта. Традиционно сложилось, что исключительное место в работе школы отводится трудовой подготовке умственно отсталых школьников с целью дальнейшей их социально-бытовой ориентации и адаптации в условиях окружающей среды. Однако коррекционная роль труда в обучении в разные периоды рассматривалась поразному. На основе исследований о доступности умственно отсталым школьникам некоторых видов работ в овощеводстве, садоводстве и животноводстве разработаны программы по сельскохозяйственному труду. При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ, региональные особенности и уровень материально – технической базы учебного заведения. В программу включены разделы по растениеводству: овощеводство, садоводство, цветоводство и животноводству. Преподавание базируется на знаниях и умениях, полученных на уроках естествознания, математики, русского языка, чтения и СБО. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане Общее число учебных часов в 5-9 классах за 5 лет обучения 371 час, из них 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели) в 5, 6 ,7 и 8 классах, 99 ч в 9 классе (3 часа в неделю, 33 учебные недели). 4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты К личностным результатам освоения АООП относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 3 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Планируемые результаты освоения учебного предмета Минимальный уровень: -знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); -знание видов трудовых работ; -знание названий некоторых терминов и орудий труда, используемых на уроках сельскохозяйственного труда; -знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; -знание названий инструментов, необходимых на уроках сельскохозяйственного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; -знание приемов работы (разметки грядок, глубина посадки), используемые на уроках сельскохозяйственного труда; -анализ объѐма работы при выполнении сельскохозяйственных работ; -составление плана работы при посадке сельскохозяйственных культур; -владение некоторыми приемами при работе ручным инвентарем; -использование в работе подручный ручной инвентарь (лейка, ведро, секатор, мерная лента); -выполнение несложных работ на пришкольном участке. Достаточный уровень: -знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; -знание о почве и ее особенностях; -нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради; -знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; -осознанный подбор ручного инвентаря по их физическим силам; -использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы при выполнении сельскохозяйственных работ; -осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; -оценка своего труда; -установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами; -выполнение общественных поручений по уборке сельскохозяйственного инвентаря после работы. 5 класс: Предметные результаты освоения учебного предмета 5 класс Минимальный уровень Обучающиеся узнают: 1. По растениеводству : 4 • Как убирать картофель. • Обработку почвы. • Как готовить почву под посадку моркови и свѐклы. • Правила посадки моркови и свѐклы. • Представление об органических удобрениях. • Как готовить навоз • Основные полевые культуры. • Строение столовых корнеплодов. • Выращивание гороха и фасоли. • Работы в зимнем и весеннем саду. 2. По животноводству: Породы кроликов и их разведение.. Достаточный уровень Обучающиеся получат возможность: Работать с лопатой. Выращивать картофель. Распознавать виды органических удобрений. Ухаживать за кроликами Распознавать овощи. Распознавать виды полевых культур. Распознавать стандартность столовых корнеплодов. Выращивать свеклу и морковь. Выращивать горох и фасоль. Предметные результаты освоения учебного предмета 6 класс Минимальный уровень Обучающиеся узнают: 1. По растениеводству: • Как убирать картофель. • Обработку почвы. • Как готовить почву под посадку чеснока. • Осенний уход за ягодными кустарниками. • Правила посадки чеснока. • Представление об органических удобрениях. • Как готовить навоз • Основные полевые культуры. • Строение столовых корнеплодов. • Выращивание семян лука и корнеплодов. • Выращивание лука-севка и репчатого лука. 2. По животноводству: • Виды домашней птицы и еѐ содержание. • Мясные породы коз и овец. • Содержание овец и коз зимой. • Корма для овец и коз Достаточный уровень Обучающиеся получат возможность: работать с лопатой. Выращивать чеснок. Распознавать виды органических удобрений. Распознавать разные породы коз. Ухаживать за овцами и козами. Распознавать овощи. Распознавать виды полевых культур. Распознавать стандартность столовых корнеплодов. Выращивать свеклу и морковь. Распознавать виды лука. Выращивать лук. 5 Предметные результаты освоения учебного предмета 7 класс Минимальный уровень Обучающиеся узнают: 1. По растениеводству: • Сроки уборки и способы хранения репчатого лука и лука-севка • Признаки созревания семенных зонтов у моркови и соплодий свеклы • Сроки уборки столовых корнеплодов, хранение и учѐт урожая • Ягодные кустарники в данной местности • Уход за ягодными кустарниками • Состав земляной смеси для парников и теплиц • Как готовят парник к зиме • Минеральные удобрения, виды, характеристика • Основные плодовые деревья средней полосы России • Как готовят навоз для парника • Особенности капусты, еѐ строение и сорта • Посев семян капусты • Как выращивать рассаду капусты • Виды зелѐных овощей, внешнее строение и особенности • Выращивание овощей и редиса • Высадка капусты в открытый грунт • Как выращивают редис для получения семян По животноводству: • О видах свиней • Содержание свиней в коллективных хозяйствах • Корма для свиней • Как убирать свинарник Достаточный уровень Обучающиеся получат возможность: Хранить овощи Составлять земляные смеси Работать в парнике Распознавать виды свиней Ухаживать за свиньями Распознавать виды кормов для свиней Уметь вести подсчѐт количества зерна и кормов для суточного кормления группы откормочных свиней Распознавать виды минеральных удобрений Распознавать виды плодовых деревьев, плодовой и листовой почки Размечать маркером Выращивать капусту Пикировать рассаду Выращивать редис, салат, петрушку и укроп Предметные результаты освоения учебного предмета 8 класс Минимальный уровень Обучающиеся узнают: • Сроки уборки семенников. • Сроки уборки капусты ранних и поздних сортов, хранение. • Продолжительность жизни и урожайность ягодного кустарника. • Способы размножения малины и смородины. • Уход за молодым садом. • Значение парника и теплицы в овощеводстве. • Выращивание рассады томатов. • Выращивание кочанного салата. • Сроки посадки ягодных кустарников. • Сроки высадки рассады в грунт. • Стойловое содержание коровы. 6 • Виды кормов. • Рационы кормления животных. • Правила ручного доения. • Правила ухода за молочной посудой. • Правила ухода за коровами. Достаточный уровень Обучающиеся получат возможность: Срезать засохшие стебли редиса и укропа под корень. Обмолачивать и чистить семена. Отбирать кочаны капусты на переработку и хранение. Выращивать малину и смородину. Вырезать сухие ветки плодовых деревьев. Перекапывать приствольные круги. Готовить весеннюю теплицу к работе. Выращивать рассаду помидоров. Выращивать зеленные культуры. Ухаживать за черенками ягодных культур. Высаживать рассаду в открытый грунт. Выращивать огурцы. Распознавать стати коров. Ухаживать за коровой. Распознавать, готовить и раздавать корма. Отмерять суточную норму кормов на одного животного. Предметные результаты освоения учебного предмета 9 класс Минимальный уровень Обучающиеся узнают: признаки поражения томатов фитофторой; дозрелые и недозрелые плоды, дозревание и переработка; внешний вид огурцов-семенников; состояние посадок молодых плодов деревьев; сорта и гибриды огурцов; сроки посева семян огурцов для получения хорошего урожая; формирование кроны молодого дерева; виды весенних теплиц; выращивание огурцов под пленочным покрытием; основные правила производственной санитарии на ферме; возраст разделения молодняка и содержание молодняка; признаки близкого отела коровы; уход за телятами (кормление, уход за посудой); механизацию доения коров; устройство и работу доильного аппарата. Достаточный уровень Обучающиеся получат возможность: выбирать семена из плодов томата; извлекать семена из семенных камер огурцов; заменять погибшие молодые деревья новыми саженцами; готовить материал для подвязки стволов саженцев и подвязывать их; готовить земляную смесь для посадки рассады; сажать семена и наблюдать за их всходами; обрезать и укорачивать ветки плодовых деревьев; выращивать огурцы под пленочным покрытием; готовить почву к высадки рассады в открытый грунт; убирать помещения где находиться молодняк; 7 разбирать и собирать доильный аппарат; кормить коров и телят; составлять рационы кормления 4. Содержание учебного предмета. 5 КЛАСС Сельскохозяйственный труд Теоретические сведения. Значение сельскохозяйственного труда и жизни людей. Виды работ, продукция и оплата труда в ближайших коллективных и фермерских хозяйствах. Использование сельхозпродукции. Подсобное сельское хозяйство школы. Виды производимой в нем продукции и ее использование. Осенние сельскохозяйственные работы Теоретические сведения. Цель заготовки овощей и картофеля. Значение современной уборки овощей и картофеля. Правила уборки овощей и картофеля. Правила безопасности при работе сельхозинвентарем. Цель уборки ботвы картофеля, помидоров, остатков кочерыг капусты и других послеурожайных остатков с поля. Грабли: назначение, устройство, рабочая поза .Виды деревьев и кустарников, ветви которых могут служить кормом для кроликов. Кролики Теоретические сведения. Кролики- домашние животные. Разведение кроликов в домашних и школьных условиях. Продукция кролиководства и ее значение. Породы кроликов, разводимых в местных условиях. Устройство крольчатника в домашних и школьных условиях. Клетки для кроликов: устройство, расположение в крольчатнике. Клетки для самцов, самок и молодняка. Подсобное помещение для хранения корма. Подготовка корма к потреблению. Ручной инвентарь для ухода за кроликами: виды (скребки, мотыжки на коротких ручках, совки, лопаты, метла и веники), назначение. Приемы работы Корма для кроликов: виды (сено, веточный корм, зерно, морковь, кормовая свекла, картофель, кабачки и тыквы, качество подготовка, повышение питательности в процессе подготовки к скармливанию, хранение) Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями Теоретические сведения. Вред, который наносит грызуны плодовым деревьям. Меры в конце зимы и начале весны против грызунов плодовых деревьев. Горох. Фасоль. Теоретические сведения. Всхожесть семян. Проверка семян на всхожесть как необходимая подготовка к их посеву. Оборудование для проверки всхожести семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Картофель Теоретические сведения. Строение растения картофеля и клубней. Состав клубня картофеля. Условия, необходимые для получения хорошего урожая картофеля. Требования к клубням, предназначенным для посадки. Признаки здоровых и больных клубней. Признаки и размеры семенных клубней. Цветочные растения Теоретические сведения .Цветочно-декоративные культуры и их значение; однолетние и многолетние цветочно-декоративные растения; ноготки – однолетние цветочное растение; сбор семян однолетних цветочных растений; инвентарь и приспособления для сбора семян и их хранение; сроки проведения работы, инвентарь, способы уборки засохших стеблей и листьев цветочных растений. 6 класс Введение. Отрасли сельского хозяйства. Значение растениеводства и животноводства в жизни людей. Уборка картофеля. Сроки уборки картофеля. Способы уборки картофеля. Особенности уборки клубней при поражении картофеля фитофторозом. Хранение картофеля. Правила безопасной работы при уборке картофеля. Правила безопасной работы при закладке клубней на хранение. Практическая работа «Уборка картофеля и закладка клубней на хранение». Почва и еѐ обработка. Почва. Охрана почвы. Состав почвы. Удобрение почвы. Песчаная и глинистая почвы. Обработка почвы. Виды обработки почвы. Обработка почвы вручную. Требования к качеству перекапывания. Правила перекапывания почвы лопатой. Правила безопасной работы лопатой. Практические работы «Сравнение способности песчаной и глинистой почв пропускать воду», «Обработка почвы с помощью лопаты». 8 Чеснок. Строение растения чеснока. Особенности растения чеснока. Значение чеснока. Сроки и способы посадки. Практические работы «Подготовка почвы под осеннюю посадку чеснока», «Подготовка к посадке и разметка посадочных рядков», «Посадка чеснока». Осенний уход за ягодными кустарниками. Ягодные кустарники. Осенний уход за смородиной. Осенний уход за крыжовником. Осенний уход за малиной. Уход за ягодными кустарниками в осеннее время. Практическая работа «Уход за ягодными кустарниками в осеннее время». Домашняя птица. Значение домашней птицы. Особенности домашней птицы. Куры. Внешний вид гусей и уток. Особенности гусей. Особенности уток. Внешний вид индеек. Особенности индеек. Вольное содержание птицы. Выгульное содержание домашней птицы. Уборка выгульного двора. Безвыгульное содержание птицы. Птицеводческие хозяйства. Напольное содержание домашней птицы. Клеточное содержание кур. Кормление кур. Птичники для вольного содержания птицы. Птичники с выгульной площадкой. Оборудование птичника. Ручной инвентарь для уборки птичника. Уборка помещения птичника. Удобрения. Понятие об удобрениях. Виды удобрений. Виды органических удобрений. Значение органических удобрений. Навоз. Торф. Птичий помѐт. Компост. Заготовка органических удобрений. Правила безопасной работы при заготовке органических удобрений. Хранение навоза. Устройство навозохранилища. Хранение птичьего помѐта. Овцы и козы. Значение овец и коз. Особенности овец и коз. Внешний вид овец. Особенности овец. Тонкорунные породы овец. Полутонкорунные породы овец. Грубошѐрстные породы овец. Внешний вид коз. Особенности коз. Шѐрстные породы коз. Молочные породы коз. Стойлово – пастбищное содержание овец и коз. Помещения для содержания овец и коз. Оборудование помещения для овец и коз. Уход за овцами и козами в зимнее время. Уборка выгульного двора овчарни в зимнее время. Содержание молочных коз. Грубые корма для овец и коз. Сочные корма для овец и коз. Зерновые корма для овец и коз. Подготовка кормов к скармливанию. Правила раздачи кормов при кормлении овец и коз. Кормление овец и коз в зимнее время. Кормление ягнят и козлят. Кормление молочных коз. Сроки стрижки овец. Способы стрижки овец. Обработка шерсти. Сроки чѐски. Способы чѐски. Обработка пуха. Полевые культуры. Группы полевых культур. Пшеница и рожь. Кукуруза. Кормовые корнеплоды. Кормовые бахчевые культуры. Кормовые травы. Технические культура - подсолнечник. Сахарная свѐкла. Лѐн. Овощные культуры. Группы овощных культур. Капуста кочанная. Капуста цветная. Капуста кольраби. Капуста брокколи. Огурец. Томат. Перец и баклажан. Укроп. Петрушка. Салат. Столовые корнеплоды. Строение растения моркови. Некоторые особенности растения. Значение столовой моркови. Подготовка почвы и внесение удобрений для посева семян столовой моркови. Сроки и способы посева столовой моркови. Уход за посевами столовой моркови. Разрушение почвенной корки. Прополка. Прореживание. Подкормка. Рыхление. Строение растения свѐклы. Некоторые особенности растения. Значение столовой свѐклы. Подготовка почвы и внесение удобрений для посева семян столовой свѐклы. Сроки и способы посева. Уход за посевами столовой свѐклы. Прополка и рыхление. Прореживание. Выращивание и хранение маточников. Высадка маточников столовых корнеплодов. Уход за семенниками столовой моркови и столовой свѐклы. Уборка семенников. Луковичные овощные растения. Лук репчатый. Выращивание семян лука репчатого. Выращивание лука – севка. Выращивание лука – репки. Практические работы «Подготовка почвы и посев семян столовой моркови», «Подготовка почвы и посев семян столовой свѐклы», «Выращивание лука – севка», «Выращивание лука – репки», «Высадка маточных луковиц». Цветочные растения. Многолетние цветочные растения. Зимующие многолетники. Флокс. Ирис (касатик). Мускари. Выращивание зимующих многолетников. Практические работы «Весенний уход за зимующими многолетниками», «Пересадка флоксов», «Пересадка ирисов». 9 7 класс Растениеводство. Уборка урожая. Уборка семенников репчатого лука, свѐклы, моркови. Признаки дозревания семенных зонтиков. Уборка семенников столовой свѐклы, моркови, лука. Уборка репчатого лука и лука–севка. Признаки полной просушки лука. Сроки уборки. Способы хранения. Выборка лука из рядков, раскладка для просушки. Выборка лука-толстошея для первоочередного использования. Уборка, сортировка, хранение столовых корнеплодов и учѐт урожая. Подкапывание корнеплодов моркови.. Отбор нестандартных корней моркови. Обрезка ботвы свѐклы при помощи режущих предметов. Скармливание ботвы животным. Ягодные кустарники и плодовые деревья. Сведения о ягодных кустарниках. Виды. Строение ягодного куста. Особенности плодоношения смородины, крыжовника, малины. Обрезка засохших ветвей и отплодоносивших стеблей малины. Удаление их из сада. Вредители и болезни ягодных кустарников. Вскапывание почвы вокруг кустарников. Основные плодовые деревья средней полосы России. Строение плодового дерева. Яблоня. Рост, развитие, плодоношение. Груша, слива, вишня. Размножение дерева. Косточковые и семечковые плодовые деревья, разница в их размножении. Сорта размножение плодовых деревьев. Безлистный сад плодовых деревьев. Определение плодового дерева. Минеральные удобрения. Виды удобрений. Виды минеральных удобрений. Элементы питания в минеральных удобрениях. Хранение, смешивание минеральных удобрений. Наиболее распространѐнные минеральные удобрения. Простые, комплексные. Растворимость мин. удобрений в воде. Цвет. Распознавание минеральных удобрений. Внесение минеральных удобрений в почву. Парники и теплицы. Сведения о защищѐнном грунте. Виды парников, обустройство. Виды теплиц. Основное назначение теплиц. Подготовка парников к зиме. Почвенные смеси. Заготовка почвенной смеси, навоза на месте старого навозохранилища (дерновой почвы) для парников и посевных ящиков, доставка к месту хранения, укладка. Набивка парника навозом. Подвоз, укладка навоза, добавка после осаждения, укрытие рамами, наблюдение за температурой. Овощные культуры: капуста, зелѐные овощи. Сведения о капустных овощных растениях. Пищевая ценность капусты. Особенности, строения (1,2 год). Наиболее распространѐнные сорта и гибриды капусты. Выращивание капусты. Рассадный и безрассадный способ выращивания. Выращивание рассады. Сроки посева капусты ранних, средних и поздних сортов. Подготовка и полив земляной смеси. Пролив раствором марганца, разметка и закладка семян, укрытие плѐнкой, установка в тѐплое место. Условия выращивания здоровой рассады. Пикировка рассады в парник. Полив, притенение, подкормка. Выращивание рассады в открытом грунте. Сроки высадки рассады в открытый грунт. Требования к высадке. Вредители и болезни капусты, меры борьбы с ними. Подготовка почвы, подкормка, полив, высадка рассады в лунки, рыхление. Сведения о зелѐных овощных растениях. (Салат, горчица, укроп, петрушка, редис). Сроки посева зелѐных. Внешнее строение и особенности зелѐных овощей. Практическая работа. Подготовка почвы под зелѐные культуры. Разбивка гряд, разметка рядков. Посев. Получение семян редиса в год посева. Выращивание редиса специально для семенников. Строение и особенности укропа и петрушки. Выращивание. .Посадка, полив, рыхление, уход за укропом и петрушкой. Животноводство. Домашние животные. Свиноводческая ферма. Свинья как домашнее животное. Особенности внешнего строения. Породы свиней. Разведение свиней в коллективных и фермерских хозяйствах. Оборудование. Содержание свиней. Содержание свиней на промышленной свиноводческой ферме. Устройство станка для содержания свиней. Помещение для приготовления кормов. Санитарно-гигиенические правила для работающих на свиноферме. Болезни свиней и их предупреждение. Корма для свиней. Виды кормов. Витаминные и минеральные подкормки. Зерновые корма, сочные, отходы. Подготовка кормов к скармливанию. Нормы и рацион кормления. Зависимость их от групповой принадлежности и возраста свиней. Кормление свиноматки. Виды свиноматок. 10 8 класс. Охрана труда. Специальная одежда. Уборка урожая. Уборка семенников редиса и укропа. Сроки уборки семенников. Дозревание семян. Условия хранения. Выращивание картофеля, томатов, огурцов, капусты. Уборка картофеля, томатов. Способы уборки капусты. Переработка капусты и зимнее хранение кочанов. Уборка капусты. Отбор кочанов на первоочередное потребление и переработку. Сроки уборки капусты ранних и поздних сортов. Малина и смородина. Продолжительность жизни и урожайность ягод кустарника. Размножение смородины отводками и черенками, малины корневыми отпрысками. Сроки и способы посадки малины и смородины. Крупный рогатый скот. Виды крупного рогатого скота (коровы, быки производители, молодняк разного возраста). Внешнее строение коровы и некоторые особенности крупного рогатого скота. Определение основных статей коровы. Молочно-товарная ферма. Коровник как основное помещение фермы. Оборудование коровника. Способы удаления навоза. Поение животных. Раздача кормов. Постройки и сооружения для содержания коров в индивидуальных фермерских хозяйствах. Меры безопасности при уходе за крупным рогатым скотом. Правила безопасности при уборке стойл, проходов кормушек, раздаче корма, выпуске животных на выгульный двор или пастбище, работе с инструментами. Уход за коровами зимой. Корма для коровы. Виды и характеристика корма для коровы (грубые, сочные, концентрированные, зерновые, отходы технического производства, комбикорма). Распознание видов корма для коров. Подготовка кормов к скармливанию корове. Корма, даваемые без обработки. Грубые, сочные и концентрированные корма, требующие обработки. Запаривание кормов. Дойный и сухостойный периоды в жизни коровы. Сухостой (запуск) коровы. Особенности кормления сухостойной, новотельной, дойной коровы. Ручное доение и учет надоя молока. Строение вымени коровы. Формы сосков. Режим доения. Правила ручного доения. Додаивание и массаж вымени. Скорость доения. Посуда для молока. Подготовка коровы к доению. Первичная обработка молока и уход за молочной посудой. Моющие средства для ухода за молочной посудой. Правила мойки и сушки молочной посуды. Процеживание молока. Охлаждение молока. 9 класс. Введение. Вводный инструктаж. Правила техники безопасности при сельскохозяйственных работах Сельскохозяйственный труд (осенние работы на пришкольном участке) «Овощеводство», «Уборка урожая» Уборка томата. Особенности уборки томатов при поражении фитофторозом. Практическая работа «Уборка томата и учет урожая». Получение семян томата. Уборка плодов для получения семян. Выделение семян из плодов томата. Практическая работа «Выделение семян из плодов томата» Получение семян огурца. Уборка семенников огурца. Получение семян огурца. Выделение семян из семенников огурца. Практическая работа «Уборка семенников огурца». Практическая работа «Выделение семян из семенников огурца». «Выращивание огурца в защищенном грунте». Сорта и гибриды огурца для защищенного грунта. Выращивание огурца в зимних теплицах: выращивание рассады. высадка рассады. Выращивание огурца в зимних теплицах: уход за растениями, уборка урожая. Малообъемная технология выращивания огурца в зимних теплицах. Весенние теплицы и их подготовка к новому сезону. Выращивание рассады огурца для весенних теплиц: подготовка почвенной смеси, посев семян. Практическая работа: «Выращивание рассады огурца для весенней теплицы». Выращивание рассады огурца для весенних теплиц: уход за рассадой. Выращивание огурца в весенних теплицах: подготовка почвы, высадка рассады. Выращивание огурца в весенних теплицах: уход за растениями, уборка урожая. Вредители и болезни растений огурца в защищѐнном грунте: виды вредителей и меры борьбы с ними. Практическая работа «Выращивание огурца в весенней теплице». Выращивание огурца под пленочными укрытиями: виды укрытий, 11 подготовка почвы. Выращивание огурца под пленочными укрытиями: посев семян, уход за растениями, уборка урожая. Практическая работа «Выращивание огурца в весенней теплице». Уход за молодым садом. Проверка состояния молодых посадок плодовых деревьев Практическая работа: замена погибших молодых деревьев новыми саженцами и подсыпка почвы в приствольный круг при оголении корневой шейки молодых деревьев. Уход за молодым неплодоносящим садом: обработка почвы. внесение удобрений. Уход за молодым неплодоносящим садом: полив. Практическая работа «Обработка почвы в приствольных кругах и полив молодых деревьев». Подготовка молодого сада к зиме. Практическая работа: обвязка штамбов молодых плодовых деревьев толем. Обрезка плодовых деревьев: способы обрезки. Обрезка плодовых деревьев: время обрезки, инструменты для обрезки. Формирование кроны молодого плодового дерева. Практическая работа «Обрезка ветвей молодого плодового дерева на почку». «Производственная санитария на молочной ферме». Зоогигиенические требования к условиям содержания коров в помещении. Правила производственной санитарии. Личная гигиена работников молочной фермы. Обобщение изученного по теме «Производственная санитария на молочной ферме». «Раздой новотельных коров» Содержание и кормление коров перед отелом и в первые дни после отела. Содержание и кормление новотельных коров при раздое. «Выращивание телят и молодняка крупного рогатого скота» Выращивание телят в профилакторный период. Выращивание телят в молочный период. Кормление телят в молочный период. Практическая работа «Приготовление овсяного киселя для вскармливания телятам». Желудочно-кишечные заболевания у телят в молочный период. Выращивание телок для ремонта стада. Откорм молодняка крупного рогатого скота: сведения об откорме, содержание бычков на откорме. Откорм молодняка крупного рогатого скота: кормление бычков, уход за бычками «Механизация доения коров» Сведения о доильных установках: устройство и принцип действия доильного аппарата. Сведения о доильных установках: стационарные и передвижные доильные установки. Устройство и принцип действия доильного аппарата. Машинное доение коров со сбором молока в доильное ведро. Машинное доение коров двумя доильными аппаратами. Доильные аппараты с автоматическим управлением режимом доения. Доильные автоматизированные установки «Пастбищное содержание крупного рогатого скота» Сведения о пастбищах. Кормовые травы пастбищ: природные пастбища. Кормовые травы пастбищ: культурные пастбища. Ядовитые травы пастбищ. Пастьба коров. Способы пастьбы. Пастьба телят «Лошади» Значение лошадей. Особенности лошадей. Породы лошадей. Содержание и уход за рабочими лошадьми. Кормление рабочих лошадей. Одноконная упряжь. Уход за сбруей 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 5 класс № Тема Сельскохозяйственный труд. Осенние сельскохозяйственные работы. Кол ичес тво часо в 9 Кролики. 14 Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями. Горох. 5 8 Основные виды учебной деятельности обучающихся Знать сроки уборки. Уметь убирать и сортировать овощи, работать граблями Знать особенности разведения домашних животных (кроликов), условия содержания и кормления. Уметь распознавать породы кроликов, ухаживать за ними, распознавать зерновые корма. Уметь ухаживать за плодовыми деревьями зимой и весной. Уметь выращивать овощные культуры, распространѐнные в местных условиях. 12 Фасоль. 6 Картофель. 9 Цветочные растения. 17 Итого 68 Уметь выращивать овощные культуры, распространѐнные в местных условиях. Уметь выращивать овощные культуры, распространѐнные в местных условиях. Знать виды цветочных растений. уметь ухаживать за комнатными и однолетними растениями. 6 класс № Кол ичес тво часо в 4 Тема Уборка картофеля. Почва и еѐ обработка. Чеснок. Осенний уход кустарниками. 5 5 за ягодными 5 Домашняя птица. 7 Удобрения. 5 Овцы и козы. 7 Полевые культуры. 10 Овощные культуры. 10 Цветочные растения. Итого 10 68 Основные виды учебной деятельности обучающихся Знакомство с видами сельскохозяйственных работ осенью: уборка картофеля. Уметь выращивать изученные растения, знать сроки уборки и уметь убирать осенью, уметь обрабатывать почву лопатой. Уметь обрабатывать почву лопатой. Знакомство с видами сельскохозяйственных работ осенью: уборка чеснока. Уметь выращивать изученные растения, знать сроки уборки и уметь убирать осенью, уметь обрабатывать почву лопатой. Знакомство с видами сельскохозяйственных работ осенью: уборка ягодных кустарников. Уметь выращивать изученные растения, знать сроки уборки и уметь убирать осенью, уметь обрабатывать почву лопатой. Уметь ухаживать за домашними птицами, уметь кормить, делать уборку в птичнике. Уметь заготовлять, компостировать навоз, птичий помѐт, хранить. Знать особенности разведения домашних животных (коз, овец), условия содержания и кормления. Знать особенности полевых культур, распространѐнных в местных условиях, возделывание. Уметь выращивать овощные культуры, распространѐнные в местных условиях. Уметь выращивать многолетние цветочные культуры. 7 класс № Тема Уборка урожая Ягодные кустарники и уход за ними Основные плодовые деревья Минеральные удобрения Кол ичес тво часо в 10 4 4 7 Основные виды учебной деятельности обучающихся Уметь выращивать изученные растения, знать сроки уборки и уметь убирать осенью, хранить, уметь обрабатывать почву лопатой. Уметь ухаживать за ягодными кустарниками Уметь ухаживать за плодовыми деревьями. Уметь хранить, смешивать, вносить минеральные 13 Парники и теплицы 8 Капуста Зеленные овощи Свиноводческая ферма 8 8 9 Выращивание и посадка рассады Итого 10 68 удобрения в почву, правила безопасности при работе. Уметь изготавливать парник, ставить теплицы, изготавливать почвенные смеси, готовить парники к зиме. Уметь выращивать капусту. Уметь выращивать зелѐные овощи Знать особенности разведения свиней и свиноматок, условия содержания и кормления. Уметь выращивать рассаду 8 класс № Тема Овощеводство Коли честв о часов 35 Животноводство 33 Итого 68 Основные виды учебной деятельности обучающихся Обучающийся умеет выращивать изученные растения, знает сроки уборки и умеет убирать осенью, хранить, умеет обрабатывать почву лопатой. Умеет ухаживать за кустарниками и плодовыми деревьями. Знает особенности разведения КРС, условия содержания и кормления, доения коров, правила и гигиену обработки молока. 9 класс № Тема Овощеводство Коли честв о часов 31 Садоводство 13 Животноводство 55 Итого 99 Основные виды учебной деятельности обучающихся Обучающийся умеет выращивать изученные растения, знает сроки уборки и умеет убирать осенью, хранить, умеет обрабатывать почву лопатой, умеет собирать семена огурцов, томатов. Сушить их, хранить. Знает правила охраны труда. Умеет ухаживать за кустарниками и плодовыми деревьями, молодыми растениями. Знает особенности разведения КРС, условия содержания и кормления, доения коров, телят, новотельных коров, правила и гигиену обработки молока. 7. Учебно-методическое обеспечение Учебник Е.А.Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 5 класс Москва, Просвещение,. Учебник Е.И.Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 5 класс, Москва, Просвещение,. Учебник Е.И.Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 6 класс, Москва, Просвещение, Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 7 класс, Москва «Просвещение» Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 8 класс, Москва «Просвещение». Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 9 класс, Москва «Просвещение» Советы по защите растений. В.А. Ридер, Воронеж Большая книга по цветоводству. Г.К. Тавлиновой, М.: ОНИКС Естествознание. В.И. Сивоглазов, М.: Просвещение Журнал «Приусадебное хозяйство». ИД «Сельская новь» Внеклассная работа. Н.А. Касаткина. 3-8 классы – Волгоград: Учитель 14