Приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» ПРОГРАММА учебного предмета Природоведение 5-6 класс 1 Оглавление 1Пояснительная записка Стр. 3 2Общая характеристика учебного предмета Стр. 3 3Описание места учебного предмета в учебном плане; Стр. 3 1. 2. 3. 4. 4Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета. 5Содержание учебного предмета. Стр. 3 Стр. 5 5. 6Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Стр. 4 6. 7Описание материально-технического образовательной деятельности. Стр. 7 7. обеспечения 2 1. Пояснительная записка Программа учебного предмета «Природоведение» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599). Целью учебного предмета является обобщение знаний об окружающем мире, подготовка обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний Задачи учебного предмета: 1. обеспечить систему знаний о живой и неживой природе 2. сформировать понимание природных явлений на основе раскрытия простейших связей в природе 3. воспитывать бережное отношение к природе, готовность ее охранять 4. формировать практические умения по выращиванию растений и уходу за животными 5. прививать навыки, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Результатами промежуточной аттестации считаются годовые отметки по предмету (пункт 3.3 Положения о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости в МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова»). Форма организации учебного предмета – урок. 2. Общая характеристика учебного предмета У обучающихся должны быть сформированы некоторые элементарные представления об окружающем мире, о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека. Учебный предмет является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению обучающимися элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний. Обучающиеся научаться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов. Природоведческие знания помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем – естествознания. Основные направления коррекционной работы: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие основных мыслительных операций; развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане Изучение учебного предмета «Природоведение» в основной школе изучается в 5-6 классах. Общее число учебных часов за 1 год в 5 и 6 классах по 2 часа (68 ч.-5 класс, 68 ч. - 6 класс) 3 4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета В ходе изучения предмета, обучающиеся получат возможность приобрести следующие личностные результаты: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Коммуникативные действия: - уметь слышать, слушать и понимать собеседника - правильно выражать свои мысли в речи Регулятивные действия: - учиться отличать верно выполненное задание от неверного - учиться работать по предложенному плану Предметные результаты Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения курса природоведения, готовность их применения. В результате изучения курса природоведение обучающиеся должны овладеть следующими базовыми учебными действиями: Минимальный уровень: узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса) называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые) соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); выполнять несложные задания под контролем учителя; адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога. Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях, знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом); называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; уметь объяснять свое решение; 4 выделять существенные признаки групп объектов; знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни; вступать в беседу; обсуждать изученное; проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу; совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; выполнять доступные возрасту природоохранительные действия; осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями. 5. Содержание учебного предмета 5 класс Введение Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. Вселенная Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Практические работы Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля. Наш дом — Земля Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение для жизни на Земле. Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др.Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Практические работы Зарисовка форм поверхности суши. Нахождение на карте морей и океанов. Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы». Растительный мир Земли Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение. Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга). Практические работы Сезонные наблюдения за растениями. Зарисовка растений в разные времена года. Уход за комнатными растениями. Животный мир Земли Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. 5 Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга. Практические работы Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей. Составление рассказов о своих домашних животных. Человек Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система).Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Практические работы Составление распорядка дня. Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран — порезов). Есть на Земле страна — Россия Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. СанктПетербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Кемерово, Томск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники. Заказники. Охрана природы. Наш город. Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Практические работы Зарисовка Государственного флага России. Нахождение России на политической карте. Составление рассказа о своем городе. 6 класс 1. Общее знакомство с природой (3 ч.) Живая и неживая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу. 2. Вода (17 ч.) Вода в природе. Вода – жидкость. Температура воды и еѐ измерение. Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. Изменение состояния воды при замерзании. Лед – твердое тело. Превращение воды в пар. Кипение воды. Три состояния воды в природе. Вода – растворитель. Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. Нерастворимые вещества в природе. Чистая и мутная вода. Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. Что мы узнали о воде. Демонстрация опытов: 1. Расширение воды при нагревании и сжатии при охлаждении. 2. Расширение воды при замерзании. 3.Растворение соли, сахара марганцово-кислого калия в воде. 4.Очистка мутной воды. Практическая работа: 1. Определение текучести воды. 3. Воздух (15 ч.) Воздух в природе. Воздух занимает место. Воздух сжимаем и упруг. Воздух – плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатии при охлаждении. Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха в природе. Состав воздуха. Кислород и его значение 6 в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ. Применение углекислого газа. Значение воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха. Что мы узнали о воздухе. Демонстрация опытов 1.Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва) 2.Объем воздуха в какой – либо емкости.3. Упругость воздуха. 4. Воздух - плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Практическая работа 1.Наблюдение за отклонением пламени свечи. 4.Полезные ископаемые (21 ч.) Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Гранит. Известняки. Песок и глина. Горючие полезные ископаемые. Торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль. Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Железные руды, черные руды. Чугун, сталь. Медные и алюминиевые руды. Алюминий. Медь и олово. Что мы узнали о полезных ископаемых Демонстрация опытов 1.Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоѐмкость торфа и хрупкость каменного угля. 2.Определение растворимости калийной соли и фосфоритов. 3.Определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность) Практическая работа: 1. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов. 5.Почва(12 ч.) Что называют почвой. Состав почвы. Перегной – органическая часть почвы. Песок и глина минеральная часть почвы. Минеральные соли в почве. Различие почв по их составу. Как проходит вода в разные почвы. Весенняя обработка почвы. Охрана почв. Что мы узнали о почве. Демонстрация опытов: 1.Выделение воды и воздуха из почвы. 2.Обнаружение в почве песка и глины. 3.Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать еѐ. Практическая работа на УОУ: 1.Обработка почвы: вскапывание и боронование почвы, вскапывание приствольных кругов деревьев, рыхление почвы. 2.Определение типа почвы на УОУ. 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 5 класс № Тема Количе ство часов 1. Введение 1 2. Вселенная 4 3. Наш дом - Земля 13 Основные виды учебной деятельности обучающихся Слушают объяснения учителя. Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Работают с раздаточным материалом. Оформляют результаты работы. С помощью учителя: Планируют последовательность практических действий; осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата обобщения (осознание, структурирование и формулирование) нового, что открыто и усвоено на уроке. Систематизируют учебный материала. Составляют рассказ по плану. Описывают картины, иллюстрации. Работают с коллекцией полезных ископаемых. Зарисовывают в тетрадях. Элементарная работа по карте. Слушают и анализируют объяснений учащихся. Выполняют 7 4. Растительный мир 13 Земли 5. Животный Земли 6. Человек 7. Есть на Земле 14 страна Россия 8. Повторение пройденного год. Итого: мир 14 8 за 1 задания по разграничению понятий. Систематизируют учебный материал. Оформляют результаты работы. Обсуждают предложенный учителем или возникающий в ходе работы учебные проблемы. Составляют рассказ по плану. Описывают картины, иллюстрации. Зарисовывают в тетрадях представителей растительного мира. Сезонные наблюдения за растениями в живой природе. Слушают объяснения учителя. Работают с раздаточным материалом. Составляют рассказ по плану. Описывают картины, иллюстрации. Зарисовки в тетрадях представителей животного мира. Наблюдают за животными в живой природе. Выполняют задания по разграничению понятий. Слушают объяснения учителя. Слушают и анализируют объяснения учащихся. Систематизируют учебный материал. Оформление результатов работы. Работа с раздаточным материалом. Составление распорядка дня. Практические упражнения в оказании первой медицинской помощи. Зарисовки в тетрадях Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Элементарные навыки работы с картой. Работа с раздаточным материалом. Составление рассказа по плану. Описание картин, иллюстраций Оформление результатов работы. Работа с раздаточным материалом. 68 6 класс № тема Введение 2 Вода Количество Характеристика основных видов деятельности учащихся часов (на уровне учебных действий) 3 Различать предметы изучения естественных наук. Наблюдать и описывать биологические явления. Наблюдать свойства объектов живой и неживой природы Участвовать в обсуждении наблюдаемых явлений. Высказывать предположения - гипотезы. Формировать ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; Развивать монологическую и диалогическую речь, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение. 17 Наблюдать и описывать физические свойства воды Участвовать в обсуждении наблюдаемых явлений, 8 3 Воздух 15 4. Полезные ископаемые 21 происходящих с водой в природе Высказывать предположения - гипотезы. Формировать ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; Развивать монологическую и диалогическую речь, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение. Описывать составляющие части воздуха Наблюдать физические свойства воздуха Участвовать в обсуждении наблюдаемых явлений. Высказывать предположения - гипотезы. Формировать ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; Развивать монологическую и диалогическую речь, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение. Наблюдать и описывать полезные ископаемые. Участвовать в обсуждении наблюдаемых явлений. Высказывать предположения - гипотезы. Формировать ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; Развивать монологическую и диалогическую речь, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого 9 5 Почва 12 Итого: 68 человека на иное мнение. Наблюдать и описывать состав и физические свойства почвы. Участвовать в обсуждении наблюдаемых явлений. Высказывать предположения - гипотезы. Формировать ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; Развивать монологическую и диалогическую речь, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение. 7.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Учебники: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина «Природоведение» 5 класс. М: «Просвещение». Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина «Природоведение» 6 класс. М: «Просвещение». 2. Большая детская энциклопедия Животных М.: АСТ, Астрель. Картографические печатные пособия 1. Физическая карта России 2. Физическая карта России / Административная карта России 3. Рельефная карта России 4. Российская Федерация Коллекции полезных ископаемых, гербарии Объемные пособия Демонстрационные: 1. Глобус Земли физический. 10