Приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с ОВЗ ( интеллектуальные нарушения) МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» 5-7 классы 1 Оглавление 1 Пояснительная записка Стр. 3 2 Общая характеристика учебного предмета Стр. 3 . . 3 Описание места учебного предмета в учебном . плане 4 Личностные и предметные результаты освоения . учебного предмета. 5 Содержание учебного предмета. . 6 Тематическое планирование с определением . основных видов учебной деятельности обучающихся 7 Описание материально-технического . обеспечения образовательной деятельности. Стр. 4 Стр. 4 Стр. 6 Стр. 8 Стр. 10 2 1. Пояснительная записка. Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) При разработке программы учитываются особенности учащихся с задержкой психического развития: утомление после длительной нагрузки. Основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений. Одной из важнейших и актуальных задач коррекционного класса является улучшение психического состояния учащихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с учащимися с легкой степенью умственной отсталости. Цель программы в данном курсе изобразительного искусства сформулирована как линия развития личности ученика средствами предмета: – использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребѐнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями. В соответствии с этой целью определены задачи: коррекционно-развивающая: -корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; -развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка; -улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала; образовательная: -формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности; -развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; -знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна; 3 -расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь; воспитательная: -воспитывать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию. Результатами промежуточной аттестации считаются годовые отметки по предмету (пункт 3.3 Положения о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости в МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова»). Форма организации учебного предмета – урок. 2. Общая характеристика учебного предмета Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Изобразительное искусство - это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребѐнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры. Данная программа «Изобразительное искусство» создана с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей и направлена на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества. В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала, количество контрольных и проверочных работ. Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение следующих разделов: "Обучение композиционной деятельности", "Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию”, "Развитие у учащихся 4 восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений искусства". Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане. На уровне основного образования изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе изучается в 5-7 классах. Общее число учебных часов за 3 года обучения 136 часов, из них (5 класс 2 ч в неделю, 68 ч. за год, 6 класс 1 ч. в неделю, 34 ч. за год, 7 класс 1 час в неделю, 34 часа за год) 4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, оторые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: Личностные результаты осознание себя как гражданина России; формирование чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты 5 класс Минимальный уровень Обучающиеся узнают: отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства; первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений; композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке; основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения; особенности местных традиций в резьбе и росписи русских прялок; 5 основные виды декоративно-прикладного искусства и дизайна; ведущие художественные музеи России и мира; памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края. Достаточный уровень Обучающиеся получат возможность узнать: как рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего; как изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т. д.); использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.; самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных. 6 класс Минимальный уровень Обучающиеся узнают: закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции; различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью и другими художественными материалами; особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства; особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта; отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени; ведущие художественные музеи России и мира. Достаточный уровень Обучающиеся получат возможность: видеть цветовое богатство мира и передавать свои впечатления в рисунках; выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета; анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности двух предметов; пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т. д. в процессе рисования с натуры и на темы; передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте; применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), 6 добиваться образной передачи действительности; разрабатывать эскизы интерьеров, композиции эскизов печатной продукции, эскизы костюмов. 7 класс Минимальный уровень Обучающиеся узнают: произведения зарубежного, русского многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края; отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности. Достаточный уровень Обучающиеся получат возможность: видеть прекрасное в предметах и явлениях, в произведениях изобразительного искусства; в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств; изображать с натуры, по памяти и представлению отдельные предметы и натюрморты, человека с передачей его пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема; определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы; 5. Содержание учебного предмета. Древние корни народного искусства Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Связь времен в народном искусстве Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Декор — человек, общество, время Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чѐм рассказывают нам гербы и эмблемы. Декоративное искусство в современном мире Современное выставочное искусство. Ты сам — мастер. Выставка лучших работ учся. Виды изобразительного искусства и основы образного языка Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок — основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм 7 линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. Мир наших вещей. Натюрморт Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира — натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Вглядываясь в человека. Портрет Образ человека — главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века. Человек и пространство. Пейзаж Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные Возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Изображение фигуры человека и образ человека Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Поэзия повседневности Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). Великие темы жизни Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века. Реальность жизни и художественный образ Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Художественно- творческие проекты. Художник- дизайн-архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры. Основы композиции в конструктивных искусствах. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Буква-строка-текст. Искусство шрифта. Когда текст и 8 изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени. Форма и материал. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра Пути развития современной архитектуры и дизайна. Вещь в городе и дома. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно -вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно – ландшафтного пространства Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. Мой дом – мой образ жизни Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаем. Пугало в огороде, или… под шепот фонтанных струй. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одежке. Автопортрет на каждый день. 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Тема № Древние корни народного искусства 1. Ко личе ство часо в 8 Связь времен в народном искусстве 2. 3 8 Декор — человек, общество, время 11 Основные виды учебной деятельности обучающихся Характеризовать праздник как важное событие. Участвовать в художественной жизни класса. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративноприкладное искусство Приобретать элементарные навыки декоративной росписи и практическое освоение отдельных элементов, последовательности выполнения росписи, ее цветового строя. Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Распознавать зрительный материал по декоративно9 Декоративное искусство в современном мире 4 7 Виды изобразительного искусства и основы образного языка 5 9 Мир наших вещей. Натюрморт 6 7 Вглядываясь в человека. Портрет 7 8 10 Человек и пространство. Пейзаж 8 прикладному искусству. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно- прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Ориентироваться в разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить отличия современного декоративноприкладного искусства от традиционного народного искусства. Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Овладевать навыками размещения рисунка в листе. Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий. Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета. Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы. Развивать навык колористического восприятия художественных произведений. Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь). Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох. Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов. Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет). Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Знать и называть жанры в изобразительном искусстве. Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее 10 Изображение фигуры человека и образ человека 9 9 Поэзия повседневности 10 7 Великие темы жизни 11 10 Реальность жизни и художественный образ 12 Художник- дизайнархитектура. Искусство 13 композиции основа дизайна и архитектуры. 8 8 художественного отображения. Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года. Участвовать в беседе по материалу учебного года. Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся Овладевать первичными навыками изображения фигуры Человека. Получать представление о строении фигуры человека и основных пропорциях его тела. Обретать навыки лепки и работы с пластилином или глиной. Развивать умение видеть пропорции и соотносить детали между собой. Получать представление о развитии бытового жанра как выражении возрастающего интереса личности к индивидуальности человека, уникальности и ценности жизни. Развивать элементарные изобразительные и композиционные навыки в процессе работы над эскизами. Учиться видеть красоту и значительность в повседневной жизни людей. Развивать воображение, учиться фантазировать в процессе игрового творчества, создания коллажной композиции на тему карнавала и праздника. Учиться понимать взаимосвязь исторического и мифологического жанров в изобразительном искусстве. Узнавать о значении библейских сюжетов в истории культуры, определять сюжеты Священной истории в произведениях искусства. Участвовать в беседах и дискуссиях о современном искусстве. Понимать разницу между реальностью и художественным образом. Получать представления об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. Узнавать имена крупнейших художников и их произведения в истории мирового и русского искусства. Понимать особенности работы в творческой группе. Формировать навыки работы с художественными материалами в работе над собственным замыслом. Понимать и объяснять, какова роль прямых линий и цвета в организации пространства. Применять цвет в графических композициях как акцент. Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Создавать творческую работу в материале. Выбирать и использовать различные 11 В мире вещей и зданий. 14 Художественный язык конструктивных искусств Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в 15 жизни человека. 11 Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное 16 проектирование 7 Итого 8 способы компоновки книжного и журнального разворота. Развивать пространственное и творческое воображение. Понимать и объяснять структуру различных типов зданий. Создавать элементарные творческие работы в материале. Осознавать простой дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование. Выполнять в материале творческие работы. Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох. Понимать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры. Использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными и нетрадиционными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов. Осуществлять в собственном архитектурнодизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своем будущем жилище. Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами. Приобретать общее представление о создании одежды. Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных комплектов одежды. 136 7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Учебники: 1. «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека», 5 класс О.В. Горяева, О.В. Островская, М. «Просвещение» 2. «Изобразительное искусство в жизни человека»: 6 класс, Л.А. Неменская, М. Просвещение 3. « Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.» 7 класс А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; М. Просвещение. 4. «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» 8 класс. А. С. Питерских М. Просвещение.. Литература для учителя: 1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Не-менский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М. 2. О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по 12 программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 3. коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение 4. Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества 5. Волгоград: Учитель 6. С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель 7. О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель 8. О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель 13