Музыка

Приложение к Адаптированной основной
общеобразовательной
программе
обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные
нарушения) МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф.
Иванова

Программа
учебного предмета
«Музыка»
5-7 классы

Программа
учебного предмета «Музыка»
5 класс

Оглавление
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Пояснительная записка
с.3
Общая характеристика учебного предмета
с.3
Описание места учебного предмета в учебном плане
с.4
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета с.4
Содержание учебного предмета
с.4
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
с.6
Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
с.8

1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
«Музыка» 5 класс разработана на основе программы «Музыка» 5-8 классы, авторы Е.Д. Критская, Г.П.,
Сергеева, Т.С. Шмагина.
Программа адаптирована для обучения детей
с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Текущий контроль уровня
знаний учащихся проводится в форме контрольных работ.
Результатами промежуточной аттестации считаются годовые отметки по предмету (пункт 3.3
Положения о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их
успеваемости в МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова»).
Цель общего музыкального образования и воспитания – формирование средствами музыки
гармоничной социально - адаптированной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями,
обогащение музыкальных впечатлений детей, развитие музыкальности учащихся.
Задачи:
 накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного
опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными
исполнительскими умениями);
 приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального
искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, самостоятельной
музыкальной деятельности;
 развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;
 развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной
деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально- познавательные процессы, музыкальная
память, эмоциональные переживания, чувство ритма и др.);
 обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи,
обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм,
гордость за отечественную музыкальную культуру).
Форма организации учебного процесса – урок.

2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его
творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру
музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного
творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и
целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности
помогает учащимся приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды
исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное
инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и
сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают
ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения
обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение
первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее
образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде
всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной
отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения,
художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства
коллективизма.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Изучение учебного предмета «Музыка» осуществляется в 5-7 классах из расчета 1 ч в неделю (по
34 часа в год).

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:






развитие музыкального слуха, вокально-хоровые навыки;
развитие речи на основе практической деятельности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
развитие любознательности и формирование интереса к изучению предмета «Музыка»;
развитие эстетических представлений, слухового внимания, чувства ритма, понимания содержания
песен на основе характера мелодии, эмоциональное исполнение песен и восприятие музыкальных
произведений;

Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- усвоение минимальных знаний по теории музыки;
- определение содержания знакомых музыкальных произведений;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических
оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в
конце и в середине слов;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые,
грустные и спокойные);
- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без
него;
- представления обо всех музыкальных инструментах и их звучании;
- сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом
средств музыкальной выразительности;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пианотихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний,
высокий) и др.
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.

5. Содержание учебного предмета
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как
вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире:
традиции и инновации». Содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с
курсом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое
воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и
театральная; вокально-инструментальная и камерно - инструментальная.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их
традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство
исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных
образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Воздействие музыки на
человека, еѐ роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной
красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка.
Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие.
Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник
непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трѐхчастные,
вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и
художественной формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере
произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная
музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII
вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты,
специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть
общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие,
образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество
(характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народнопесенные истоки русского
профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего
региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., еѐ стилевое многообразие
(импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов
академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня,
электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка.
Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители,
ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a
capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный,
академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные.
Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.
5 класс.
Раздел 1. Музыка и литература.
Что роднит музыку с литературой. Звучащие картины. Фольклор в музыке русских композиторов.
Что за прелесть эти сказки. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни.
Раскрываются следующие содержательные линии: Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные
особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная,
старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств.
Всю жизнь мою несу родину в душе... Звучащие картины.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь... Первое
путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. Второе путешествие в музыкальный театр.
Балет. Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик». Музыка в театре, кино, на телевидении. Третье
путешествие в музыкальный театр. Мир композитора. Раскрываются следующие содержательные линии:
Симфония-действо. Кантата. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр.
Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста; флейта. Колокольность. Жанры фортепианной
музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы развития в музыке. Контраст интонаций.
Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы. Музыкальный и
литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы). Балет. Либретто. Образ танца.
Симфоническое развитие. Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и
литературные жанры.
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным
искусством. Небесное и земное в звуках и красках. Звать через прошлое к настоящему. Музыкальная
живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в
музыке и изобразительном искусстве. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в
искусстве. Раскрываются следующие содержательные действие музыки с изобразительным искусством.
Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение a capella. Солист. Орган. Исторические события,

картины природы, характеры, портреты людей в различных видах искусства. Кантата. Триптих.
Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность
и изобразительность. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццосопрано). Образ музыки
разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия.
Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок. Квинтет. Прелюдия.
Сюита. Фреска, орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр. Концертная симфония.
Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация. Роль дирижера в прочтении
музыкального сочинения. Группы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижеры.
Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка. Застывшая музыка. Содружество
муз в храме. Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и
живописи. О подвигах, о доблести, о славе. В каждой мимолетности вижу я миры... Мир композитора. С
веком наравне. Раскрываются следующие содержательные линии: Органная музыка. Хор a capella
Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
Композиция. Форма. Музыкальная живопись. Живописная музыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра.
Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые ритмы. Язык искусства.
Жанры музыкального и изобразительного искусства.

6. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
5 класс (34 ч.)
Тема (раздел)
Музыка и
литература

Количество
часов
17 ч.

Содержание учебного материала
1. Что роднит музыку с
литературой.
2. Вокальная музыка.
3. Фольклор в музыке русских
композиторов.
4. Жанр вокальной и
инструментальной музыки.
5. Вторая жизнь песни: «Всю
жизнь мою несу родину в
душе…».
6. Писатели и поэты о музыке и
музыкантах.
7. Первое путешествие в
музыкальный театр. Опера.
8. Опера- былина Н. А. Римского
- Корсакова «Садко».
9. Второе путешествие в
музыкальный театр. Балет.
10. Музыка в театре, кино, на
телевидении.
11. Третье путешествие в
музыкальный театр. Мюзикл.

Характеристика деятельности
учащихся
Выявлять общность жизненных
истоков и взаимосвязь музыки и
литературы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Исполнять народные песни, песни о
родном
крае
современных
композиторов.
Импровизировать в пении, игре на
элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.
Владеть музыкальными терминами и
понятиями в пределах изучаемой темы.
Размышлять о знакомом музыкальном
произведении,
высказывать
суждение об основной идее, средствах и
формах ее воплощения.
Рассуждать об общности и различии
выразительных средств музыки и
литературы.
Определять
специфику
деятельности композитора, поэта и
писателя.
Определять характерные признаки
музыки и литературы.
Понимать особенности музыкального
воплощения стихотворных текстов.
Определять характерные черты музыкального творчества народов России и
других стран при участии в народных

Музыка и
изобразительн
ое искусство

17 ч

1. Что роднит музыку с
изобразительным искусством.
2. «Небесное и земное» в звуках
и красках.
3. «Звать через прошлое к
настоящему»
4. Музыкальная живопись и
живописная музыка .
5. Колокольные звоны в музыке
и изобразительном искусстве.
6. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве.
7. Волшебная палочка дирижѐра.
8. Образы борьбы и победы в
искусстве.
9. «Застывшая» музыка .
10. Полифония в музыке и
живописи. Музыка на
мольберте.
11. Импрессионизм в музыке и
живописи. «О подвигах,
доблести и славе…»
12. «В каждой мимолѐтности
вижу я миры…» .
13. Мир композитора

играх и обрядах, действах и т.п.
Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей
республики, края, региона и т.п.
Участвовать в коллективной исполнительской
деятельности
(пении,
импровизации, игре на инструментах —
элементарных и электронных).
Передавать
свои
музыкальные
впечатления в устной и письменной
форме.
Делиться
впечатлениями
о
концертах,
спектаклях
и
т.п.
со
сверстниками и родителями.
Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.
Соотносить художественно-образное
содержание музыкального произведения
с формой его воплощения.
Находить
связи
между
художественными образами музыки и
изобразительного искусства.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя
сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и
жанров.
Распознавать
художественный
смысл различных форм построения
музыки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Определять взаимодействие музыки
с другими видами искусства на основе
осознания специфики языка каждого из
них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.).
Владеть музыкальными терминами и
понятиями в пределах изучаемой темы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных произведений.
Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и
зарубежных композиторов.
Различать виды оркестра и группы
музыкальных инструментов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и
изобразительного искусства.

Осуществлять поиск музыкальнообразовательной информации в сети Интернет.
Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Книгопечатная продукция

1. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
2. Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Начальная
школа. В 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение.
3. Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-7 классы» авт.Е.Д. Критская,
Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение.
4. Уроки музыки 5-7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений авт.-сост.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение.
5. Уроки музыки. 5-7 классы. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С.
Шмагина, М. :Просвещение.
6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. в 3ч.Ч.2,
под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой.-М.:Просвещение.
7. Музыка: 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева
Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение.
8. Музыка: 6 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева
Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение.
9. Музыка: 7 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева
Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение.
10. Искусство: Музыка. 8 кл.: учебник Т.И. Науменко, В.В. Алеев. М.: Дрофа.
Печатные пособия

Портреты композиторов.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
 Магнитная доска
 Интерактивная доска
 Мультимедийный проектор
 Компьютер, документ камера.
Музыкальные инструменты
 Пианино
 Клавишный синтезатор
Оборудование класса
 Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
 Стол учительский с тумбой.
 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного
оборудования и пр.
 Настенные доски для вывешивания иллюстративного материал.
Интернет-ресурсы:





Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.
wikipedia.org/wiki
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc music


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».