География

Приложение к Адаптированной основной
общеобразовательной программе для
обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные
нарушения) МОУ «Мятлевская СОШ им.
А.Ф. Иванова»

ПРОГРАММА
учебного предмета
ГЕОГРАФИЯ
5-9 классы

1

Оглавление
1.

Пояснительная записка

Стр.

3

2.

Общая характеристика учебного предмета

Стр.

3

3.

Описание места учебного предмета в учебном плане;

Стр.

4

4.

Личностные и предметные результаты
учебного предмета.
Содержание учебного предмета.

Стр.

5.
6.
7.

освоения Стр. 4

Тематическое планирование с определением основных Стр.
видов учебной деятельности обучающихся
Описание
материально-технического
обеспечения Стр.
образовательной деятельности.

6
12
14

2

Программа
учебного предмета «География» 5-9 классы
1. Пояснительная записка
Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (вариант 1).
Основными целями рабочей программы являются:
- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на
последующих этапах обучения;
- формирование понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и
пространственных представлений;
- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных,
регулятивных, познавательных) средствами предмета;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культур
Основные задачи курса географии,
- дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего
края, России и зарубежных стран,
- показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом
разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
-обучить правилам поведения в природе,
- развивать и корригировать познавательную деятельность: учить анализировать, сравнивать
изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, развивать воображение
обучающихся.
-расширять лексический запас детей.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и
экологического воспитания учащихся.
Результатами промежуточной аттестации считаются годовые отметки по предмету (пункт 3.3
Положения о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их
успеваемости в МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова»).
Форма организации учебного предмета – урок.
2. Общая характеристика учебного предмета.
География как учебный предмет школе имеет большое значение для всестороннего развития
учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков
расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социальноэкономические явления и процессы во взаимосвязи.
Учитывая общие и специальные задачи, программа географии предусматривают повторяемость
материала. Рабочей программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы,
которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания,
полученные на уроках.
Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и
умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблюдательности,
памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
5 класс — «Начальный курс физической географии», 6
класс — «Начальный курс физической
географии», 7 класс — «География России», 8 класс — «География материков и океанов», 9 класс —
«География материков и океанов», «Ваш край».
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
На уровне основного образования изучение учебного предмета «География» в основной школе
изучается в 5-9 классах. Общее число учебных часов за 5 лет обучения 304 часов, из них 34 ч (1 ч в
неделю, 34 учебные недели) в 5 классе, по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели) в 6,7 и 8 классах, 66 ч в
9 классе (2 часа в неделю, 33 учебные недели).
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
• воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя
гражданином России;
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
• совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
3

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
задачей, поставленной учителем;
• развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе проведения географических
экскурсий;
• воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, воспитание навыков безопасного
поведения в природе и в чрезвычайных ситуациях;
• воспитание интернациональных чувств, толерантного отношения к людям других национальностей.
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его
мнению;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
• формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
• формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
формировать представление о богатстве водных ресурсов планеты, воспитывать бережное отношение к
водным ресурсам и полезным ископаемым.
Предметные результаты освоения учебного предмета 5 класс
Минимальный уровень
Обучающиеся узнают:
• названия основных сторон горизонта;
• об основных формах земной поверхности;
• об условных знаках географической карты;
• названия материков и океанов;
• о влиянии Солнца на Землю;
Обучающиеся смогут:
• делать простые схематические зарисовки;
• составлять рассказы об изучаемых географических объектах из предложенных учителем предложений;
• показывать на географической карте объекты, заранее выделенные учителем
Достаточный уровень
Обучающиеся получат возможность узнать:
• что изучает география;
• горизонт, линию и стороны горизонта;
• основные формы земной поверхности;
• отличие плана от рисунка и географической карты;
• основные направления на плане, географической карте;
• условные цвета и основные знаки географической карты;
• распределение суши и воды на Земле;
• материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
• Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
• кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
• различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
• географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;
• названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России».
Предметные результаты освоения учебного предмета 6 класс
Минимальный уровень
Обучающиеся:
• расширят знания об основных сторонах горизонта;
• узнают названия водоемов;
• узнают об основных правилах безопасного поведения в природе;
• узнают об условных цветах и наиболее распространенных условных знаках географической карты;
• углубят знания о материках и океанах;
• значение Солнца для жизни на Земле;
• узнают название нашей страны, ее столицы;
Обучающиеся смогут:
• делать простые схематические зарисовки;
• составлять рассказы об изучаемых географических объектах из предложенных учителем предложений;
• показывать на географической карте объекты, заранее выделенные учителем
Достаточный уровень
Обучающиеся получат возможность узнать:
• что изучает география;
• горизонт, линию и стороны горизонта;
• основные формы земной поверхности;
4

• виды водоемов, их различия;
• меры по охране воды от загрязнения;
• отличие плана от рисунка и географической карты;
• основные направления на плане, географической карте;
• условные цвета и основные знаки географической карты;
• распределение суши и воды на Земле;
• материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
• Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
• кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
• значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос;
• совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);
• развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа
местности;
• различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
• географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;
• названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России».
Обучающиеся смогут:
• определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам
природы;
• выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
• делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
• ориентироваться на географической карте и глобусе;
• читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);
• составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
• показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной
карте
Предметные результаты освоения учебного предмета 7 класс
Минимальный уровень
Обучающиеся узнают:
• название своего государства, его столицы;
• названия природных зон России;
• типичных представителей растительного и животного мира в природной зоне, где проживает
обучающийся;
• основные занятия населения природной зоны, в которой проживает обучающийся;
Достаточный уровень
Обучающиеся получат возможность узнать:
• положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
• пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
• природные зоны России;
• природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
• типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
• хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
• экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России. Правила поведения в
природе:
• названия географических объектов на территории России, указанные в программе.
Обучающиеся смогут:
• показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон
России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами;
• показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в
программе;
Предметные результаты освоения учебного предмета 8 класс
Минимальный уровень
Обучающиеся узнают:
• названия океанов земного шара, их значение;
• названия материков земного шара;
• знать, на каком материке расположена Россия, в европейской или азиатской частях России
расположена местность, в которой живет обучающийся.
Достаточный уровень
Обучающиеся получат возможность узнать:
5

• Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их
хозяйственное значение;
• особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка,
население и особенности размещения;
• названия изученных географических объектов.
Обучающиеся смогут:
• показывать на географической карте океаны, давать им простую характеристику;
• определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;
• давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и картины.
Предметные результаты освоения учебного предмета 9 класс
Минимальный уровень
Обучающиеся узнают:
• Наиболее крупные государства Евразии;
• символику России;
• название своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, правила
поведения в природе;
• медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;
Достаточный уровень
Обучающиеся получат возможность узнать:
• Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;
• Границы, государственный строй и символику России;
• Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и
животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе,
меры безопасности при стихийных бедствиях;
• медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
• Обучающиеся смогут:
• находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
• показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
• находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте
природных зон);
• давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности,
давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
• называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей
области;
• правильно вести себя в природе.
5. Содержание учебного курса «География»
5 класс Начальный курс физической географии
Источники географической информации
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся
географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная
сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут.
Измерение расстояний и определение направлений на местности, и определение направлений на местности
и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты,
градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение
местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные
методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод
изучения географических объектов и процессов.
Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и
движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на
поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под
материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной
6

коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и
вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность
земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные
формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа
территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и
деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу.
Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
6класс Начальный курс физической географии
Введение География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения
за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление
воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила
пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным
признакам и природным объектам.
Формы поверхности Земли Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые),
холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.
Вода на Земле Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование.
Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек. Озера,
водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.
Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по
масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного
участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте.
Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города,
моря, реки, каналы и т. д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и
деятельности людей.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательства
шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса.
Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и
суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия,
Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).
Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Значение Солнца для жизни на
Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и
скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса
освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Карта России
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России —
Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря,
омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России. Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы:
Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного
угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Крупные города России (по выбору учителя).
Наш край на физической карте России.
Повторение начального курса физической географии
7класс География России
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)
Географическое положение России на карте мира.
Европейская и азиатская части России.
Административное деление России.
Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые, их основные месторождения.
Климат России.
Водные ресурсы России, их использование.
7

Население России. Народы России.
Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли.
Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России
Размещение природных зон на территории России.
Карта природных зон России
Зона арктических пустынь
Положение на карте.
Климат.
Растительный и животный мир.
Население и его основные занятия.
Северный морской путь.
Зона тундры
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Водоемы тундры.
Растительный мир.
Животный мир тундры.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана
природы тундры.
Лесная зона
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Реки, озера, каналы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга).
Смешанные и лиственные леса.
Животный мир.
Пушные звери.
Значение леса.
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны.
Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.
Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Обобщающий урок по лесной зоне.
Зона степей
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск.
Города степной зоны: Самара,Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар.
Охрана природы зоны степей.
Зона полупустынь и пустынь
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города зоны полупустынь и пустынь.
Зона субтропиков
Положение на карте
Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты Сочи, Туапсе, Анапа,
Геленджик). Город Новороссийск. Города южного берега Крыма (Ялта, Алупка, Алушта, Судак и
Коктебель).
Высотная поясность в горах
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства
Северного Кавказа.
8

Города и экологические проблемы Урала.
Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Обобщающий урок по географии России
8класс География материков и океанов
Введение
Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и карте.
Мировой океан
Атлантический океан.
Северный Ледовитый океан.
Тихий океан.
Индийский океан.
Современное изучение Мирового океана.
Материки и части света Африка
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Природные зоны. Растительный мир тропических лесов.
Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн.
Животный мир саванн.
Растительный и животный мир пустынь.
Население и государства. (Государства по выбору учителя: Египет, Эфиопия, Танзания, Демократическая
республика Конго (ДР Конго), Нигерия, Южно-Африканская республика (ЮАР) или другие.).
Обобщающий урок.
Практические работы
Австралия
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительный мир.
Животный мир.
Население.
Австралийский Союз.
Океания. Остров Новая Гвинея.
Обобщающий урок.
Антарктида
Географическое положение. Антарктика.
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
Разнообразие рельефа, климат.
Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды.
Обобщающий урок.
Америка
Открытие Америки
Северная Америка
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера
Растительный и животный мир.
Население и государства.
Соединенные Штаты Америки.
Канада.
Мексика. Куба (по выбору учителя)
Обобщающий урок.
Южная Америка
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный мир тропических лесов.
Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов. Животный мир саванн, степей, полупустынь,
гор.
9

Население и государства: Бразилия, Аргентина, Перу или другие по выбору учителя.
Обобщающий урок. Часть света — Америка.
Евразия
Географическое положение
Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и
полуострова.
Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.
Климат Евразии.
Реки и озера Европы.
Реки и озера Азии.
Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии.
Население Евразии.
Культура и быт народов Европы и Азии.
Обобщающий урок. Евразия.
Обобщающий урок. География материков и океанов.8 класс
9класс. География материков и океанов
Государства Евразии
Политическая карта Евразии
Европа
Западная Европа
Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).
Франция (Французская Республика).
Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Южная Европа
Испания. Португалия (Португальская Республика).
Италия (Итальянская Республика).
Греция (Греческая Республика).
Северная Европа
Норвегия (Королевство Норвегия).
Швеция (Королевство Швеция).
Финляндия (Финляндская Республика).
Восточная Европа
Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика).
Венгрия (Венгерская Республика).
Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария).
Сербия и Черногория.
Эстония (Эстонская Республика).
Латвия (Латвийская Республика).
Литва (Литовская Республика).
Республика Беларусь.
Украина.
Молдавия (Республика Молдова).
Азия
Центральная Азия
Казахстан (Республика Казахстан).
Узбекистан (Республика Узбекистан).
Туркменистан.
Киргизия (Кыргызская Республика).
Таджикистан (Республика Таджикистан).
Юго-Западная Азия
Грузия.
Азербайджан (Азербайджанская Республика).
Армения (Республика Армения).
Турция (Турецкая Республика).
Ирак (Республика Ирак).
Иран (Исламская Республика Иран).
10

Афганистан (Исламская Республика Афганистан).
Южная Азия
Индия (Республика Индия).
Восточная Азия
Китай (Китайская Народная Республика).
Монголия.
Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).
Япония.
Юго-Восточная Азия
Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Индонезия
(Республика Индонезия) или другие государства по выбору учителя.
Россия (повторение) (5 ч)
Границы России.
Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии. Административное деление России.
Столица, крупные города России.
Обобщающий урок по России.
Свой край
История возникновения нашего края.
Географическое положение. Границы. Рельеф.
Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.
Полезные ископаемые и почвы.
Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов.
Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды,
лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.
Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные,
птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана
животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.
Население нашего края (области). Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы, фольклорные
песни и танцы, национальная кухня.
Промышленность. Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать выпускники школы.
Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство, бахчеводство и т. п.).
Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).
Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.
Наш город (поселок, деревня).
Обобщающий урок «Моя малая Родина».
Обобщающий урок по курсу «География»
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
5 класс

№

Тема
Введение

1

Кол
ичес
тво
часо
в
1
4

На какой Земле мы живем
4

2

Планета Земля
12

3

План и карта

Основные виды учебной деятельности обучающихся
Знакомство с новым учебником.
Определяют значение географических знаний в современной
жизни
Знакомятся с эпохой Великих географических открытий.
Зарисовывают, моделируют планеты Солнечной системы.
производят сравнение Земли с другими планетами Солнечной
системы. Объясняют смену времѐн года. Находят на карте
экватор, тропик, полярный круг, географический полюс.
Понимают различные изображения участков
земной поверхности. Упражнения в чтении масштабов на
плане. Зарисовка линии горизонта. Зарисовка сторон
горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Составление
рассказа по таблице.
Измеряют расстояния и определяют направления на
местности и плане. Составляют и читают простейший план
11

4
4

Человек на Земле
9

5

Литосфера – твердая
оболочка земли
ИТОГО

местности. Сравнивают планы местности и географические
карты. Определяют направления на глобусе. Выделяют
основные свойства карты. Классифицируют карты атласа по
охвату территории, масштабу, содержанию.
Называют и показывают по карте основные направления
расселения древнего человека; знакомятся с понятиями: раса,
плотность населения; Называют и показывают на карте
наиболее крупные и известные государства мира;
Овладевают простейшими навыками определения горных
пород по их свойствам. Выявляют закономерности
географического
распространения
землетрясений
и
вулканизма. Моделируют из пластилина или сырого песка
равнины, холма, оврага. Работают с физической картой.

34

6 класс
№

Тема

Кол
ичес
тво
часо
в
4

1

Введение

2

Ориентирование на
местности

5

3

Формы поверхности Земли

5

4

Вода на Земле

11

5

План и карта

9

6

Земной шар

12

7

Карта России

22

Основные виды учебной деятельности обучающихся
Знакомство с новым учебником.
Понимают различные изображения участков
земной поверхности. Упражнения в чтении масштабов на
плане. Зарисовка линии горизонта. Зарисовка сторон
горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Составляют
рассказапо таблице.
Овладевают простейшими навыками определения горных
пород по их свойствам. Выявляют закономерности
географического
распространения
землетрясений
и
вулканизма. Моделируют из пластилина или сырого песка
равнины, холма, оврага. Работают с физической картой.
Изучают где и в каком виде вода встречается в природе
доказать, что вода – жидкость, научить измерять
температуру воды воспитывать бережное отношение к воде.
Изучают использование воды в быту, промышленности и в
сельском хозяйстве узнать о мерах по охране воды.
Зарисовывают схемы родника. Зарисовывают схемы
колодца. Зарисовывают схемы. Моделируют из сырого
пластилина или сырого песка элементы гидросферы (реки,
озера и т.д.)
Составляют план своего двора. Обобщают материал по
теме.
Изготавливают из пластилина модели земного шара.
Оформляют таблицы названий океанов и материков.
Обозначают на контурной карте материков и океанов.
Обозначают на контурной карте первых кругосветных
путешествий. Работают с таблицей. Составляют рассказа по
опорным словам. Вычерчивание в тетради схемы
расположения поясов освещенности на земном шаре.
Прикрепляют контуры животных и растений к
соответствующим поясам освещенности. Составляют и
анализируют схему.
Обозначают на контурной карте холодные и теплые
течения. Работают с физической картой. Обозначают
границы нашей Родины, океанов и морей на контурной
карте. Обозначают острова и полуострова на контурной
карте. Обозначают на контурной карте равнины,
плоскогорья России.
Обозначают на контурной карте горы России. Наносят на
12

контурную карту основные месторождения полезных
ископаемых. Обозначают на контурной карте рек и озер
России.
ИТОГО

68

7 класс
№

Количе
ство
часов

Тема

1

Особенности природы и
хозяйства России

12

2

Природные зоны России

56

ИТОГО

68

Основные виды учебной деятельности обучающихся
Работают с физической картой мира. Работают с
физической картой России. Изготавливают из картона
условные знаки полезных ископаемых. Демонстрируют
презентацию. Вычерчивают схемы.
Работают с картой природных зон России. Работают с
физической картой и картой природных зон.
Зарисовывают растения в тетрадях. Составляют таблицы.
Составляют рассказы о городах по карте. Составляют
рассказы о животных.

8 класс
№

Тема

Количе
ство
часов
1

1

Введение

2

Мировой океан

5

3

Материки и части
света.

62

ИТОГО

68

Основные виды учебной деятельности обучающихся
Знакомятся с новым учебником.
Работают с картой мира и глобусом. Обозначают на к/к океанам
и моря.
Обозначают на к/к материки и изучаемые номенклатуры.
(Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка,
Антарктида, Австралия) экватор, тропики, полюса. Составляют
таблицы «Наземные животные, птицы, пресмыкающиеся и
насекомые материков». Зарисовывают некоторые растения.

9 класс
№

Тема

Количе
ство
часов

1

Государства
Евразии

51

2

Свой край

15

ИТОГО

66

Основные виды учебной деятельности обучающихся
Работают с политической картой. Упражняются в назывании
столиц
стран
Европы.
Демонстрируют
презентации.
Упражняются в назывании столиц стран Азии. Демонстрация
презентации.
Работают с физической и политической картой России.
Составляют таблицы полезных ископаемых. Работают с картой
Калужской области. Составляют рассказа о реках Калужской
области. Составляют рассказа о растениях и животных
Калужской области. Демонстрация презентации.

13

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Учебники:
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География 8 класс: учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География 9 класс: учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение
Литература для учителя
1. Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы сборник 5-9 классы изд-во
«Владос» под ред. В.В. Воронковой
2. Большая детская энциклопедия Животных М.: АСТ, Астрель, 2010
Картографические печатные пособия
Физическая карта России
Физическая карта России / Административная карта России
Рельефная карта России
Российская Федерация
Коллекции полезных ископаемых, гербарии
Объемные пособия
Демонстрационные:
1.
Глобусы Земли физические

1.
2.
3.
4.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».