Изобразительное искусство

Приложение к Адаптированной основной
общеобразовательной программе
обучающихся с ОВЗ ( интеллектуальные
нарушения) МОУ «Мятлевская СОШ им.
А.Ф. Иванова»

ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
5-7 классы

1

Оглавление
1 Пояснительная записка

Стр. 3

2 Общая характеристика учебного предмета

Стр. 3

.
.
3 Описание места учебного предмета в учебном
. плане
4 Личностные и предметные результаты освоения
. учебного предмета.
5 Содержание учебного предмета.
.
6 Тематическое планирование с определением
. основных
видов
учебной
деятельности
обучающихся
7 Описание
материально-технического
. обеспечения образовательной деятельности.

Стр. 4
Стр. 4
Стр. 6
Стр. 8

Стр. 10

2

1. Пояснительная записка.
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 г. № 1599)
При разработке программы учитываются особенности учащихся с задержкой
психического развития: утомление после длительной нагрузки. Основное внимание
обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, на
уменьшение объема теоретических сведений.
Одной из важнейших и актуальных задач коррекционного класса является улучшение
психического
состояния
учащихся,
коррекция
эмоционально-волевой
и
познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа
позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с учащимися
с легкой степенью умственной отсталости.
Цель программы в данном курсе изобразительного искусства сформулирована как
линия развития личности ученика средствами предмета:
– использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства
воздействия на формирование личности ребѐнка, на интеллектуальную,
эмоциональную и двигательную сферы и коррекция недостатков развития
обучающихся с ограниченными возможностями.
В соответствии с этой целью определены задачи:
коррекционно-развивающая:
-корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения
в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки,
устанавливать сходство и различие между предметами;
-развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность
сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании,
планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
-улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и
многократно
повторяющихся
действий
с
применением
разнообразного
изобразительного материала;
образовательная:
-формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков
рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения
применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
-развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое,
высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства,
воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
3

-расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики,
совершенствовать фразовую речь;
воспитательная:
-воспитывать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и
самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.
Результатами промежуточной аттестации считаются годовые отметки по предмету
(пункт 3.3 Положения о проведении промежуточной аттестации учащихся и
осуществлении текущего контроля их успеваемости в МОУ «Мятлевская средняя
общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова»).
Форма организации учебного предмета – урок.
2. Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное
коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при
правильной
их
постановке
оказывают
существенное
воздействие
на
интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют
формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек.
Изобразительное искусство - это прекрасный удивительный мир. Увлечение
искусством, любовь к нему приходят к ребѐнку не сами по себе, к этому должен
заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана
сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему
знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной
деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной
культуры. Данная программа «Изобразительное искусство» создана с учетом
личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и
культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей и направлена
на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации
возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка,
владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих
применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения
изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и
развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также
воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли,
любознательности, формированием умений планировать свою деятельность,
осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение изобразительному искусству носит
практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами,
жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного
общества. В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный
тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы,
почасовую разбивку прохождения учебного материала, количество контрольных и
проверочных работ. Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки
зрения содержания является включение следующих разделов: "Обучение
композиционной деятельности", "Развитие у учащихся умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции, конструкцию”, "Развитие у учащихся
4

восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи",
"Обучение восприятию произведений искусства". Выделение этих направлений
работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при
соблюдении последовательности усложнения учебных задач.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
На
уровне
основного
образования
изучение
учебного
предмета
«Изобразительное искусство» в основной школе изучается в 5-7 классах. Общее число
учебных часов за 3 года обучения 136 часов, из них (5 класс 2 ч в неделю, 68 ч. за год,
6 класс 1 ч. в неделю, 34 ч. за год, 7 класс 1 час в неделю, 34 часа за год)
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, оторые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
Личностные результаты
 осознание себя как гражданина России; формирование чувств гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно
необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и
развивающемся мире;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
5 класс
Минимальный уровень
Обучающиеся узнают:
 отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
 первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном
искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон,
объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в
эстетическом восприятии произведений;
 композиционные приемы и художественные средства, необходимые для
передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
 основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени,
элементы цветоведения;
 особенности местных традиций в резьбе и росписи русских прялок;
5

 основные виды декоративно-прикладного искусства и дизайна;
 ведущие художественные музеи России и мира;
 памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края.
Достаточный уровень
Обучающиеся получат возможность узнать:
 как рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и
натюрморты; доступными графическими или живописными средствами
передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет
натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;
 как изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению
карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции,
объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет
в волейбол и т. д.);
 использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст,
теплый и холодный колорит и др.;
 самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе
изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных.
6 класс
Минимальный уровень
Обучающиеся узнают:
 закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные
закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы,
светотени, элементы цветоведения, композиции;
 различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью и другими
художественными материалами;
 особенности художественных средств различных видов и жанров
изобразительного искусства;
 особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного
костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;
 отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного
искусства прошлого и настоящего времени;
 ведущие художественные музеи России и мира.
Достаточный уровень
Обучающиеся получат возможность:
 видеть цветовое богатство мира и передавать свои впечатления в рисунках;
 выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить
подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки,
эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к
персонажам изображаемого сюжета;
 анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение,
тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные
особенности двух предметов;
 пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т. д. в процессе
рисования с натуры и на темы;
 передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
 применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения,
композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью),
6

добиваться образной передачи действительности;
 разрабатывать эскизы интерьеров, композиции эскизов печатной продукции,
эскизы костюмов.
7 класс
Минимальный уровень
Обучающиеся узнают:
 произведения зарубежного, русского многонационального изобразительного
искусства, памятники старины, народное творчество родного края;
 отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного
искусства;
 систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени,
цветоведения,
композиции;
основные
средства
художественной
выразительности.
Достаточный уровень
Обучающиеся получат возможность:
 видеть прекрасное в предметах и явлениях, в произведениях изобразительного
искусства;
 в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно
проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;
 изображать с натуры, по памяти и представлению отдельные предметы и
натюрморты, человека с передачей его пропорций, конструктивного строения,
пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений,
перспективных сокращений формы, объема;
 определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит,
передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от
наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и
других состояний природы;
5. Содержание учебного предмета.
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир
русской
избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая
роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву.
Тиснение и резьба
по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время
Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке. О чѐм рассказывают нам гербы и эмблемы.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство. Ты сам — мастер. Выставка лучших работ учся.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные
материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные
возможности. Ритм
7

линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет
в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка
изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира —
натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на
плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека — главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и ее
основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в
скульптуре. Графический
портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности
освещения в портрете.
Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном
искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила
построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж — большой мир. Пейзаж
настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике.
Городской пейзаж. Выразительные
Возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Изображение фигуры человека и образ человека
Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры
человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание
красоты человека в европейском
и русском искусстве.
Поэзия повседневности
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина.
Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня
— большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая
тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема
праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая
картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ
истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Зрительские умения и их значение
для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и
направление в изобразительном искусстве. Крупнейшие музеи изобразительного
искусства и их роль в культуре.
Художественно- творческие проекты.
Художник- дизайн-архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и
архитектуры.
Основы композиции в конструктивных искусствах. Прямые линии и организация
пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы:
линии и тоновые пятна. Буква-строка-текст. Искусство шрифта. Когда текст и
8

изображение вместе. Композиционные основы
макетирования в графическом дизайне. В бескрайнем море книг и журналов.
Многообразие форм
графического дизайна
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие
модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность.
Вещь как сочетание
объемов и образ времени. Форма и материал.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город
сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна. Вещь в городе и дома. Интерьер
и вещь в доме. Дизайн пространственно -вещной среды интерьера. Природа и
архитектура. Организация архитектурно – ландшафтного пространства
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное
проектирование.
Мой дом – мой образ жизни Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем. Пугало в огороде, или… под шепот фонтанных струй.
Мода, культура и ты.
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
Тема
№
Древние корни
народного
искусства

1.

Ко
личе
ство
часо
в

8

Связь времен в
народном искусстве
2.

3

8

Декор — человек,
общество, время

11

Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Характеризовать праздник как важное событие.
Участвовать в художественной жизни класса.
Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты,
участвовать в обрядовых действах. Находить общие
черты в разных произведениях народного
(крестьянского) прикладного искусства. Понимать и
объяснять ценность уникального крестьянского
искусства как живой традиции, питающей
живительными соками современное декоративноприкладное искусство
Приобретать элементарные навыки декоративной
росписи и практическое освоение отдельных
элементов,
последовательности
выполнения
росписи, ее цветового строя. Объяснять важность
сохранения
традиционных
художественных
промыслов в современных условиях. Различать и
называть произведения ведущих центров народных
художественных промыслов.
Распознавать зрительный материал по декоративно9

Декоративное
искусство в
современном мире
4

7

Виды
изобразительного
искусства и основы
образного языка
5

9

Мир наших вещей.
Натюрморт

6

7

Вглядываясь в
человека. Портрет
7

8

10

Человек и
пространство.
Пейзаж

8

прикладному искусству. Соотносить костюм, его
образный строй с владельцем. Размышлять и вести
диалог об особенностях художественного языка
классического декоративно- прикладного искусства
и его отличии от искусства народного
(крестьянского).
Ориентироваться в разнообразии современного
декоративно-прикладного искусства, различать по
материалам, технике исполнения художественное
стекло, керамику, ковку, литье,
гобелен и т. д. Называть характерные особенности
современного декоративно-прикладного искусства.
Находить отличия современного декоративноприкладного искусства от традиционного народного
искусства.
Развивать композиционные навыки, чувство ритма,
вкус в работе с художественными материалами.
Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать
пространственные формы. Овладевать навыками
размещения рисунка в листе. Овладевать навыками
работы с графическими материалами в процессе
выполнения творческих заданий. Различать и
называть теплые и холодные оттенки цвета.
Приобретать навыки работы графическими и
живописными материалами в процессе создания
творческой
работы.
Развивать
навык
колористического восприятия художественных
произведений. Узнавать о разных способах
изображения предметов (знаковых, плоских,
символических, объемных и т. д.) в зависимости от
целей художественного изображения. Отрабатывать
навык плоскостного силуэтного изображения
обычных, простых предметов (кухонная утварь).
Знакомиться
с
великими
произведениями
портретного искусства разных эпох. Формировать
представление об истории портрета в русском
искусстве, называть имена нескольких великих
художников-портретистов. Уметь различать виды
портрета (парадный и лирический портрет).
Овладевать первичными навыками изображения
головы человека в процессе творческой работы.
Знать и называть жанры в изобразительном
искусстве. Рассуждать о том, как, изучая историю
изобразительного жанра, мы расширяем рамки
собственных представлений о жизни, свой личный
жизненный опыт. Получать представление о
взаимосвязи реальной действительности и ее
10

Изображение
фигуры человека и
образ человека
9

9

Поэзия
повседневности

10

7

Великие темы
жизни
11

10

Реальность жизни и
художественный
образ
12

Художник- дизайнархитектура.
Искусство
13 композиции основа дизайна и
архитектуры.

8

8

художественного отображения. Узнавать и называть
авторов известных произведений, с которыми
познакомились
в
течение
учебного
года.
Участвовать в беседе по материалу учебного года.
Участвовать в обсуждении творческих работ
учащихся
Овладевать первичными навыками изображения
фигуры
Человека. Получать представление о строении
фигуры человека и
основных пропорциях его тела. Обретать навыки
лепки и работы с пластилином или глиной.
Развивать умение видеть пропорции и соотносить
детали между собой.
Получать представление о развитии бытового
жанра как выражении возрастающего интереса
личности
к
индивидуальности
человека,
уникальности и ценности жизни.
Развивать элементарные изобразительные и
композиционные навыки в процессе работы над
эскизами. Учиться видеть красоту и значительность
в
повседневной
жизни
людей.
Развивать
воображение, учиться фантазировать в процессе
игрового
творчества,
создания
коллажной
композиции на тему карнавала и праздника.
Учиться понимать взаимосвязь исторического и
мифологического жанров в изобразительном
искусстве. Узнавать о значении библейских
сюжетов в истории культуры, определять сюжеты
Священной истории в произведениях искусства.
Участвовать в беседах и дискуссиях о современном
искусстве.
Понимать разницу между реальностью и
художественным образом. Получать представления
об искусстве иллюстрации и творчестве известных
иллюстраторов книг. Узнавать имена крупнейших
художников и их произведения в истории мирового
и русского искусства. Понимать особенности
работы в творческой группе. Формировать навыки
работы с художественными
материалами в работе над собственным замыслом.
Понимать и объяснять, какова роль прямых линий и
цвета в организации пространства. Применять цвет
в графических композициях как акцент. Различать
«архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых
гарнитур. Создавать творческую работу в
материале. Выбирать и использовать различные
11

В мире вещей и
зданий.
14 Художественный
язык
конструктивных
искусств
Город и человек.
Социальное
значение дизайна и
архитектуры в
15 жизни человека.

11

Человек в зеркале
дизайна и
архитектуры. Образ
жизни и
индивидуальное
16 проектирование

7

Итого

8

способы компоновки книжного и журнального
разворота.
Развивать
пространственное
и
творческое
воображение. Понимать и объяснять структуру
различных типов зданий. Создавать элементарные
творческие работы в материале. Осознавать простой
дизайн вещи одновременно как искусство и как
социальное проектирование.
Выполнять в материале творческие работы. Иметь
общее
представление
и
рассказывать
об
особенностях
архитектурно-художественных
стилей разных эпох. Понимать эстетическое и
экологическое взаимное сосуществование природы
и архитектуры. Использовать старые и осваивать
новые приемы работы с бумагой, природными и
нетрадиционными
материалами
в
процессе
макетирования
архитектурно-ландшафтных
объектов.
Осуществлять в собственном архитектурнодизайнерском проекте как реальные, так и
фантазийные представления о своем будущем
жилище. Проявлять знание законов композиции и
умение владеть художественными материалами.
Приобретать общее представление о создании
одежды. Использовать графические навыки и
технологии выполнения коллажа в процессе
создания эскизов молодежных комплектов одежды.

136

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности.
Учебники:
1. «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека», 5 класс О.В. Горяева,
О.В. Островская, М. «Просвещение»
2. «Изобразительное искусство в жизни человека»: 6 класс, Л.А. Неменская, М.
Просвещение
3. « Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.» 7 класс А.С.
Питерских, Г.Е. Гуров; М. Просвещение.
4. «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» 8 класс. А. С.
Питерских М. Просвещение..
Литература для учителя:
1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под
редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений / Б. М. Не-менский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева,
А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М.
2. О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по
12

программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель,
3. коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и
художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение
4. Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок
народного творчества 5. Волгоград: Учитель
6. С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового
восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель
7. О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические
диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель
8. О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и
контрольные тесты– Волгоград: Учитель

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».